Песенные циклы в творчестве композиторов 19 века.
Шуберт
1. Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся продолжением идеи Бетховена. Во всех этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня» , из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада» , «Приют» , «Рыбачка» , «У моря».) Шуберт не старался подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни.
2. В 1816 году Бетховен первым пишет цикл из 6 песен на слава венского журналиста. И вообще в эти годы он особенно много внимания уделяет песням, особенно народным. Им написано и обработано множество песен в том числе и русских, украинских и т.д. Но серьёзным основателем классической песни был всё же Шуберт.
3. Оба цикла «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» написаны на стихи Мюллера. Здесь было всё в чём он нуждался – романтическая, сентиментальная история любви, гуманность, красивые картины природы. Шуберт из-за своей несчастной любви находит в стихах Мюллера отголосок своей жизни и в его двух циклах встречается его автобиография.
Шуберт случайно нашёл стихи «Прекрасная мельничиха» у друга в комнате. Его так задели стихи, что он не стесняясь сунул себе книгу в карман и пошёл домой сочинять. Только спустя несколько дней друг пришёл в гости к Шуберту и только тогда заметил пропажу. Стихотворения Мюллера подобны песням. Мюллер сам каялся, чо не мог свои стихи связать с музыкой, но в душе надеялся, что кто-нибудь когда-нибудь их напишет.
Вильгельм Мюллер (1794 Дессау-1827 там же) немецкий писатель. Родился в семье владельца сапожной мастерской. Изучал филологию, философию и историю в Берлинском университете. Участвовал в рядах прусской армии в антинаполеоновской кампании. В 1816 издал «Антологию миннезингеров» сборник подражаний древненемецким любовным песням. Впечатления от путешествия по Италии составили книгу в эпистолярном жанре «Рим, римляне и римлянки». М. опубликовал знаменитые циклы стихов о Греции, страдающей под турецким игом. Автор более 300 эпиграмм в духе «Ксений» И. В. Гёте и Ф. Шиллера.
«Прекрасная мельничиха»(24 песни) написана в 1827 г. также, как и «Зимний путь», на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они поразительно
отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившее Шуберта.
Тема похожа с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он зимой уходит из города. Остальные песни - лирическая исповедь. Преобладание минора. Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.
Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.
Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: «Липа», «Весенний Сон» (кульминация цикла, № 11) - здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел - смех над самим собой и над своими чувствами.
4. Маленькие циклы – 7 песен на слова Вальтера (1825) и 4 песни по произведению Гёте «Мастер Вильгельм» (1826)
5. Замечателен также сборник «Лебединая песня» (1828), из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада» , «Приют» , «Рыбачка» , «У моря»). Друзья Шуберта обнаружили этот цикл после его смерти. Написан на текст Гейне и Релльштаба.
Шуман – песни около 400 (В их числе также песни для хора ансамбля. Из них важные циклы: «Песенный круг» на текст Гейне (op.24, 1840 – 9), «Мирды» (на разные тексты поэтов op.25, 1840 - 26), «Любовь поэта» (op.48, 1840 - 16 на текст Гейне, ), «Жизнь и любовь женщины» (op.42,1840 на текст Chamisso), «Песенный круг» (op.30, 1840 - 12) и т.д.
Мусоргский
вокальный цикл «Детская» (1872),
вокальный цикл «Без солнца» (1874),
цикл «Песни и пляски смерти» (1877)
Вокальный цикл «Детская»
Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни. Это не детская музыка. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами.
Вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова созданы Мусоргским в середине 70-х годов. «Песни и пляски смерти» -обращение художника к вечным общечеловеческим проблемам. Цикл насыщен глубоким трагизмом. Все его четыре части («Колыбельная, «Серенада», «Трепак», «Полководец» - первые три песни написаны в 1875 году, последняя - в мае 1877 года) связаны между собой одной идеей: безжалостная, неумолимая смерть неизбежно настигает человека в разные моменты его жизни. В образе рыцаря она поет под окном умирающей девушки, с коварной мягкостью навевает вечный сон умирающему ребенку, снежной вьюгой кружит и пляшет с подвыпившим крестьянином, подобно полководцу подсчитывает страшную добычу на поле.
- Музыкальный Романтизм 19 века
- Романтизм
- Причины возникновения
- Новые музыкальные жанры
- Отражение национальных чёрт в музыке
- Отношение романтиков к современности и прошлому.
- Программность в музыке 19 века
- Значение тональности h-moll. Произведения в си-миноре
- Роль бытовой музыки в искусстве 19 века
- Итальянская опера в Европе. 19 век.
- Опера в Германии. 19 век
- Французская опера в 19 веке.
- Русская опера в 19 веке.
- Найти общие черты в операх Вебера «Волшебный стрелок» и Россини «Вильгельм Телль».
- Увертюра и интродукция в опере 19 века.
- Оперная реформа Вагнера. Суть музыкальной драмы Вагнера
- Тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга» - основные идеи, формы и новшество в оркестре.
- Фортепианные циклы 19 века.
- Роль Шумана в первой половине 19 века в немецкой музыке.
- Музыкально-литературная деятельность Шумана
- Камерные ансамбли в творчестве: Шумана, Шуберта, Брамса
- Влияние песни на другие жанры.
- Песенные циклы в творчестве композиторов 19 века.
- Вокально-симфонические крупные формы.
- Развитие оркестровой музыки. Новые регистры, новые приёмы использования инструментов, новые приёмы игры.
- Развитие Симфонии. Бетховен – Шуберт – Берлиоз - Мендельсон – Лист – Брукнер – Брамс – Чайковский.
- В каких симфониях 19 века использован вокал?
- Этюды в творчестве Шопена и Листа.
- Развитие инструментального концерта в музыке 19 века. Трактовка циклов, сольная каденция. (Бетховен - Мендельсон - Лист - Брамс).
- Соната (соло и дуо).
- Вариации: Бетховен – ор. 34; Шуман – ор. 13; Брамс – ор. 24, 35, 56, 98; Чайковский – ор. 33.
- Музыкальное образование в Европе в 19 веке. (муз. Учреждения).
- Музыкальные издательства
- Каких композиторов были издатели Симрок и Юргенсон.
- Выдающиеся интерпреты 19 века.
- Эдуард Ханслик (1825-1904).
- Баллада, скерцо, рапсодия в творчестве композиторов 19 века.
- Музыкальные события и написанные произведения в 1876 году.
- Фауст в музыке 19 века.
- Дополненительные вопросы
- Балеты Чайковского
- Э. Гофман (опера Ундина)
- Перечислить композиторов Франции 19 века.
- Симфонии Брамса, что нового в форме?
- Шуберт, симфония си-минор
- Музыкальный язык Листа. Новые жанры
- Монотематизм в творчестве Листа
- Фортепианные циклы Шумана
- Шуберт.
- Масштаб и значение.
- Тексты.
- Композиционная техника.
- Дальнейшее развитие песни в творчестве Шуберта.
- Инструментальное сопровождение песен
- Новая трактовка сонатно-симфонического цикла
- Оперы Мусоргского
- Симфонизм Брукнера
- Вопросы, которые попались мне на экзамене (билет № 4)