Контрольные вопросы по теме
“Джаз в контексте мировой музыкальной культуры”
Что явилось источником джаза?
Что такое блюз? Как строится его композиция?
Как называется метро-ритмическая пульсация в джазовой музыке?
Что такое банджо, рэгтайм, диксиленд?
Какие инструменты входили в традиционный джаз-бенд? Чем отличается от них более поздний биг-бенд?
Как называется самый известный американский кинофильм с джазовой музыкой? Кто автор его музыки?
По какой схеме строится большинство джазовых композиций?
Что такое “джем-сэшн”?
Когда джаз появился в России? Назовите наиболее известные джазовые коллективы.
Что означает выражение “наш советский джаз”?
Символом чего стал джаз для остальных стран мира?
Джордж Гершвин (1898-1937)
Самый известный американский композитор первой половины XX века - Джордж Гершвин. Именно ему удалось соединить, казалось бы, несоединимые музыкальные явления - европейский музыкальный романтизм, американский джаз и эстраду. Его творчество уникально.
Семья будущего композитора в 1890 году эмигрировала в Америку из России. В Бруклине, в бедном районе Нью-Йорка, в 1896 году родился Джордж.
Систематического музыкального образования он не получил. Гершвину было 15 лет, когда он стал продавцом в нотном магазине. Продавали ноты популярных в то время песенок. Продавец обязан был их играть, петь, словом, рекламировать.
Среди гор музыкальной макулатуры будущему композитору попадались настоящие шедевры песенного жанра, принадлежавшие перу Ирвина Берлина, Стивена Фостера и Джерома Керна, автора неувядающей песни “Дым”. Опыт накапливался с каждым днем.
Первая песня Гершвина прозвучала с эстрады, когда автору было 17 лет. Первый шлягер Гершвин сочинил через год. Песня “В нем что-то есть” регулярно переиздавалась в течение 10 лет.
До середины 20-х годов творчество Гершвина было связано с эстрадной песней и мюзиклом. Он “омузыкаливал” разного рода ревю, комедии, обозрения, словом, все то, что ставилось на Бродвее.
В Америке джаз был моден. Интонации и ритмы негритянских песен, их гармонические обороты, оригинальные способы вариационного развития постепенно просачиваются и в сочинения авторов “белой” развлекательной музыки. Появлялись большие оркестры, называющиеся “симфоджазовыми”. Наряду с традиционными инструментами симфонического оркестра они включали в свой состав группу инструментов, называющуюся ритм-секцией, а также полный набор различных саксофонов. Взаимодействие такой ритм-секции с другими инструментами можно уподобить вышиванию по канве: партии в ритм-секции - канва, а партии остальных инструментов - вышиваемый мелодический рисунок.
Дж. Гершвину было всего 25 лет, когда знаменитый американский дирижер Пол Уайтмен предложил ему написать что-нибудь для программы концертов под названием “Эксперимент в современной музыке”. Гершвин исполнил просьбу дирижера и написал “Рапсодию в блюзовых тонах” для фортепьяно и симфонического оркестра. Так родился первый шедевр Гершвина, сочетающий в себе черты джаза и классической музыки. Синкопированный ритм и джазовая импровизационность органически сочетаются в ней со строгими правилами сонатной формы. Этой “Рапсодией” Гершвин сумел разрушить предубеждение, не позволявшее джазу попасть на серьезную концертную эстраду.
На премьере партию солирующего рояля исполнял автор. Успех “Рапсодии” был феноменален. Среди ее первых исполнителей были такие классики русской музыки как С. Рахманинов и И. Стравинский. “Рапсодия” быстро становится известной всему заокеанскому старому миру. Гершвин с гастролями едет в Европу, знакомится с Морисом Равелем, которого просит руководить его дальнейшим музыкальным образованием. На это Равель ответил, что ученого учить - только портить, и посоветовал не выходить за рамки развлекательной музыки, где он достиг известных высот.
Результатом пребывания Гершвина во Франции явилась программная симфоническая поэма “Американец в Париже”. В Париже Гершвин встретился с И. Кальманом, автором знаменитой оперетты “Сильва”, и с Ф. Легаром, автором оперетты “Веселая вдова”. Гершвин все более убеждался, что “серьезная” и “легкая” музыка не антагонисты, особенно если к “легкой” музыке подходить по-серьезному.
* * *
В 1935 году Гершвин создал первую национальную американскую оперу “Порги и Бесс”. Заказал это сочинение самый знаменитый оперный театр США - Метрополитен-опера. Одна из главных задач - использование чисто американского сюжета.
Краткое содержание оперы.
Во дворе дома во время игры в кости вспыхивает ссора - пьяный грузчик Краун убивает соседа и скрывается. Все отворачиваются от его подружки, красотки Бесс. Только нищий калека Порги впускает ее к себе в дом.
Спустя месяц Порги называет Бесс своей женой. Во время пикника на заброшенном острове появляется Краун и силой уводит с собой Бесс.
Бесс лежит в бреду в доме Порги. В минуту просветления она призналась Порги, что любит его, но не может устоять перед Крауном.
После бури чудом спасшийся Краун крадется к дому Порги и не замечает руки Порги с ножом. В завязавшейся борьбе Порги убивает Крауна - теперь он стал настоящим мужем Бесс.
Начинается расследование убийства. Полицейские хватают Порги. Торговец наркотиками из Нью-Йорка по прозвищу Спортинг Лаиф настойчиво соблазняет Бесс кокаином и прелестями большого города - ведь Порги уже не вернется. Через неделю Порги возвращается. Но дома его ждет страшная весть: Бесс уехала в Нью-Йорк с торговцем. Порги садится в свою тележку, запряженную козой, и отправляется на север за своей Бесс.
С авторами либретто шли долгие переговоры. Композитор решительно отвергал разговорные диалоги и хотел, чтобы будущая опера пелась от начала до конца. Для постановки нового сочинения была создана специальная оперная труппа, целиком состоявшая из негров, чтобы музыкальная речь героев звучала органично и естественно. Постановщиками этой первой негритянской оперы стали русские эмигранты.
Опера рассказывает о любви безногого инвалида Порги к молодой негритянской красавице Бесс, которая не смогла оценить чистоту чувства героя и предпочла ему вульгарного щеголя.
Задумав создать оперу, Гершвин начал изучать контрапункт и гармонию, упражняться в сочинении фуг, всячески совершенствуя свою композиторскую технику. Он почти на год уехал из Нью-Йорка и поселился в провинциальном рыбачьем поселке, чтобы наблюдать быт и говор негров, записывать негритянские песни.
Сочинение трехактной оперы заняло почти два года. Один из самых запоминающихся номеров оперы - колыбельная Клары “Летний день” - написана в традициях негритянских блюзов. Эту прекрасную музыку автор отдал второстепенному персонажу, показывая тем самым способность простых негров на красивые и глубокие чувства.
Назвав свою оперу народной, Гершвин не пошел по пути прямого цитирования мелодий негритянского фольклора, но профессионально воссоздал в своей музыке все особенности негритянских спиричуэлс, псалмов, трудовых песен, рег-таймов, блюзов и эстрадного бродвейского коммерческого джаза.
Совершенно необычен выбор действующих лиц “высокого” жанра оперы. Порги, безногий калека, появляется на сцене в тележке, запряженной козой; Бесс - гулящая девица; грузчики, рыбаки, торговец наркотиками, лоточные торговцы, гробовщик, стряпчий, полицейский, следователь, адвокат, дети. На этом пестром фоне и разворачивается драма взаимоотношений действующих лиц - Порги и Бесс. Отношения главных героев показаны психологически достоверно и с удивительной деликатностью. В опере “Порги и Бесс” впервые в истории музыкального театра США негры показаны с глубоким уважением и сочувствием.
Выполнение условия о “национальном сюжете” превзошло все ожидания дирекции “белого” оперного театра. Превзошло настолько, что показать на своей сцене оперу “Порги и Бесс” дирекция не решилась.
Премьера состоялась 30 ноября 1935 года в Колониальном театре в Бостоне. Публика и критика приняли оперу более чем воссторженно. В Нью-Йорке за полтора года опера выдержала 124 представления. Несмотря на хороший прием, материального успеха опера не имела. Сам композитор, финансировавший постановку, потерял на ней 10 тыс. долларов. Однако этот факт его не особенно огорчил. “Когда и где опера приносила доход?” - посмеивался он. Подлинное понимание и оценка этого оперного шедевра пришла уже после смерти композитора, когда опера вышла за пределы американской музыкальной культуры.
“Порги и Бесс” - лебединая песня Джорджа Гершвина. В середине 1937 года он заболел. Диагноз не оставлял никаких надежд - рак мозга. Слава композитора была столь велика, что американское правительство отправило два истребителя на поиски самого знаменитого нейрохирурга, который был в отпуске и плавал на собственной яхте по океану. Операция не принесла результата, и в июле 1937 года классик американской музыки Джордж Гершвин скончался, не дожив до 49 лет.
Творчество Дж. Гершвина показало, как джаз, будучи первоначально соединением многих фольклорных течений устной традиции, постепенно стал родом профессионального искусства, выходящим за рамки простой увеселительности и приближающимся к лучшим образцам мировой классики. Ярким примером тому могут служить его опера “Порги и Бесс” и “Рапсодия в стиле блюз”. Именно эти произведения положили начало новому музыкальному жанру - симфоджазу.
* * *
Гершвин не оставил прямых учеников, но его путем сближения классической и джазовой музыки пошел еще один выдающийся американский композитор мирового уровня - Леонард Бернстайн.
Родители Бернстайна до эмиграции жили на Украине, неподалеку от города Ровно. Бернстайн учился музыке в Гарвардском университете и много сил отдал дирижерской, исполнительской и преподавательской деятельности. В свои сочинения Бернстайн ввел элементы джаза и фольклора разных народов. В Мессу, сочиненную в 1971 году, Бернстайн не побоялся включить даже элементы рок-н-ролла.
Самое известное произведение Бернстайна - мюзикл “Вестсайдская история” - сочинен в 1957 году. Его признают как классический образец жанра. В основу сюжета положена трагедия В. Шекспира “Ромео и Джульетта”. Действие перенесено в послевоенный Нью-Йорк, в один из самых бедных и опасных его районов - в Вест-Сайд. Главные герои - Тони и Мария - представители двух враждующих группировок: коренных американцев и эмигрантов из Пуэрто-Рико. Характер сюжета позволил композитору ввести в музыкальную партитуру мюзикла интонации и ритмы латиноамериканских танцев. Контрастом этим эпизодам звучит оригинальная лирическая музыка, раскрывающая чувства влюбленных. Мюзикл заканчивается трагически. Этим произведением Бернстайн выявил острые социальные проблемы Америки того времени - преступность среди молодежи и расовые проблемы. Основную мысль мюзикла можно сформулировать так: истинная любовь неподвластна национальным и социальным различиям.
Специфический характер мелодий мюзикла требует для исполнения не оперных, а эстрадных голосов. Мюзиклу Бернстайна присущи черты серьезных классических опер: система лейтмотивов, развернутые арии, дуэты, сложная партия оркестра.
Бернстайн говорил, что типизировать жанровые черты мюзикла довольно затруднительно, что в неповторимом “экстравагантно-творческом” решении - залог успеха. Каждый мюзикл должен быть сюрпризом.
В историю американский и мировой музыкальной культуры Л. Бернстайн вошел как композитор-экспериментатор в области серьезной и джазовой музыки, как теоретик и практик мюзикла.
- Ю.Г. Кокорев
- Isbn 5-89436-091-9
- Предисловие
- Часть I музыкальное творчество западноевропейских композиторов
- Глава 1
- Музыкальная культура Древнего мира
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Музыкальная культура европейского Средневековья
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Музыкальная культура эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Музыкальная культура европейского барокко
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 5 Музыкальная культура европейского классицизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 6 Музыка эпохи романтизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 7 Европейский музыкальный театр XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 8 Музыка хх века. Индивидуализация композиторских стилей
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 9 Джаз в контексте мировой музыкальной культуры
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Часть II
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Творчество русских композиторов первой половины XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Творчество композиторов “Могучей кучки”
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Творчество п.И. Чайковского - основоположника московской школы русских композиторов
- Контрольные вопросы по теме
- Московской школы русских композиторов”
- Глава 5 Выдающиеся русские композиторы XX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Приложение опера
- Русская опера в хх веке
- Используемая литература
- Персоналии композиторов
- Юрий Георгиевич Кокорев история музыкального творчества
- 302028, Г. Орёл, ул. Ленина, 1.