Валторна
В оркестре Штрауса удивительным образом сочетаются мощь и ясность звучания. Композитор старается в полной мере применить все технические особенности инструментов. Нередко он способен увидеть в них то, что никогда не замечали другие, заставить выступать в необычной роли. Пример тому – начало симфонической поэмы «Тиль Уленшпигель», где в соло валторны, исполняющей быстрый пассаж, ощущается ирония, даже гротеск.
Иногда Штраус смело использует, казалось бы, невозможные на первый взгляд инструментальные сочетания. Так, в сцене казни Тиля противопоставление хорального звучания струнных и духовых инструментов с репликой кларнета приводит к необыкновенной динамике и яркости тембровых оттенков.
Большинство симфонических поэм Штрауса навеяно лучшими произведениями литературной классики, философскими сочинениями, сюжетами народного эпоса. Именно они были основой для композитора, писавшего: «Для меня поэтическая программа является не чем иным, как творческим поводом для создания выразительной формы и для музыкального развития моих ощущений, а не просто музыкальным описанием известных жизненных событий».
Впечатления от прочтения «Дон Жуана» Н. Ленау легли в основу музыкальной поэмы Штрауса с тем же названием (1888). Произведение пронизано романтическим пафосом, оно восхищает мелодическим богатством и тонкостью передачи музыкальных образов персонажей: Дон Жуана, донны Анны, Церлины.
В этой работе, проникнутой оптимистическим чувством, ощущается огромное дарование композитора, в будущем автора прекрасных опер. Хотя в основе «Дон Жуана» лежат традиции программной романтической музыки, столь оригинальное произведение говорит о необыкновенно яркой индивидуальности молодого композитора.
«Дон Жуан» стал настоящим шедевром, и его первое исполнение под управлением самого автора принесло Штраусу славу, которую не смогли затмить дальнейшие, также великолепные работы «Макбет» и «Смерть и просветление», созданные в 1889 году.
В 1895 году композитор завершил «Тиля Уленшпигеля», одну из самых знаменитых музыкальных поэм. Интересно, что главный персонаж произведения Штрауса вовсе не такой, каким мы его знаем по роману Шарля де Костера, – отважный и мужественный борец за освобождение своей родины. Тиль Штрауса – веселый и остроумный, жизнерадостный и бойкий. Именно о таком балагуре и забияке рассказывают старинные немецкие песни, сочиненные народом. Это обращение к народному фольклору с его искрометным юмором и сделало поэму Штрауса столь оригинальной и непохожей на другие произведения.
Авторский замысел раскрывается уже в полном названии музыкального произведения. Оно звучит так: «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля. По старинным шутовским песням. В форме рондо для большого оркестра». Многочисленные эпизоды, повествующие о приключениях главного персонажа, сочетаются с повторами главной темы.
«Тиль Уленшпигель» восхищает удивительной фантазией, способностью автора дать точную музыкальную характеристику героя и окружающих его персонажей, а также необыкновенной живостью, динамичностью. Множество эпизодов, полных иронии, проходят перед слушателем, и все они складываются в целостную красочную и яркую картину.
В 1896 году появилась новая симфоническая поэма Штрауса, получившая название «Так сказал Заратустра» (Свободная композиция по Ницше), а в 1897 году – партитура «Дон Кихот» (Фантастические вариации на тему рыцарского характера). Музыкальная поэма рассказывает о многочисленных ситуациях, в которые попадает знаменитый рыцарь. Он борется с ветряными мельницами, со стадом баранов (звукоподражательное блеяние баранов воспроизведено с большим мастерством), беседует с Санчо Пансой, вступает в схватку с колдунами, сражается с Рыцарем Белой Луны. Эти и многие другие сцены музыка Штрауса передает настолько образно, что трудно не догадаться, как в данный момент развиваются события. Этому способствуют многочисленные элементы звукоизобразительности, которые современники композитора отнесли к недостаткам пьесы.
Так, знаменитый французский писатель и музыковед Р. Роллан, кстати, большой поклонник искусства Штрауса, совершенно справедливо заметил: «Ни в одном из других своих произведений Штраус не дает столько доказательств ума, остроумия и необычайной ловкости и ни в одном из них… не затрачено столько сил впустую ради забавы, ради музыкальной шутки, длящейся сорок пять минут и требующей от автора, исполнителей и публики тяжелой работы».
Тем не менее произведение имеет и множество сильных сторон. Великолепна тема Дон Кихота. Особенно сильное впечатление производит музыкальная характеристика рыцаря в сцене его смерти. Проникновенная музыка, звучащая в этом эпизоде, заставляет зрителя переосмыслить произведение и по-новому увидеть его героя.
В творчестве Штрауса есть несколько автобиографических вещей. Это «Жизнь героя» (1898) и «Домашняя симфония» («История одной жизни», 1903).
Первое произведение рассказывает о самоутверждении композитора, борьбе с недругами и недоброжелателями. В его композицию включены темы из более ранних работ Штрауса («Тиль Уленшпигель», «Макбет», «Дон Жуан», «Дон Кихот» и др.). Многие исследователи творчества Штрауса считают, что «Жизнь героя» – не просто образ композитора, его автопортрет, но и полная картина той эпохи, в которую он жил.
В «Домашней симфонии» нет борьбы, она раскрывает поэзию повседневной, обычной жизни. Произведение интересно тем, что в него включено множество точных психологических характеристик и острый юмор, свойственный только Штраусу.
Завершающей в оркестровом творчестве композитора стала «Альпийская симфония» (1915), передающая красоту альпийской природы. Для партитуры Штраус вновь использует натуралистическую звукопись. Восхищение вызывает сильная и весьма колоритная оркестровка произведения.
Важное место в творчестве Штрауса занимает опера. К этому жанру он обратился в конце 1880-х годов, но первые работы («Гунтрам», 1893; «Потухший огонь», 1901) были встречены публикой холодно. Неудача не остановила композитора, продолжавшего искать новые сюжеты. В 1900-х годах появились оперы «Саломея» и «Электра», и вскоре об их авторе заговорили.
«Саломею» (1905), написанную по мотивам одноименной драмы О. Уайльда, сам автор назвал «симфонией в драматической форме, психологической, как и любая музыка». И в самом деле, опера, воплотившая мир тонких, болезненных чувств, проникнута напряженным драматизмом. Чтобы передать накал страстей, одолевающих героев, Штраус обращается к экспрессивной, очень эмоциональной манере музыкальной декламации, к неожиданным контрастам звучания.
Не менее экспрессивна «Электра» (1908) – произведение мрачное и трагическое. Штраус говорил, что стремился воплотить в ней «демоническую, исступленную Элладу шестого века». Тем не менее античный сюжет трактован композитором и автором либретто, венским драматургом Гуго фон Гофмансталем, с модернистской точки зрения, соответствующей декадентским направлениям того времени. Отсюда нервность, неуравновешенность, а не спокойное величие героев античной трагедии. Немецкий музыковед Э. Краузе писал об этих операх Штрауса: «По сути дела, в обеих пьесах композитор с большим мастерством и утонченностью использовал художественные средства декадентского искусства для того, чтобы сделать достоянием оперной сцены отрицательные явления общественного распада».
Создавая «Саломею» и «Электру», Штраус особое внимание направил на оркестровую партию, которая приобрела едва ли не главное значение. Сложность музыкального языка, преувеличенность выражения героями своих чувств и эмоций говорят также и о том, что в операх нашли отражение тенденции ранне-экспрессионистического искусства. Подобные черты проявились в операх немецких композиторов позднее, после Первой мировой войны. Штраус сделал первый шаг в направлении к экспрессионизму, но вскоре он вновь вернулся к традиционной музыке и в 1910 году написал комическую оперу «Кавалер роз» (либретто Гуго фон Гофмансталя). Хотя композитор балансирует на грани, разделяющей классическую комическую оперу и салонную оперетту, популярную в Европе начала XX века, эту грань он не переступает благодаря своему умению создавать действительно остроумную, изящную и необыкновенно лиричную музыку. Все это относится и к «Кавалеру роз», в котором звучат мелодии XVIII столетия, ритмы венского вальса и другие разнообразные элементы. Соединившись по воле автора, они делают оперу удивительно гармоничной.
В 1912 году Штраус написал оперу «Ариадна на Наксосе» на сюжет античного мифа. Легенда, рассказывающая о печальной судьбе Ариадны, брошенной Тезеем, у немецкого композитора превращается в жизнеутверждающую и светлую музыку.
В дальнейшем Штраус создал целый ряд опер, среди которых фантастико-философская «Женщина без тени» (1918), комическая «Арабелла» (1932), опера-буффа «Молчаливая женщина» (1935). Либретто к последнему произведению было создано известным австрийским писателем Стефаном Цвейгом по комедии Б. Джонсона, из-за чего композитор имел неприятности с нацистскими властями, обвинившими его в сотрудничестве с лицом неарийского происхождения.
Нацисты отстранили Штрауса от должности председателя Государственной музыкальной палаты (этот пост он занимал с 1933 года), а с 1943 года ему запретили покидать Германию. Композитор безвыездно жил на своей вилле в Гармише, в баварских Альпах. После окончания Второй мировой войны он уехал в Швейцарию. Незадолго до смерти Штраус вернулся в Гармиш. Умер композитор в 1949 году.
- Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности
- Гвидо д’Ареццо
- Музыка Возрождения
- Раннее Возрождение
- Высокое Возрождение
- Палестрина
- Орландо Лассо
- Клаудио Монтеверди
- Клаудио Монтеверди
- Михаэль Преториус
- Джироламо Фрескобальди
- Арканджело Корелли
- Генри Пёрселл
- Алессандро Скарлатти
- Антонио Вивальди
- Жан Филипп Рамо
- Джованни Баттиста Перголези
- Классицизм
- Жан Батист Люлли
- Жан Батист Люлли
- Литавры
- Кристоф Виллибальд Глюк
- А. Головин. Эскиз декораций к опере к. Глюка «Орфей и Эвридика»
- Клавикорд
- Отрывок из первой части Симфонии ми-бемоль мажор й. Гайдна
- Доменико Чимароза
- Дмитрий Степанович Бортнянский
- Муцио Клементи
- Джованни Баттиста Виотти
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Отрывок из арии Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» в. Моцарта
- «Турецкий марш» – финал сонаты ля мажор в. Моцарта
- Луиджи Керубини
- Отрывок из Патетической сонаты л. Бетховена
- Отрывок из пятой симфонии л . Бетховена
- Катерино Альбертович Кавос
- Никколо Паганини
- Н. Паганини
- Михаил Иванович Глинка
- Сцена из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Музыкальный образ Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» м. И. Глинки
- Отрывок из арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» м. И. Глинки
- Ференц Лист
- Ференц Лист
- Романтизм
- Карл Мария фон Вебер
- Александр Александрович Алябьев
- Александр Александрович Алябьев
- Джоаккино Россини
- Франц Шуберт
- Отрывок из песни «Лесной царь» ф. Шуберта
- Гаэтано Доницетти
- Алексей Николаевич Верстовский
- Алексей Николаевич Верстовский
- Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» а. Н. Верстовского
- Александр Николаевич Серов
- Винченцо Беллини
- Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» а. Е. Варламова
- Гектор Луи Берлиоз
- Гектор Луи Берлиоз
- Александр Львович Гурилев
- Александр Львович Гурилев
- Феликс Мендельсон
- Феликс Мендельсон
- Отрывок из вальса до-диез-минор ф. Шопена
- Роберт Шуман
- Роберт Шуман
- Пианино
- Рихард Вагнер
- Рихард Вагнер
- Шарль Франсуа Гуно
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Антон Григорьевич Рубинштейн
- Контрабас
- Шарль Камиль Сен-Санс
- Кларнет
- Исаак Альбенис
- Энрике Гранадос
- Ралф Воан-Уильямс
- Макс Регер
- Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету к. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»
- Морис Равель
- Мануэль де Фалья
- Отторино Респиги
- Кароль Шимановский
- Джакомо Пуччини
- Руджеро Леонкавалло
- Пьетро Масканьи
- Рихард Штраус
- Валторна
- Ферруччо Бузони
- Ференц Легар
- Александр Николаевич Скрябин
- Александр Николаевич Скрябин
- Антон Степанович Аренский
- Тема вступления из симфонии «Божественная поэма» а. Н. Скрябина
- Арнольд Шёнберг
- Имре Кальман
- Антон Веберн
- Альбан Берг
- Артюр Онеггер
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Отрывок из романса «Мне грустно» а. С. Даргомыжского
- Станислав Монюшко
- Бедржих Сметана
- 1860 – Е годы стали для Бедржиха Сметаны периодом творческого расцвета. В 1863 году была написана первая опера «Бранденбуржцы в Чехии», за ней последовали «Проданная невеста» и «Далибор» (1867).
- Виолончель
- Цезарь Антонович Кюи
- Генрик Венявский
- Милий Алексеевич Балакирев
- Милий Алексеевич Балакирев
- Модест Петрович Мусоргский
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Петр Ильич Чайковский
- Сергей Иванович Танеев
- Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
- Антонин Дворжак
- Жюль Массне
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Леош Яначек
- Анатолий Константинович Лядов
- Анатолий Константинович Лядов
- Отрывок из Прелюдии си-минор а. К. Лядова
- Александр Тихонович Гречанинов
- Александр Константинович Глазунов
- Александр Константинович Глазунов
- Музыкальная тема Раймонды из балета «Раймонда» а. К. Глазунова
- Ф. И. Шаляпин и с. В. Рахманинов
- Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» с. В. Рахманинова
- Мечислав Карлович
- Карл Орф
- Л. Бакст. Эскиз костюма к балету и. Ф. Стравинского «Жар-птица»
- Альфредо Казелла
- Эйтор Вила-Лобос
- Богуслав Мартину
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Сцена из балета «Золушка»
- Пауль Хиндемит
- Джордж Гершвин
- Джордж Гершвин
- Франсис Пуленк
- Жорж Орик
- Арам Ильич Хачатурян
- Оливье Мессиан
- Бенджамин Бриттен
- Витольд Лютославский
- Балалайка
- Леонард Бернстайн
- Кшиштоф Пендерецкий
- Альфред Гарриевич Шнитке
- Танцовщицы фламенко
- Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко
- Мандолина
- Ковбойская музыка
- Вестерн-свинг
- Блюграсс
- Хонки-тонк
- Кантри-госпел
- Кантри-фолк
- Боб Дилан
- Акустическая гитара
- Боб Марли
- Хард-рок
- Ранний состав Black Sabbath
- Глэм-рок, или глиттер-рок
- Лайза Джеррард (Dead Can Dance)
- Хардкор
- Индастриал-рок
- Аккордеон
- Стиви Уандер
- Авторская песня
- Владимир Высоцкий
- Юлий Ким
- Оркестр Луи Армстронга
- Дюк Эллингтон
- Дж. Б. Диззи Гиллеспи
- Терминологический словарь
- 2) Публичные выступления музыкантов. Первые концерты прошли в Лондоне в 1672 году. Были организованы придворным музыкантом Дж. Банистером.
- 2) Учение о мелодии.