logo search
02

Контрольные вопросы по теме

Творчество композиторов “Могучей кучки”

  1. Какое событие можно считать началом формирования кружка “Могучая кучка”?

  1. Когда он окончательно сложился? Кто входил в кружок?

  2. Где и когда собирались молодые композиторы на свои музыкальные семинары?

  3. Как называли свой союз сами балакиревцы? Кто дал союзу новое наименование?

  4. Кто такой А.Д. Улыбышев? Какова его роль в истории русской музыки?

  5. В чем видели источник своего творчества композиторы “Могучей кучки”?

  6. Каковы творческие принципы “кучкистов”?

  7. Когда кружок распался? Что послужило причиной распада творческого союза?

  8. В чем состоял жизненный и творческий подвиг М. Балакирева?

Владимир Владимирович Стасов (1824-1906)

Обозревая русскую музыкальную культуру второй половины XIX века, нельзя обойти вниманием личность В.В. Стасова. Стасов не был композитором. Он был музыкальным и художественным критиком, историком молодого русского искусства.

Закончив Училище правоведения, Стасов с 32 лет служил хранителем в Публичной библиотеке, в отделе Древних рукописей, а позже - заведующим Художественным отделом.

Стасов обладал энциклопедической образованностью, широтой взглядов и интересов. Свою жизнь Стасов посвятил борьбе за национальное реалистическое искусство. Идейно-эстетические взгляды Стасова сложились под влиянием идей В.Г. Белинского, А.И. Герцена, П.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, которых он называл своими учителями.

В. Стасов был страстным и бескомпромиссным полемистом. Чего стоят одни лишь заголовки его статей: “Неучи и доки”, “Всем на суд”, “Музыкальные лгуны”, “Что-то очень некрасивое”, “Музыкальное безобразие”, “Тормозы русского искусства”, “Куриная слепота” и многие другие. Идейные противники называли Стасова за остроту его полемических статей “тираном русской критики”.

Особенно велика была роль Стасова как идеолога “Могучей кучки”. Само название - “Могучая кучка” - принадлежит Стасову. Если по отношению к творчеству Глинки у Стасова был такой предшественник как Одоевский, то в обосновании гениальности творчества М. Мусоргского или А. Бородина у него не было предшественников. Как сказано в Библии: “нет пророка в своем отечестве”. Современники не принимали всерьез оценок В. Стасова, и лишь когда усилиями Н. Римского-Корсакова и Ф. Шаляпина был создан на русской и мировой сцене потрясающий образ царя Бориса, тогда в полной мере была оценена прозорливость Стасова, утверждавшего, что “Борис Годунов” - один из лучших и высших алмазов всей русской музыки.

Стасов подсказал М. Мусоргскому замысел оперы “Хованщина”, А. Бородину - “Князя Игоря”, М. Балакиреву - “Короля Лира”, Н. Римскому-Корсакову - тему симфонической картины “Садко”. Позднее Стасов предложил Римскому-Корсакову тему “Шехеразады” и “Сказки о царе Салтане”. Он принимал деятельное участие в разработке сценария оперы “Садко”.

Стасов считал, что искусство тем выше, чем полнее оно охватывает жизнь народа. Не случайно поэтому критик так высоко ценил и в музыке, и в живописи “хоровое начало”, то есть изображение народных масс. Стасов постоянно побуждал художников разрабатывать самые острые и социально значимые темы современности.

В общении с художниками и композиторами, людьми большей частью весьма своеобразными, Стасов всегда в первую очередь руководствовался интересами развития русского национального искусства, а не личностными амбициями. Приводимая здесь цитата из личного письма Стасова как нельзя лучше доказывает это: “Например, хотя бы с Балакиревым, который в продолжение, может быть, 20-25 лет мало ли сколько мне делал пакостей и несправедливостей. Но для меня есть много такого, что выше и дороже общепринятых правил поведения, пакостей и несправедливостей, и я всегда все сносил и оставлял в стороне, пока чего-то ожидал от человека... Когда я увижу, что от человека нечего больше окончательно ожидать такого, тогда только я обращу внимание на личные отношения и личные мелочи обыденной жизни”.

Стасов смотрел на все явления русской музыки сквозь призму эстетических позиций “Могучей кучки”, полагая, что только в них содержится единственно правильный для русского музыкального искусства путь развития.

Стасов восторженно приветствовал молодого М. Горького, А. Скрябина, Ф. Шаляпина, пропагандировал творческое наследие М. Глинки и А. Даргомыжского.

Многие факты жизни и творчества русских музыкантов впервые были обнародованы Стасовым. Именно он был первым биографом Глинки, создателем его целостной характеристики, тогда как историческая роль Глинки еще не была оценена современниками.

Однако не во всем Стасов был прав. Так, например, он выступал против организации консерваторий в России. Критик полагал, что западная система музыкального образования уведет русских молодых композиторов в чуждом национальному искусству направлении. Он видел в консерватории, как и в Академии художеств, рассадник рутины, казенщины, официальности и рабского следования традиции.

Стасов недооценивал творчество П.И. Чайковского - воспитанника консерватории, а от консерваторских композиторов в принципе не ожидал ничего хорошего.

В 80-х годах Стасов сблизился с Беляевским кружком, в котором он видел наследника и продолжателя “Могучей кучки”.

Уже на склоне жизни Стасов оценил и приветствовал творчество А.Н. Скрябина.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)

По своим убеждениям Мусоргский был наиболее радикальным членом этого творческого союза. Он более, чем кто-либо из “кучкистов”, ощущал свою сопричастность народу, чувствовал и понимал мир крестьянской души.

Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в одном из сел Псковской губернии в семье помещика. Музыкой начал заниматься с пяти лет. У него, как и у Пушкина, была своя няня, познакомившая его с народными песнями, сказками. С детских лет Мусоргский наблюдал тяжелую жизнь простого народа, нищету, бесправие крестьян.

В 10 лет Мусоргский вместе со старшим братом переезжает в Петербург. По семейной традиции родители отдали сына в школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании школы Мусоргский был определен офицером в Преображенский гвардейский полк. Модесту было тогда 17 лет. Блестящий офицер, удостоенный вниманием императора Николая I, холеный, с барскими манерами, пересыпавший свою речь французскими выражениями, он мог бы вести жизнь легкую и спокойную. Мог бы, если б не великий природный талант и не встреча с “гениальным Даргомыжским”. Мусоргский вспоминал, что, однажды увидев сумасшедшего Мельника в “Русалке” Даргомыжского, он сам стал как помешанный и после этого говорить о музыке как о развлечении не мог. Мусоргский смотрел на Даргомыжского с восторгом, как на Архимеда, открывшего новый закон.

Знакомство с Балакиревым и Кюи, погружение в мир музыкального искусства привели к тому, что, прослужив всего лишь два года, в 1858 году Мусоргский подает прошение об отставке. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и его кружок “Могучая кучка”. Мать Мусоргского любила его безмерно и смиренно отдала его в руки Балакирева. Она понимала, что отдает своего сына на растерзание музыке, но она видела и другое, как рвется наружу его огромный дар.

Мусоргский по примеру Даргомыжского поставил перед собой цель передать музыкой выразительность прозаической речи во всех ее тончайших психологических изгибах. Результатом этих исканий стала целая серия оригинальных вокальных произведений на темы из народной жизни. Среди них наибольшую известность получили песни “Калистрат”, “Колыбельная Еремушки” на слова Н.А. Некрасова, “Светик Савишна”, “Сиротка” и другие. Эти песни написаны Мусоргским как драматические сценки, требующие от исполнителя не только вокального, но и актерского дарования.

“Я разумею народ, как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере” - так композитор определил идейный замысел оперы “Борис Годунов”. Даже после “отечественной героико-патриотической” оперы “Иван Сусанин” Глинки было неслыханным, чтобы так правдиво показывали на оперной сцене народную крестьянскую массу и отводили ей в драматургии столь значительное место, как это сделал Мусоргский.

Гений Мусоргского наиболее полно раскрылся в его опере “Борис Годунов” по трагедии Пушкина. Композитора привлекала возможность широко показать народ, а также сложный противоречивый образ самого Бориса Годунова.

Приступая к сочинению оперы, Мусоргский был уже автором двух не вполне законченных опер: “Саламбо” по роману Г. Флобера и “Женитьбы” по Н. Гоголю, многих песен, романсов, крупного программного симфонического произведения “Ночь на Лысой горе”. В качестве программы для этого сочинения композитор использовал народные сказания о ночи накануне дня Ивана Купалы (с 6 на 7 июля), когда нечистая сила собирается на шабаш и особенно опасна.

Либретто оперы “Борис Годунов” М.П. Мусоргский написал сам по мотивам исторической трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов” (1825), привлекая дополнительные материалы из “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина.

Опера состоит из 8 картин с прологом.

Краткое содержание оперы.

Пролог. Двор Новодевичьего монастыря. Пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить Бориса Годунова принять царский венец. Народ, собравшийся на следующий день перед Успенским собором, славит новоявленного царя. Душа Бориса Годунова полна тягостными предчувствиями... На совести Бориса лежит убийство законного наследника престола царевича Димитрия - младшего сына Ивана Грозного.

В келье Чудова монастыря отшельник Пимен пишет правдивую летопись воцарения Бориса. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. Он поражен совпадением внешних примет своих и царевича и принимает решение назваться Димитрием, будто бы чудом спасшимся от Борисам, и вступить с ним в борьбу за царский престол. Для осуществления своих планов самозванцу необходима поддержка литовских войск. Он пытается тайно пересечь российскую границу, но там его вместе с беглыми монахами Варлаамом и Михаилом пытаются задержать царские приставы. Обманным путем Григорию все же удается бежать.

В царском тереме Борис утешает дочь Ксению, у которой умер жених. В государственных делах царю нет удачи. Народ не любит царя Бориса. Его большой диалог “Достиг я высшей власти” насыщен скорбью и трагическими предчувствиями. Лукавый царевич Василий Шуйский приносит царю весть о появлении в Литве самозванца, которого поддерживает польский король. Борис в смятении: ему чудится призрак убитого царевича Димитрия.

В третьем акте оперы честолюбивая польская красавица Марина Мнишек мечтает покорить самозванца и стать вместе с ним властительницей Руси. В развернутой сцене у фонтана она называет самозванца царевичем и заявляет, что лишь тогда будет принадлежать ему, когда он станет царем.

Собравшийся перед храмом Василия Блаженного народ верит, что царевич Дмитрий жив, и с его приходом кончится произвол Бориса. Во время царского шествия народ с отчаянием просит Бориса: “Хлеба!”. Юродивый бросает в лицо царю тяжкое обвинение, называя его царем-Иродом, и просит зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Кремле, во время заседания боярской думы, появляется царь Борис, в страхе отгоняющий от себя призрак убиенного царевича. Князь Василий Шуйский намеренно привел на заседание думы летописца Пимена, который рассказывает Борису о чудесных исцелениях, совершающихся над могилой царевича Димитрия. Этот рассказ окончательно подрывает силы Бориса. Едва успев произнести последние слова напутствия своему сыну Федору, царь умирает.

Последняя картина оперы - грандиозная по размаху и драматургической силе сцена крестьянского восстания против неправедного царя. Действие происходит на лесной опушке под Кромами, где народ расправляется с плененным борисовым воеводой и польскими езуитами-мессионерами. Появляется Самозванец. Народ радостно приветствует его: “Смерть Борису!”. Кульминацией этой картины является хор “Расходилась, разгулялась сила молодецкая”.

Опера завершается плачем Юродивого, который предрекает народу новые невзгоды. “Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд”, - поет он.

Правдивое изображение простых людей из народа было постоянной мечтой композитора. “Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью - мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального”, - писал композитор художнику И.Е. Репину.

“Народ в “Борисе Годунове” изображен Мусоргским в таких формах правды и реальности, каких до него еще никто не пробовал... Монахи Варлаам, Мисаил, хозяйка корчмы, мамка, пристав, юродивый, наконец, многие лица без имени в народных сценах и всего больше народные массы крестьян и баб в первом и последнем акте - это все типы, небывалые еще в операх и в России, и во всей Европе”, - писал В.В. Стасов.

Отношение к народу как к главному герою своих опер имело следствием значительное повышение роли массовых хоровых сцен.

В трагедии А.С. Пушкина “народ безмолвствует”, а в музыкальной драме М.П. Мусоргского народ - активное действующее лицо.

Строение оперы тесно связано с ее драматургией. Мусоргский отказывается от номерного строения. За редким исключением, все строится в свободной развивающейся форме, смене диалогов, монологов, массовых сцен, вытекающих из самого действия драмы. Важную роль играют лейтмотивы - определенные музыкальные характеристики того или иного персонажа или же действия.

Реалистическая народная музыкальная драма Мусоргского открыла собой новое направление в развитии оперы.

Опера “Борис Годунов” была написана в период с 1868 по 1872 годы. Первоначальная редакция оперы (1869 год) заканчивалась смертью царя Бориса, вторая редакция (1872 год) включила в себя польский акт и сцену “Под Кромами”, завершающую оперу, - сцену народного восстания против царя Бориса. Премьера оперы состоялась 24 января 1874 года в Петербурге и имела огромный успех.

К сожалению, успех этой премьеры еще больше обострил внутренние противоречия между членами бывшего творческого союза. У многих появилось чувство зависти. Ц. Кюи выступил в печати с разгромной статьей: “Борис Годунов” - произведение незрелое. Незрелость сказывается во всем: в либретто, в увлечении звукоподражаниями: в первой сцене хохочут, а в последней - галдят без определенных норм. Все это происходит от неразборчивого, самодовольного и спешного сочинительства”. Ему вторила официальная пресса. Она называла оперу “какофонией в пяти действиях”, “самой подлой и пошлой пародией на музыку” (П.И. Чайковский), “позором на всю Россию”. Мусоргский воспринял эту критику как удар ножом в спину. Композитор остался в одиночестве. “Могучая кучка” выродилась в бездушных изменников”, - с горечью жаловался он в письме к В. Стасову.

* * *

Первым произведением, появившимся вслед за “Борисом Годуновым”, была фортепианная сюита из 10 пьес под названием “Картинки с выставки”. Замысел сюиты возник под впечатлением от посмертной выставки работ друга композитора, художника Гартмана.

Цикл начинается со вступления, ставшего лейтмотивом, сквозной темой произведения. Автор назвал его “Прогулка”. Вступление передает спокойное, неторопливое движение посетителя по залам выставки. За вступлением следует череда разнохарактерных “картинок”: “Гном”, “Старый замок”, “Тюильрийский сад”, “Быдло”, “Балет невылупившихся птенцов”, “Лиможский рынок”, “Богатырские ворота” и другие. Музыка вступлений периодически в несколько измененном виде повторяется между “картинками”, благодаря чему цикл обретает необходимое единство.

В XX веке сюиту “Картинки с выставки” переложил для оркестра французский композитор Морис Равель - большой почитатель творчества Мусоргского.

Середина 70-х гг. - черная полоса в жизни композитора. “Могучая кучка” фактически распалась. Одиночество, материальная нужда, нападки реакционной критики, неустроенность личной жизни привели к тому, что Мусоргский страдал, внутренне надломился, запил. Его организм сильно ослабел. Спасение было только в творчестве. В эти годы он сочиняет два трагических вокальных цикла: “Без солнца” и “Песни и пляски смерти”. Оба цикла написаны на стихи близкого друга композитора, поэта А. Голенищева-Кутузова.

Еще до завершения “Бориса Годунова” и создания этих вокальных циклов Мусоргский начал кропотливую работу по изучению исторических документов, необходимых для создания еще одной музыкальной народной драмы. Ею стала опера “Хованщина”. Период русской истории, отраженный в опере, предшествовал царствованию Петра I. Само слово “хованщина” - прозвище, данное Петром заговору стрельцов под предводительством князя Хованского. Стрельцами на Руси называлась пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Страной в то время практически правила царевна Софья, опиравшаяся на стрельцов. Борьба старого и нового была кровавой. Восстание стрельцов было подавлено, Хованский погиб от руки наемного убийцы, раскольники во главе со старцем Досифеем, его духовной дочерью Марфой (центральный женский образ оперы) и ее возлюбленным князем Андреем Хованским идут на самосожжение, узнав, что их скит окружен петровскими войсками.

Петр I - носитель идей нового мира - не выведен в опере в качестве главного положительного героя. Он вовсе отсутствует. Это не случайно. Из всего текста оперы явственно проступает личная позиция автора: он сочувствует старой Руси, самобытному русскому миру, гибнущему под натиском европеизированных сил.

Все действие в “Хованщине” направлено к трагическому завершению. Последняя сцена оперы - самосожжение раскольников. Как чуткий художник, Мусоргский вполне осознавал неизбежность гибели старого мира, но он видел, что и петровские реформы не принесут народу облегчения.

Мусоргский назвал эту оперу народной музыкальной драмой. Как и в “Борисе Годунове”, главным действующим лицом оперы является народ. Если Глинка первым из русских композиторов сделал русского мужика героем своей оперы, то Мусоргский первым из композиторов главным героем своих опер сделал народ. Ему удалось вывести на оперной сцене различные слои и группы народа - стрельцов, раскольников, пришлых людей. В их музыкальных характеристиках Мусоргский опирался на народные крестьянские песни и раскольничьи гимны.

Наиболее известным фрагментом оперы “Хованщина” является оркестровое вступление “Рассвет на Москве-реке”. Композитор средствами симфонического оркестра рисует картину пробуждения древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, звуки стрелецкой трубы, крик петуха, пенье птиц, и над всем этим - яркие лучи восходящего солнца. Это вступление часто исполняется как самостоятельная концертная оркестровая пьеса.

Опера посвящена В.В. Стасову, помогавшему композитору в работе и советами, и участием, и розыском необходимых исторических документов.

Не одного Мусоргского интересовала эта переломная эпоха. Этой теме посвятили свои полотна И.Е. Репин (“Царевна Софья”, 1879), В. Суриков (“Утро стрелецкой казни”, 1871, “Боярыня Морозова”, 1887).

* * *

В последние годы жизни М. Мусоргский чувствует себя особенно одиноким. С потерей службы пришла настоящая нищета. Жить было негде. Здоровье композитора окончательно расшаталось. Тяжело больной, измученный, Мусоргский стараниями друзей был помещен в солдатский госпиталь, где он через месяц скончался в возрасте 42 лет. О состоянии Мусоргского в эти последние дни дает представление знаменитый портрет композитора кисти И. Репина, сделанный им с натуры в госпитале за несколько дней до кончины великого русского композитора. Смерть Мусоргского часто приписывают алкоголю. Но это лишь внешняя причина. Он умер под бременем превышающих человеческие возможности свершений, на которые обрекла его гениальность. Мусоргский слишком сроднился с своим творчеством. Он буквально поселился в мире своих персонажей, а персонажем его был народ. Композитор имел мужество любить этот народ и не боялся замараться. Он ушел слишком далеко вперед, а оглянувшись, увидел, что остался совершенно один: на музыкальном горизонте никого. Творчество безжалостно перемололо изысканного франта и выбросило на поверхность совершенно иного человека: величественного и опустившегося. Мусоргский надел маску юродивого и не снимал ее до конца - прятал себя настоящего.

За все, что было создано им на протяжении всей жизни, Мусоргский получил от издателей 701 рубль 50 копеек.

Над могилой Мусоргского никто не проронил ни слова. Лишь позже в некрологе В. Стасов напишет: “Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру. Но на него наложила чугунную, неумолимую руку та самая горькая судьба, которая тяготеет над всеми, почти без исключения, самыми большими талантами нашего отечества: почти никто из них не живет долго, почти никто из них не совершает всего, к чему был призван и для чего родился. Почти все скошены на полдороге”.

После смерти Мусоргского оперу “Хованщина” завершил и отредактировал Н.А. Римский-Корсаков. Мировая слава пришла к композитору посмертно. Его творчество оказало большое влияние на развитие отечественной и мировой музыкальной культуры. Под воздействием его сочинений сложился композиторский стиль Дебюсси, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.