logo search
Музыкальный романтизм 19 в

Отношение романтиков к современности и прошлому.

Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому, к старине. Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика Италии, Испании, Греции, Турции - является контрастом скучной обыденности. В этих странах, тогда ещё мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад.

Романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.

Особое место среди романтиков писателей принадлежит французским писателям. В своём развитии французский романтизм был связан с политической борьбой своей эпохи, чем романтическое движение других стран. Крупнейшими представителями его явились Шатобриан и Жермена де Сталь на первом этапе, Ламартин, Виньи и ранний Гюго - на втором этапе, совпавшем с эпохой Реставрации, более поздний Гюго и Жорж Санд - на третьем этапе французского романтизма.

Шатобриан и Виньи проклинали революцию и оплакивали утраченный блеск и величие дворянства. Виктор Гюго, вдохновленный борьбой французской демократии за политический прогресс, считал французскую революцию величайшим завоеванием человечества. Обращаясь к прошлому, Гюго находил живое проявление творческих сил народа, его мятежного духа, его неугасимого стремления к свободе.

Ареной борьбы между романтиками и сторонниками классицизма стал театр, так как наиболее прочными были позиции классицизма именно в области драмы. Александр Дюма-отец, Мюссе, Гюго, Мериме выступают с драмами, направленными против требований классической трагедии. Французские романтические драмы, свободные по композиции, рисующие бурные страсти и яркие чувства, отражали прогрессивные веяния эпохи.

Во Франции полное торжество романтизма пришлось на 20-е - начало 30-х годов 19 века. В это время получает развитие жанр исторического романа. Несмотря на все достоинства французского исторического романа, романтики не могли достигнуть глубины, правдивости Вальтера Скотта, служившего им образцом.