Соната (соло и дуо).
Соната в творчестве Бетховена достигает такой неумолимой логики развития и драматургической напряженности, которые не были превзойдены авторами последующих поколений. Особенно это относится к 32 фортепианным сонатам, среди которых наиболее популярны такие шедевры, как Патетическая, Вальдштейновская и Аппассионата. Бетховен открыл и столь всесторонне использовал многообразные возможности сонатной формы, что его творчество знаменует кульминацию классической идеи сонаты, и начало ее распада. Несмотря на необычайную красоту гармонического и мелодического языка и обилие драматургически выразительных эпизодов, сонаты последователя Бетховена – Ф.Шуберта (для солирующих инструментов и фортепианных дуэтов) исполняются не столь часто, как они того заслуживают.
Современная соната. До 1845 были созданы четыре фортепианные сонаты Вебером и по три фортепианные сонаты – Ф.Мендельсоном, Р.Шуманом и Ф.Шопеном; хотя упомянутые композиторы сознательно стремились к продолжению классических традиций, эти сочинения обозначили начало романтической эпохи, когда богатство гармонического и мелодического письма взяли верх над логикой развития в классической форме. Превосходный образец чисто романтической сонаты являет собой фортепианная Соната си-минор (1854) Ф. Листа, где все части обычного сонатного цикла объединены в сквозной одночастной композиции. С другой стороны, 10 виртуозных сонат И.Брамса (1833–1897) для фортепиано, скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, кларнета и фортепиано демонстрируют новаторское претворение классических принципов художником романтической эпохи.
Doppel-Sonate - двойная соната, написанная для двух самостоятельно третированных инструментов
-
Содержание
- Музыкальный Романтизм 19 века
- Романтизм
- Причины возникновения
- Новые музыкальные жанры
- Отражение национальных чёрт в музыке
- Отношение романтиков к современности и прошлому.
- Программность в музыке 19 века
- Значение тональности h-moll. Произведения в си-миноре
- Роль бытовой музыки в искусстве 19 века
- Итальянская опера в Европе. 19 век.
- Опера в Германии. 19 век
- Французская опера в 19 веке.
- Русская опера в 19 веке.
- Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль».
- Увертюра и интродукция в опере 19 века.
- Оперная реформа Вагнера. Суть музыкальной драмы Вагнера
- Тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» - основные идеи, формы и новшество в оркестре.
- Фортепианные циклы 19 века.
- Роль Шумана в первой половине 19 века в немецкой музыке.
- Музыкально-литературная деятельность Шумана
- Камерные ансамбли в творчестве: Шумана, Шуберта, Брамса
- Влияние песни на другие жанры.
- Песенные циклы в творчестве композиторов 19 века.
- Вокально-симфонические крупные формы.
- Развитие оркестровой музыки. Новые регистры, новые приёмы использования инструментов, новые приёмы игры.
- Развитие Симфонии. Бетховен – Шуберт – Берлиоз - Мендельсон – Лист – Брукнер – Брамс – Чайковский.
- В каких симфониях 19 века использован вокал?
- Этюды в творчестве Шопена и Листа.
- Развитие инструментального концерта в музыке 19 века. Трактовка циклов, сольная каденция. (Бетховен - Мендельсон - Лист - Брамс).
- Соната (соло и дуо).
- Вариации: Бетховен – ор. 34; Шуман – ор. 13; Брамс – ор. 24, 35, 56, 98; Чайковский – ор. 33.
- Музыкальное образование в Европе в 19 веке. (муз. Учреждения).
- Музыкальные издательства
- Каких композиторов были издатели Симрок и Юргенсон.
- Выдающиеся интерпреты 19 века.
- Эдуард Ханслик (1825-1904).
- Баллада, скерцо, рапсодия в творчестве композиторов 19 века.
- Музыкальные события и написанные произведения в 1876 году.
- Фауст в музыке 19 века.
- Дополненительные вопросы
- Балеты Чайковского
- Э. Гофман (опера Ундина)
- Перечислить композиторов Франции 19 века.
- Симфонии Брамса, что нового в форме?
- Шуберт, симфония си-минор
- Музыкальный язык Листа. Новые жанры
- Монотематизм в творчестве Листа
- Фортепианные циклы Шумана
- Шуберт.
- Масштаб и значение.
- Тексты.
- Композиционная техника.
- Дальнейшее развитие песни в творчестве Шуберта.
- Инструментальное сопровождение песен
- Новая трактовка сонатно-симфонического цикла
- Оперы Мусоргского
- Симфонизм Брукнера
- Вопросы, которые попались мне на экзамене (билет № 4)