Контрольные вопросы по теме
“Жизнь и творчество С.С. Прокофьева”
У кого учился Прокофьев в консерватории?
Как называли консерваторы музыку Первого концерта для фортепиано с оркестром Прокофьева?
Какое сочинение принесло Прокофьеву сенсационный успех в Париже?
Какой русский композитор до Прокофьева писал музыку для балетов Дягилевской труппы?
С кем из русских поэтов сравнивают молодого Прокофьева?
Как пережил Прокофьев революцию 1917 года?
Где и на чей сюжет написана опера “Любовь к трем апельсинам”?
В каком году Прокофьев возвращается в Россию?
С кем из режиссеров сотрудничал Прокофьев в кино?
В каком году завершил Прокофьев балет “Ромео и Джульетта”?
Почему балет долго не ставился на сцене?
Традиции каких русских композиторов продолжал своим оперным творчеством С. Прокофьев?
Кто автор текста оперы Прокофьева “Война и мир”?
Какие балеты на сказочные сюжеты сочинил Прокофьев после “Ромео и Джульетты”?
За что Прокофьеву была присуждена Ленинская премия?
Почему кончина Прокофьева не имела общественного резонанса?
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
Д.Д. Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года. Отец был инженером-химиком, мать - пианисткой. Под её руководством будущий композитор получил достаточно серьезную фортепианную подготовку.
Шостакович начал сочинять в 9 лет, в 13 поступил в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано и композиции. Директор консерватории А. Глазунов сумел разглядеть в тринадцатилетнем мальчике “одну из лучших надежд нашего искусства”. В экзаменационном листе Шостаковича Глазунов написал: “Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование. Достойно удивления и восхищения”.
Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа - симфония № 1. После её премьеры о Шостаковиче заговорили как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке после эмиграции С. Рахманинова, И. Стравинского, С. Прокофьева. Симфония 19-ти летнего композитора была первой симфонией из “нового мира”, над которым пронеслась гроза октябрьской революции.
* * *
Ранний период творчества композитора приходится на конец 20-х годов - время бурных дискуссий по основным вопросам новой пролетарской культуры. В это время Шостакович увлекается режиссерскими исканиями В. Мейерхольда. В 1928 году он стал заведующим музыкальной частью в его театре, где, познакомившись с В. Маяковским, написал музыку к его пьесе-сатире “Клоп”.
Шостакович живо интересовался новейшими экспериментами в области музыкального языка современных ему западных авангардистов Шенберга, Берга, Кшенека. Их острый гротеск в сочетании с глубокой трагедийностью стал одним из элементов музыкального языка молодого Шостаковича. В музыке того времени у Шостаковича на первый план выдвигается интерес к тембровой характеристичности, броскости социальных карикатур.
Вершиной раннего периода творчества Шостаковича стала опера “Нос” по одноименной повести Н.В. Гоголя. Она сочинена композитором в 1929 году и поставлена в Ленинграде в 1930 году. Стилевые черты этой оперы - сатирический гротеск и бытовая сатира. Обращение к творчеству Гоголя весьма показательно для Шостаковича. Так же, как и Гоголь, он был убежден, что искусство может изменить жизнь, сделать её прекрасной - нужно только показать все, что делает её безобразной, подчеркнув, что многое зависит от самих людей.
Музыкальный язык оперы оценивался как крайне радикальный, а сама опера воспринималась как пародийное отрицание традиционных оперных приемов композиции.
В этот же период Шостакович создает балеты “Золотой век” и “Болт” (1931).
В советской России долгое время не было балетов на современную тематику. Лишь в 1927 году появился на сцене балет Р.М. Глиэра “Красный мак”. Он достаточно долго держался в репертуаре театров благодаря удачно составленному либретто и яркой, талантливой музыке. Д. Шостакович, по натуре смелый экспериментатор, не мог пройти мимо такого сложного и противоречивого жанра, как балет. Противоречивость и сложность жанра заключались в первую очередь в несовместимости нового содержания с традиционными формами балетного танца. “Построить трактор из крем-брюле” композиторам и хореографам никак не удавалось.
В 1929 году Ленинградский театр оперы и балета объявил конкурс на лучшее балетное либретто на современную тему. Одной из премий было отмечено либретто “Золотой век” кинодраматурга А. Ивановского. Либретто сочинено в жанре обозрения.
Краткое содержание балета.
На индустриальную выставку в одной из капиталистических стран приезжает команда советских футболистов. Наиболее существенный экспонат выставки - огромная пушка.
Следуют рекламные выступления к состязанию в боксе между негром и фашистом. В холле на выставке “золотая молодежь” танцует фокстрот. (Сейчас этот наиболее популярный номер балета часто исполняют в концертах). Местная танцовщица - фашистка Дива развлекает гостей. Её эротическим танцам противопоставлена пляска советских спортсменов. Начальник советской команды отказывается от тоста, предложенного фашистами, чем вызывает их возмущение. Первый акт заканчивается смятением фашистов: мяч в руках советского спортсмена они приняли за бомбу.
Второе действие начинается с провокации фашистов - они подбрасывают начальнику советской команды листовки и арестовывают его спутников.
Рабочий стадион. Следует дивертисмент танцев и спортивных игр. Маршируют советские спортсмены. Игра в футбол - кульминационная сцена действия. Показана и карточная игра фашистов (интермедия “Каждый развлекается по-своему”).
Третье действие снова происходит на выставке. Чечетка, полька и ряд других танцев составляют дивертисмент, в заключении которого звучит канкан.
Рабочие освобождают из тюрьмы политзаключенных. Финал балета - танец солидарности западных рабочих и советских спортсменов.
Либретто было опубликовано в печати. Развернулась дискуссия. Критики отмечали слабость драматургического действия, незавершенность фабулы, называли его “дешевым детективом”, упрекали в увлечении наивно-социалистической символикой. Потребовались существенные доработки.
Премьера балета “Золотой век” с музыкой Д. Шостаковича состоялась 26 октября 1930 года. Успеха балет не имел. Менее всего виноват в этом композитор. “Музыка балета глубоко театральна и динамична она несет в себе элементы симфонизма, - писал дирижер спектакля А. Гаук. - Задуманная на ярких контрастах, она разворачивается в стремительном беге как в отношении мелодии, динамики, так и ритма, и что особенно значительно, в силе и колорите самого звучания”.
Либретто следующих балетов Шостаковича “Болт” и “Светлый ручей” было попыткой отразить современную жизнь не в абстрактно-символических образах, а в конкретных картинах труда и быта советских людей.
Сюжет балета “Болт” следующий: рабочие празднуют пуск нового цеха. Прогульщика и пьяницу Леньку Гульбу выгоняют с завода. В отместку он уговаривает молодого рабочего Гошку заложить в станок болт. Происходит авария. Комсомольцы находят виновных. На сцене радостное первомайское шествие, пионеры, комсомол. В итоге балетный спектакль получился похожим на представление спектакля “Синей блузы”.
В своем третьем балете “Светлый ручей” Шостакович стремился показать на балетной сцене образы простых советских людей с их повседневными заботами и проблемами. К этому же стремились и постановщики балета, насытившие спектакль весельем и юмором.
Сюжет балета - комедийный, построенный на забавных недоразумениях, веселой путанице, переодеваниях, розыгрыше. По жанру этот балет можно определить как “танцевальную комедию”. Это дало возможность свободного соединения элементов классического балета и характерных народных танцев.
Музыка балета получилась веселой и остроумной. “Я намеренно старался найти здесь ясный, простой язык, одинаково доступный и для зрителя, и для исполнителей, - объяснял Д. Шостакович перед премьерой балета. - Я не могу поручиться, что и третья попытка не окажется неудачной, но даже и тогда это ни в коем случае не отвратит меня от намерения и в четвертый раз взяться за сочинение советского балета”. К сожалению, этим намерениям не суждено было сбыться.
Театральность в широком смысле слова была врожденной чертой дарования Шостаковича. В 30-е годы Шостакович начинает сотрудничать с кинорежиссерами. Он музыкально оформляет кинофильмы “Златые горы”, “Новый Вавилон”, “Встречный”, спектакли “Клоп” (1929) и “Гамлет” (1932). Разные эпохи, разных людей, их чувства и настроения отображали фильмы, музыкально оформленные Шостаковичем. В кинофильм “Человек с ружьем” и кинотрилогию о Максиме композитор ввел песни рабочих окраин “Тучи над городом встали” и “Крутится, вертится шар голубой”, которые не только верно передавали атмосферу эпохи, но и прочно вошли в музыкальный быт 30-х годов. Одним из первых Шостакович ввел в кинофильм песню как лейтмотив - основное воплощение центральной мысли, настроения или характеристики действующего лица. Например, лейтмотивом кинофильма “Встречный” является знаменитая “Песня о встречном” (“Нас утро встречает прохладой...”), рисующая коллективный образ молодых рабочих. Её напевная мелодия, упругий, волевой ритм, светлый, радостный характер так верно и полно выражали эпоху строительства новой жизни, что сама песня стала её символом.
В 1932 году Шостакович завершил работу над своей второй оперой “Леди Макбет Мценского уезда”. Основу её драматургии составляет одноименный “очерк” Н. Лескова. Словом “очерк” автор как бы подчеркивал достоверность изображенных событий. Шостакович переосмыслил сюжет повести Лескова как драму незаурядной женской натуры в условиях домостроя. Автор определил свою оперу как “трагедию-сатиру”. В её музыкальном языке гротеск в духе “Носа” сочетался с элементами русского романса и протяжной крестьянской песни.
Краткое содержание оперы.
Глухая провинция, купеческий быт, жесткие и деспотичные люди. Скука царит в доме купца Измайлова. Его молодая жена Катерина Львовна изнывает от одиночества. Муж должен ехать на дальнюю мельницу, а свекор заставляет Катерину дать клятву на иконе, что она будет верна мужу.
Кухарка рассказывает Катерине, что во дворе появился новый работник Сергей. Сергей начинает соблазнять Катерину. Свекор, Борис Тимофеевич, застает Сергея и Катерину, созывает дворню и запирает Сергея в погребе. Катерина подсыпает крысиной отравы в соленые грибы и дает их свекру. Свекор умирает.
В постели лежат Сергей и Катерина. Они мечтают обвенчаться. Приезжает муж, Зиновий Борисович, и, видя оставленный Сергеем поясок, набрасывается на Катерину. На её крик выходит Сергей. Они вдвоем душат Измайлова и прячут его труп в погребе.
Свадьба Катерины и Сергея. Катерину влечет к погребу. Это замечает задрипанный мужичонка, он взламывает замок и обнаруживает труп купца. Суд приговаривает Сергея и Катерину к каторжным работам в Сибири.
На берегу реки партия каторжан остановилась на ночлег. Катерина и Сергей в разных группах. Катерина упрашивает часового пропустить её к Сергею. Сергей не хочет её видеть и грубо гонит прочь: ведь это она довела его до каторги. Сам он пробирается к молодой каторжанке Сонетке, обещающей ему любовь. Катерина бросается следом, но товарки осыпают её насмешками и издевательствами. Катерина подходит к Сонетке, стоящей на мостках, и, столкнув её в ледяную воду, бросается следом. Шостакович переосмыслил образ главной героини, многое изменил в её характере. Катерина Львовна осталась причастной к убийству мужа и свекра. Однако Шостакович убедил нас в том, что у Катерины Измайловой красивая и богатая душа, что эта женщина совершила два убийства, будучи вынужденной к этому жестокой бессердечностью окружающего мира. Она раскаивается в финале оперы, когда теряет то единственное, ради чего совершила два убийства - любовь Сергея, оказавшегося пошлым и никчемным человеком.
В финале оперы (путь на каторгу и самоубийство Катерины) трагедия Катерины сливается с народной. Заключительный хор каторжан вызывает сравнение с гениальными народными сценами из опер Мусоргского.
В 1934 году опера “Катерина Измайлова” была поставлена в Ленинграде и Москве. Вскоре последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы. Поначалу советская критика почти единодушно оценила новую оперу Шостаковича как замечательную победу советского музыкального театра.
Между тем над Шостаковичем сгущались тучи. В январе 1936 года спектакль “Катерина Измайлова” посетил Сталин. Опера шокировала Сталина, музыкальный слух которого был воспитан на популярной музыкальной классике и примитивных псевдофольклорных поделках. Реакция Сталина нашла свое выражение в редакционной статье “Сумбур вместо музыки”, опубликованной в газете “Правда” и на долгие годы определившей пути развития советской музыки. Спустя несколько дней “Правда” напечатала ещё одну редакционную статью на музыкальную тему - “Балетная фальшь”. На этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Д. Шостаковича “Светлый ручей”.
После этих статей большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936 года, было запрещено исполнять. Композитор вынужден был отменить премьеру своей 4-й симфонии. “Катерина Измайлова” вновь появилась на оперной сцене лишь в 1962 году, а “Нос” был возобновлен только в 1974 году. Такая “критика оглоблей” оставила в душе композитора навсегда незаживающую рану. Он очень изменился как человек, практически перестал улыбаться и стал носить темные очки.
Осенью 1937 года в Ленинграде состоялась премьера Пятой симфонии Шостаковича. В советской печати это произведение, написанное относительно традиционным музыкальным языком, было благосклонно охарактеризовано как “творческий ответ художника на справедливую критику”. С позиций сегодняшнего дня её точнее было бы назвать глубоко трагическим документом эпохи сталинского террора, потрясающим своей эмоциональной достоверностью. Эту симфонию современники называли “Оптимистической трагедией”. “Страшная сила эмоционального воздействия, но сила трагическая”, - говорил об этой симфонии писатель А. Фадеев.
В 33 года Шостакович становится преподавателем Ленинградской консерватории и через два года получает звание профессора.
Война 1941 году отодвинула осуществление замыслов мирного времени. Шостакович пытался записаться в народное ополчение, но ему отказали. Борьбу с фашизмом Шостакович вел силой своего искусства. В осажденном блокадном Ленинграде, в доме, сотрясаемом взрывами, композитор сочиняет свою Седьмую Ленинградскую симфонию. Своей музыкой Шостакович выразил мысли и чувства миллионов советских людей. “Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - посвящаю свою 7-ю симфонию”, - написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.
Общее содержание 7-й симфонии - противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов - мира советских людей и фашизма.
Завершалась симфония в Куйбышеве, куда Шостаковича, больного, ослабевшего от голода, с двумя малолетними детьми, вывезли самолетом.
9 августа 1941 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, эта симфония прозвучала в зале Ленинградской филармонии. Это исполнение имело для советских войск огромное морально-психологическое значение.
Не меньший энтузиазм симфония встретила за рубежом. Её партитура на микропленке была самолетом переправлена за океан, где её уже ждали лучшие дирижеры Америки. Заокеанскую премьеру симфонии слушало все население США, Канады и Латинской Америки.
Наиболее запоминающимся фрагментом этой симфонии является эпизод нашествия из первой части симфонии: в мир философских раздумий, поэтичных пейзажей вторгается жестокая и страшная сила; она пришла, чтобы уничтожить этот чистый мир. Вкрадчиво, издалека доносится еле слышный шорох малого барабана, и на его четком ритме выступает жесткая, угловатая тема. С тупой механичностью, повторяясь одиннадцать раз и набирая силу, она обрастает хриплым, рычащим звучанием: во всей устрашающей наготе по земле ступает человеко-зверь.
Эпизод нашествия построен в форме одиннадцати вариаций на одну мелодически неизменную тему в тональности ми-белолъ мажор. Постоянной остается и барабанная дробь, постоянно усиливающаяся к концу. От вариации к вариации меняются оркестровые тембры, уплотняется фактура, динамика, присоединяются новые полифонические голоса. При помощи этих средств композитор постепенно раскрывает страшную сущность темы, которая в первоначальном виде казалась просто пошлой, тупой и марионеточной.
В противовес “теме нашествия” в музыке зарождается и крепнет “тема мужества”, вступающая с ней в активную борьбу.
Заканчивается симфония победно звучащим финалом.
* * *
Кончилась война. Произведения Шостаковича с огромным успехом звучит в исполнении лучших музыкантов всего мира. И тем не менее в этот период композитор вновь был подвергнут уничтожающей критике. Его произведения были названы ненужными и даже вредными формалистическими опытами. Волна нападок в прессе превзошла ту, что поднялась в 1936 году. Вынужденный подчиняться диктату, Шостакович, “осознав ошибки”, сочиняет ораторию “Песнь о лесах”, кантату “Над родиной нашей солнце сияет”, музыку к ряду фильмов исторического и военно-патриотического содержания.
1953 год в СССР принес большие перемены. Эпоха “оттепели” в советской музыке открылась симфонией № 10 - исповедью высоконравственного человека, отстаивавшего свое человеческое достоинство в противостоянии сталинизму.
Творчество Шостаковича последних двадцати лет жизни достаточно неоднородно, но основным жанром по-прежнему оставалась симфония. Последние пять симфоний композитора неповторимо индивидуальны. Чтобы быть максимально понятным, Шостакович использовал в этих симфониях, как когда-то Бетховен, поэтический текст. Сначала это были лишь программные названия частей симфонии. Такова Одиннадцатая симфония, которая носит название “1905 год” и посвящена композиторам первой русской революции. Каждая из её четырех частей также озаглавлена: 1 - “Дворцовая площадь”, 2 - “9 января”, 3 - “Вечная память”, 4 - “Набат”. Музыка этой симфонии пронизана мелодиями старых революционных песен. Эти мелодии исполняются инструментами оркестра, но благодаря своей широкой известности, они входят в сознание слушателей как песни со словами.
Теме Октябрьской революции Шостакович посвятил Двенадцатую симфонию “1917”. Симфония посвящена памяти В.И. Ленина. Её части называются: 1 - “Революционный Петроград”, 2 - “Разлив”, 3 - “Аврора”, 4 - “Заря человечества”.
Литературной основой Тринадцатой симфонии, написанной в 1961 году, стали стихи Е. Евтушенко. Симфония написана для необычного состава: симфонического оркестра, хора басов и солиста баса.
После семилетнего перерыва, в 1969 году, композитором создана Четырнадцатая симфония, написанная для камерного оркестра, ударных инструментов и двух голосов - сопрано и баса. В симфонии звучат стихи Гарсия Лорки, Гийома Аполинера, Р. Рильке, Вильгельма Кюхельбекера. Эта симфония - одно из самых глубоких философских сочинений великого композитора, в котором он утверждает ценность человеческой жизни. Поэтическое слово и музыка являются в этом произведении равнозначными элементами выразительности.
Истинный масштаб позднего Шостаковича проявляется в серии автобиографических партитур, каждая из которых представляет собой прощание композитора-мыслителя с прожитой, исчерпавшей себя жизнью. Эту серию скорбных “автобиографий” составляют 14 и 15 симфонии, Сюита на стихи Микеланджело для баса и фортепиано. Соната для альта и фортепиано - последнее сочинение композитора.
Пятнадцать симфоний Шостаковича - это пятнадцать глав летописи советского времени. По своему значению они далеко выходят за рамки советского искусства и имеют общечеловеческое значение. Для адекватного восприятия произведения Шостаковича требуют глубокого и многократного вслушивания, долгого “вчитывания” как в сложный роман или тонкую психологическую новеллу.
Композитор скончался 9 августа 1975 года.
При жизни он был удостоен всех мыслимых званий и премий. Его творчество получило всеобщее международное признание.
- Ю.Г. Кокорев
- Isbn 5-89436-091-9
- Предисловие
- Часть I музыкальное творчество западноевропейских композиторов
- Глава 1
- Музыкальная культура Древнего мира
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Музыкальная культура европейского Средневековья
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Музыкальная культура эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Музыкальная культура европейского барокко
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 5 Музыкальная культура европейского классицизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 6 Музыка эпохи романтизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 7 Европейский музыкальный театр XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 8 Музыка хх века. Индивидуализация композиторских стилей
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 9 Джаз в контексте мировой музыкальной культуры
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Часть II
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Творчество русских композиторов первой половины XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Творчество композиторов “Могучей кучки”
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Творчество п.И. Чайковского - основоположника московской школы русских композиторов
- Контрольные вопросы по теме
- Московской школы русских композиторов”
- Глава 5 Выдающиеся русские композиторы XX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Приложение опера
- Русская опера в хх веке
- Используемая литература
- Персоналии композиторов
- Юрий Георгиевич Кокорев история музыкального творчества
- 302028, Г. Орёл, ул. Ленина, 1.