Простой контрапункт в двухголосии.
Полифоническая фактура представляет собой стройное целое, объединяющее контрастные мелодически развитые голоса.
К наиболее характерным видам контраста относятся:
1 контраст ритма (противопоставление крупным длительностям в одном голосе более мелким длительностям в другом).
2 различие мелодического рисунка каждого голоса ( движение одного голоса вверх, а другого вниз, плавное движение и скачки, движение плавное и скачкообразное)
3 контраст в размещении цезур.( моменты расчленения мелодической линии каденциями, ритмическими остановками и паузами приходятся на разное время.)
4 контраст в размещении мелодических вершин (кульминации в разное время)
5 контраст регистров голосов - обязательный для строгого письма
Однако, как бы силен ни был контраст, в полифоническом сочетании мелодий всегда присутствует глубокое внутреннее единство
К объединяющим средствам в полифонии относятся:
1 гармоническое единство совместно звучащих голосов, подчиняющиеся закономерностям гармонии
2 закономерности так называемой взаимодополняющей (комплементарной) ритмики
( длительности одного типа – бревиз, целая, половинная, четверть, восьмая и их совмешения ( длительности типа треолей, квинтолей отсутствуют)
3 несовпадение каденций совместно звучащих мелодий обусловливают большуя слитность целого и образуют характерную для полифонии непрерывность
4 совпадение во времени окончания одной мелодии с началом другой способствует скреплению полифонической ткани и является одним из характерных приемов полифонической ткани.
- Мелодия строгого письма
- Простой контрапункт в двухголосии.
- Технические приемы построения двухголосных соединений.
- Применение диссонансов
- Вертикально-подвижной контрапункт
- Цифровое обозначение интервалов
- Показатель вертикального контрапункта
- Двойной контрапункт октавы
- Правила применения интервалов
- Двойной контрапункт дуодецимы.
- Двойной котрапункт децимы
- Горизонтально-подвижной контрапункт
- Обратимый контрапункт
- Имитация в двухголосии.
- Сложный контрапункт в имитационном двухголосии. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
- Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда.
- Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда.
- Простой контрапункт в трехголосии
- Имитация в трехголосии
- Каноническая имитация
- Методические указания
- Ритмические условия вступления ответа
- Противосложение
- 1. Сочинять противосложения (удержанное и неудержанное) к собственным темам и к темам, предложенным в учебнике.
- 2 Проанализировать противосложения в фугах Баха. Интермедия
- Строение интермедии
- 1.Сочинить к двум темам, над которыми начата работа (написаны ответы и противосложения), интермедии, построив их:
- 2. Проанализировать интермедии в фугах: c/I, Cis/II, e/I Экспозиция трехголосной фуги на одну тему
- 1 . Составить план экспозиции трехголосной фуги, имея в виду те темы, к которым сочинены ответ с противосложениями и интермедии.
- 2. Сочинить экспозицию по этому плану.
- 3. Проанализировать экспозиции фуг e/I, b/I, h/I/. Средняя часть однотемной фуги
- 1. Проанализировать средние части фугE/I, b/I, h/I, f/II.
- 2. Сделать каноническую обработку тех тем, на которые сочиняете фуги. Заключительная часть фуги