logo
02

Русская опера в хх веке

В русской музыке начала XX века существенно меняется соотношение различных жанров. Опера, бывшая в центре внимания большинства русских композиторов второй половины XIX века, утрачивает свое главенствующее значение. Последние оперы Н.А. Римского-Корсакова завершили период русской оперной классики.

На рубеже двух столетий из молодых композиторов интерес к опере проявили лишь С.И. Танеев (“Орестея”, 1889) и С.В. Рахманинов (“Алеко”, 1892; “Скупой рыцарь”, 1904 и “Франческа да Римини”). Но и в их творчестве опера осталась лишь эпизодическим явлением.

В период между двумя революциями (1907-1917) среди русских композиторов стал особенно выделяться молодой С.С. Прокофьев. Своими первыми операми - “Игрок” (1916, по роману Ф.М. Достоевского), “Любовь к трем апельсинам”(1921, по К. Гоцци) он доказал ложность суждений об опере как отмирающем жанре. После революции С. Прокофьев длительное время жил за границей.

В советской России эстафету развития оперного жанра принял Д.Д. Шостакович. Новаторскими, как по музыкальному языку, так и по драматургии, стали его оперы “Нос” (1929) и “Леди Макбет Мценского уезда” (1932), названная в новой редакции “Катерина Измайлова”. Оперы неравноценны по своему значению. Если первая опера во многом еще экспериментальная, то вторую можно справедливо поставить в один ряд с великими созданиями русской оперной классики. В этой опере Д. Шостакович творчески развивает традиции М. Мусоргского. В свое время эта опера была несправедливо обвинена в формализме (статья в газете “Правда” “Сумбур вместо музыки”) и снята почти на 20 лет со сцены. Власти полагали, что вся музыка, независимо от жанра, должна быть понятной простому народу.

Упрощенное толкование лозунга “Искусство принадлежит народу” проявилось в появлении на советской оперной сцене того времени так называемых “песенных опер”. Основу их музыки составляли интонации народных и советских массовых песен. Таковы оперы Н. Дзержинского “Тихий Дон” (1935) и опера “В бурю” композитора Т. Хренникова. Упрощенный подход к жанру, отказ от разнообразия и богатства интонационно-выразительных средств, накопленных веками, привели к тому, что песенные оперы обнаружили свою ограниченность, примитивизм и быстро сошли со сцены.

Большими художественными достоинствами обладает опера вернувшегося в 1933 году в Россию С. Прокофьева “Семен Котко” (1940), повествующая о событиях немецкой интервенции на Украине в период гражданской войны. Либретто оперы написано по повести В. Катаева “Я - сын трудового народа”.

В период Великой Отечественной войны особое звучание приобрели оперы, написанные на национально-патриотическую тему. Не прошел мимо этой темы и С.С. Прокофьев. В 1943 году им написана большая опера (исполнялась в два вечера) “Война и мир” по роману Л.Н. Толстого. Основной композиционный принцип оперы состоит в чередовании монументальных массовых сцен с эпизодами интимно-лирического плана.

В послевоенный период появляются еще две значительные оперы на военную тематику - “Семья Тараса” Д. Кабалевского и “Повесть о настоящем человеке” С. Прокофьева.

В 60-е годы большой вклад в развитие оперного жанра внес Р.К. Щедрин. В 1961 году он написал лирическую оперу “Не только любовь”, посвященную проблемам личных отношений, труда и быта в условиях послевоенной советской деревни. Для характеристики персонажей оперы и ситуаций, в которые они попадают, композитор тонко использует различные типы частушечных напевов и народных инструментальных наигрышей.

Перу этого же композитора принадлежит еще одна опера - “Мертвые души”, написанная по мотивам повести Н.В. Гоголя. Музыку этой оперы отличают яркая характеристичность и новизна.

В 60-70-е годы в России был создан целый ряд опер на историческую тему. Среди них особо выделяется новизной и своеобразием драматургического решения опера А. Петрова “Петр I” (1975).

Одной из ведущих тенденций в оперном искусстве этого периода является повышенный интерес композиторов к жанру камерной оперы, написанной для небольшого количества действующих лиц, и к жанру монооперы, в которой все происходящие события показаны через призму индивидуального сознания одного персонажа. Такие монооперы сочиняли Ю. Буцко (“Записки сумасшедшего”, 1967; “Белые ночи”, 1970) и А. Холминов (“Шинель”, 1971). Интересно отметить, что все эти монооперы написаны на сюжеты Ф.М. Достоевского.