logo search
Лекции(horovedenie)

3. Связь со словом.

Текст делает более конкретными и определенными мысли, выраженные в музыке, она же, в свою очередь своей образной и эмоциональной стороной усиливает воздействие слов.

Приступая к сочинению музыки, композитор стремиться по-своему выразить основную мысль и содержание текста.

В.Минин: «Музыка, связанная со словом это разговор с людьми. Хор выходит на концертную эстраду не для развлечения, а для серьезного, глубокого разговора».

Известны случаи, когда на прекрасный текст писалась плохая музыка и наоборот, поэтому осмысление ценности текста имеет и степени взаимопроникновение музыки и слова. Имеет исключительную важность значение для максимальной реализации выразительных, эмоциональных драматургических возможностей, заложенных в них.

Синтетический характер хоровой музыка, оказывает влияние не только на содержание, форму, строение сочинения, но и на исполнительское интонирование. Взаимодействие законов музыкальной формы и закономерностей поэтической речи.

Анализ литературного текста в хоровом произведении должен быть двусторонним – образно-смысловой и конструктивный.

Ритмическая организация текста в большинстве случаев опирается на тенденцию сохранения в стихах одинакового количества главных ударений, которые подчиняют себе другие ударения, а также безударные слоги и слова, создавая своеобразные ритмико-смысловые группы.

Чередование ударных и безударных слов.

1. Силлабическая система (XVIII в.) – сохранение одинакового количества слогов в стихах, которые в большинстве случаев объединены парной рифмой, и более или менее сходным расположением ударений внутри строк.

2. Тоническое стихосложение – отсутствуем присущая силлабическому стихосложению равносложность (в былинах, причитаниях и других фольклорных жанрах, Асеева и др. поэтов).

3. Силлабо-тоническое стихосложение (наибольшее распространение XIX-XXвв.) учитывается количество слогов так и количество ударений и место их расположения.

Основных размеров 5. По числу слогов, составляющих стопу, называют двухсложными и трехсложными.

Ямб – двухсложный: U —

Хорей – двухсложный: -- U

Дактиль – трехсложный: — U U

Амфибрахий – трехсложный: U —U

Анапест – трехсложный: U U —

Чтобы определить размер нужно проследить порядок чередования ударных и безударных слогов на протяжении нескольких строк.