logo search
лекции по полиф

2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия

Интермедиями в фуге называются музыкальные построения, расположенные между проведениями темы.

Они строятся на мелодических оборотах, вычлененных из темы или противосложений, сопоставляют их в одновременности или последовательности, подчеркивают и подвергают отдельные из них порой довольно значительным качественным изменениям. Если новизна в проведениях тем достигается сменами тональностей, регистров, изменениями вертикальных и горизонтальных взаимоотношений, что представляет собой полифоническое варьирование, т.о. в интермедиях вид развития принципиально иной- разработка.

Изредка фуги лишены интермедий, в которых темы следуют непосредственно одна за другой и создают стретты.

Интермедия разрабатывает тематический материал темы или противосложений, разъединяет проведения темы, контрастирует им дробностью своей структуры, подвижностью; она же, модулируя, связывает проведения различных тональностей между собой.

Функции интермедий: в интермедиях, расположенных между экспозиционными проведениями темы, обычно более коротких, нередко подчеркивается роль связки.

По тематическому материалу интермедии различаются на:

1. тематически более или менее нейтральном материале (c-m/IIт)

2. на контрастном материале (h-m/Iт)

3. разработочного характера, развивающей мелодический материал темы (D-d/I, d/II, c/II, h/II, h/I

4. В интермедиях в водится материал удержанного противосложения (f/I).

Примером совиестного применения в интермедиях элементов темы и противосложения служит фуга с/I/ 1-я интермедия (5,6тт)построена на секвентном развитии начальной ячейки темы в верхнем голосе, которому контрапунктирует данный в обращении материал начала удержанного противосложения в нижнем голосе.

2-я интермедия расположена за третьим проведением темы, на грани между 1-ой и средней частью фуги (9,10тт).Тот же материал в верхних голосах в виде канонической секвенции, а в нижнем, свободном, голосе развивается секвентно материал начала противосложения. 3-я интермедия ( 13,14 тт)контрапункт: в верхнем голосе –обращение мелодии свободного голоса из второй интермедии, а в нижней паре голосов- удвоенный в терцию основной материал первого противосложения. 4-я интермедия (17, 18, 19 тт) состоит из двух вариантов производных соединений первой интермедии. Эта интермедия приводит к репризе

5-я интермедия (22, 23, 24, 25, 26 тт). Ее начальный раздел- производное соединение секвенции из второй интермедии. Центральная часть интермедии (24т) –центр трехчастной репризы фуги и служит в верхней паре голосов началом новой канонической секвенции, подводящей к повторению материала первой интермедии, а затем к последнему в репризе проведению темы.

Все интермедии этой фуги создают нарастающую линию развития.

5. Иногда основой для интермедий служит материал кодетты (Fis/I, G/I)

Примеры интенсивного развития в интермедиях: Es/I, D/I, Cis/I, f/I, fis/I, g/I, gis/I, a/I, h/I.

В 3-х или 4-х голосных фугах наблюдается впеменное выключение того голоса, которому поручается следующее проведение темы. Паузирование отдельных голосов создает уместную разрядку. Последний звук выключаемого голоса должен находиться на сильном или относительно сильном времени и не создавать переченья.