Часть II
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Глава 1
Истоки и становление русской музыки
до конца XVIII века
Наиболее ранние сведения о славянах относятся к началу нашей эры. В IV-V веках была известна группа восточнославянских племен под названием антов, а позднее, в VII-VIII веках, - росов. От этого наименования и пошли слова “Русь” и “Русская земля”.
Мировоззрение древних славян было мифологическим. Повелителем грома и молнии у росов был бог Перун. Славяне поклонялись лесам, рощам, полям, нивам, источникам. Отправление обрядов этим языческим божествам сопровождалось заклинаниями, песнями, плясками, хороводами, игрой на музыкальных инструментах.
С культом предков у славян был связан обряд поминовения усопших. Частью этого обряда являлись высокопоэтичные плачи и причитания над усопшими.
Из музыкальных инструментов у древних славян особенно были распространены гусли и сопелки - род пастушеских свирелей. В дохристианский период музыкальное искусство Руси было исключительно народно-песенным. В основе своей оно сложилось еще в период общинно-родового строя и получило наименование обрядового фольклора, который существовал исключительно в изустной форме и передавался из поколения в поколение. Большинство обрядовых песен исполнялись только в строго установленное определенное время года.
С древним культом солнца связаны старинные земледельческие праздники. Их даты определялись поворотами Земли вокруг Солнца. Праздник рождения нового солнечного года - зимний солнцеворот (по старому стилю 25 декабря) назывался Колядой, а песни, его сопровождавшие, - колядками. Колядовать начинали за неделю до этого праздника. В настоящее время обычай колядования переместился на святочную неделю - за семь дней до Рождества Христова. В это время устраивали игрища, на которых молодежь пела песни, участвовала в театрализованных представлениях, девушки гадали.
Масленица - проводы зимы - праздновалась за восемь недель до первого весеннего полнолуния. Праздник сопровождался сжиганием соломенного чучела, символически изображавшего зиму. Этот народный обычай воспроизведен в операх Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка” и “Млада”.
Праздник встречи весны приходился на 22 марта. В этот день пекли из теста жаворонков и пели особые заклички - веснянки.
Времени летнего солнцестояния (22-24 июня) соответствовал праздник “Купало”. В купальную ночь происходили большие народные гуляния. Молодежь плела венки из трав, купалась, разжигала костры и прыгала через огонь.
Все перечисленные народные праздники сопровождались пением обрядовых календарных песен.
После принятия христианства церковь начала преследовать народные праздники, но, потерпев неудачу, решила сама приурочить к этим датам религиозные праздники. “Купало” превратился в рождество Иоанна Предтечи, встреча весны - в 40 мучеников, Масленица - в прощеное воскресение.
Многие русские композиторы XIX века использовали календарные песни в качестве тематической основы своих сочинений. Яркий пример - обработка украинской веснянки “Выйди, выйди, Иваньку” в финале Первого фортепианного концерта П.И. Чайковского. Старинный обычай празднования окончания жатвы (“дожинки”) показан в его же опере “Евгений Онегин”.
Разновидностью весенних календарных песен являются хороводные песни. В период Московской Руси они постепенно выделились из календарного цикла в самостоятельный музыкально-хореографический жанр. Хороводы водили на протяжении почти всего теплого времени года. Круговые хороводы сопровождались разыгрыванием в центре круга сюжета песни в лицах.
Хороводные песни занимают значительное место в произведениях русской музыкальной классики XIX века. А. Даргомыжский в опере “Русалка” использовал две народные хороводные песни “Заплетися, плетень” и “Как на горе мы пиво варили”. Мелодии быстрой хороводной песни “Во поле береза стояла” использовали П.И. Чайковский и финале 4-й симфонии и М.А. Балакирев в симфонической “Увертюре на три русские темы”.
* * *
В IX веке складывается первое раннефеодальное древнерусское государство - Киевская Русь, названная так по имени ее столицы - Киева. Особенно высокого политического и культурного расцвета достигло это государство при князьях Владимире и Ярославе. В это время закладывались основы самостоятельной русской литературы, зодчества, графики, профессиональных форм музыкального искусства.
Важнейшим фактором объединения древнерусской народности стал общий русский язык.
Музыкальная жизнь Киева была сочетанием разнообразных жанров народного песенного творчества с первыми образцами церковного пения и музыкой, сопровождавшей повседневный быт и ритуалы княжеского двора.
Самым значительным явлением в области народно-музыкального творчества того времени было рождение былинного эпоса. В старинах или былинах историческая действительность получила обобщенно-поэтическое отражение. Содержание богатырских былин киевского цикла заключается в описании подвигов русских богатырей в борьбе со степными кочевниками. Идея защиты родины объединяет отдельные богатырские сюжеты в единый монументальный цикл. Главные герои былинного эпоса - три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Старший среди них, Илья Муромец, является выразителем лучших черт русского национального характера: мужества, бесстрашия, бескорыстия, гуманности и патриотизма. Многочисленные и разнообразные былины об этом герое воссоздают его биографию.
Былины не были повсеместно распространенным фольклорным жанром. Их исполняли лишь особо одаренные певцы-мастера, аккомпанирования себе на гуслях. В древнем памятнике славянской литературы “Слово о полку Игореве” упоминается легендарный певец-сказитель, русский аэд Баян. Это имя отразилось позднее и в названии русского народного музыкального инструмента баяна и в имени сказочного кота-сказителя - Кота Баюна.
Хранителями древней эпической традиции в позднейшее время были особые лица - сказители. Сказителями были простые крестьяне, не знавшие грамоты. Благодаря отличной памяти, художественному воображению и артистизму они выделялись из общей массы. Особенно много таких мастеров было на русском Севере. Каждый сказитель имел собственные напевы, исполняя разные тексты на одну или несколько мелодий. При кажущейся простоте напевы этих песен способны производить глубокое впечатление яркими выразительными интонациями.
* * *
В 988 году происходит крещение Руси, укрепившее связи Киевского государства с Византией - одним из центров мировой культуры. Вместе с верой Киевская Русь заимствовала и византийскую систему церковного пения. Перевод греческих богослужебных книг на церковно-славянский язык повлек за собой и изменение традиционных византийских напевов. Начался довольно длительный процесс скрещивания двух музыкальных культур. Русские распевщики свободно изменяли византийские церковные мелодии, привнося в них черты близкого им народного музыкального мышления.
Распевщики в некоторые моменты начинали длительно растягивать слова, повторять их на разные мотивы, делать большие внутрислоговые распевы. В конечном итоге это привнесло в византийские образцы черты лирики, свойственной русской народной песенности. Получавшиеся в результате мелодии были небольшого диапазона, с плавным движением по соседним звукам. Их исполнение требовало от певцов хорошо поставленного дыхания и владения искусством фразировки. Записывались эти мелодии особыми безлинейными знаками, или знаменами, над текстовой строчкой. От славянского слова “знамя” (знак) эта русская система церковного пения получила название знаменного распева.
Мелодии знаменного распева не делились на такты, а ритм определялся акцентами в тексте.
Церковное пение на Руси, как и в Византии, было одноголосным, мужским, и без сопровождения. Отсутствие инструментального сопровождения - еще одна отличительная особенность православного богослужения от католического и протестантского.
Князь Владимир организовал при Десятинной церкви в Киеве специальную певческую школу. В конце XI - начале ХII века появляются первые рукописные певческие книги, сочиняются тропари и стихиры в честь первых канонизированных русских святых.
Широко распространены в Киевской Руси и светские формы музицирования. Застольная музыка звучала в домах князей и богатых киевских бояр. В былинах киевского цикла отмечается, что мастерами пения и гусельной игры часто были сами бояре или княжеские дружинники. Легендарный богатырь Добрыня Никитич на пирах у князя Владимира поражал всех своей искусной игрой на гуслях.
В Киевской Руси появились и первые “профессиональные музыканты”, которые ходили по дворам и выступали за определенную плату. Это были скоморохи. Первое упоминание о них относится к XI веку.
Церковь резко отрицательно относилась к скоморохам, так как скоморохи были непременными участниками большинства языческих праздников. Они играли на трубах, гуслях, бубнах, свирелях, сопелках, рожках и гудках - примитивных струнных смычковых инструментах. Скоморохов клеймили, сажали в тюрьмы, сжигали их музыкальные инструменты, однако скоморошество на Руси искоренить так и не удалось.
После XI века Киевское государство пришло в упадок. Феодальная раздробленность, внутренняя вражда и междоусобица привели к тому, что к 1240 году (взятие Киева ханом Батыем) все русские земли оказались под властью татаро-монголов. Власть Золотой Орды привела к уничтожению многих культурных ценностей и сильно задержала развитие русской культуры.
В период татаро-монгольского ига вольный торговый город Новгород стал главным хранителем русских культурных традиций. Героем новгородского эпоса был гусляр и певец-скоморох Садко, искусству которого приписывалась магическая способность воздействовать на людей и стихии природы подобно древнегреческому Орфею.
В церкви XI века стали применяться колокола, сменившие примитивное било - чугунную полоску, в которую били молотком. В Новгороде колокольные звоны были доведены до степени высокого искусства. Существовали различные виды колокольных звонов, использование которых строго регламентировалось церковными правилами.
В ХIV веке начинается процесс объединения русских земель вокруг Московского княжества. Победа в Куликовской битве (21 сентября 1380 года) положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Этот процесс длился более ста лет, и к 1500 году московский князь Иван III мог именовать себя “Государем всея Руси”.
Подъем культурной жизни в России в ХIV-ХVI столетиях по времени совпадает с движением Возрождения на Западе. Западноевропейское возрождение развивалось под знаменем гуманизма, свободы мысли и чувства от средневековой церковной схоластики. “Русское Возрождение” также характеризуется интересом к внутреннему миру человека, к его земной жизни. В силу ряда исторических причин Русский ренессанс не сложился в целостное направление. В живописи представителем Русского ренессанса считают гениального иконописца Андрея Рублёва (1360-1430).
В 1551 году при Иване Грозном был утвержден кодекс церковных и светских правил, получивших название “Стоглав”. Частную семейную жизнь регулировал другой кодекс под названием “Домострой”. “Домострой” объявлял скоморохов “дьявольским угодьем”.
Музыкальные развлечения московских царей обслуживали специальные музыканты, приписанные к Потешной палате. В конце ХV века был учрежден придворный хор из 35 певчих, получивших название “государевых певчих дьяков”. Он стал своеобразной “академией” церковного пения.
С ХVI века в русском фольклоре появляется еще один вид песен - протяжные лирические песни. Их появление связано с постепенным освобождением человека от оков патриархального быта. Былины и исторические песни - образцы мужского песенно-поэтического творчества, протяжные лирические песни - женского. В них “стонет” тема тяжелой женской доли в самых различных ее проявлениях: раздумья о собственной судьбе, о лютой свекрови, о нелюбимом муже, о разлуке с любимым. В каждой такой песне чувствуется риторический вопрос: “Эх, кто бы моему горюшку помог?..”
Основой лирических песен является любовь, чаще несчастная. Воспевается свободная любовь, ломающая рамки патриархальных отношений. Настоящая любовь, по мысли безымянных авторов, возможна лишь вне брака. Семья разъединяет любящие сердца и препятствует их счастью. Безымянные авторы часто использовали поэтические параллели, сравнивая состояние природы с чувствами и настроением женщины. Мелодии лирических песен протяженные, глубокого дыхания, с большим количеством внутрислоговых распевов, широкого диапазона.
Если в былинах и исторических песнях главное - в строках поэтического текста, то в протяжных лирических песнях главное - между строк, в музыке, в мелодии.
После ХVII века появляются и мужские лирические протяжные песни. Их сочиняли бурлаки, ямщики, люди подневольного труда. Основная тема этих песен - разлука с семьей, любимой девушкой, невозможность личного счастья, раздумья о смерти в чужом краю.
К разряду лирических песен относятся и многие из разбойничьих песен. Мелодии этих песен отличаются большой протяженностью, широтой дыхания, импровизационностью. Часто эти песни исполнялись не только сольно, но и хором, на голоса, которые вступали не сразу, а постепенно. Основной напев в них как бы расслаивался на варианты, подголоски. Одновременное звучание таких сходных мелодий образует типичную для русской музыки подголосочную полифонию.
К ХVII веку в русском фольклоре начал формироваться жанр исторических песен. В отличие от былин, исторические песни повествуют о событиях достоверных и подлинных участниках. В них полностью отсутствует фантастический вымысел. Основной темой исторических песен была борьба народа за русскую землю и национальную независимость.
Тексты в исторических песнях короче, а действие живее. Народ сочинял песни о Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Их складывали сами участники событий. Вот как пишет о русских песнях того времени великий русский историк Н.М. Карамзин: “Может быть, относятся ко временам Феодоровым или Годунова и старые песни русские, в коих упоминается о завоевании Казани и Сибири, о грозах Иоанновых..., о злодее Малюте Скуратове и набегах ханских на Русь. Очевидцы рассказывают, дети и внуки их воспевают происшествия. Память обманывает, воображение плодит, новый вкус исправляет, но дух остается с некоторыми чертами века - и не только в наших исторических, богатырских, но и во многих нежных песнях заметна первобытная печать старины: видим в них как бы снимок подлинника уже не известного; слышим как бы отзыв голоса, давно умолкшего; находим свежесть чувства, теряемую человеком с летами, а народом с веками”.
Реформы Петра I (1672-1725) вызвали в России новые формы культурной жизни, заимствованные в Европе. Это были многочисленные балы, маскарады, ассамблеи. Создавались военные и придворные оркестры. Ко двору и в дома богатейших вельмож приглашались иностранные музыканты - итальянцы и французы. В Россию проникали европейские музыкальные жанры и инструменты.
В петровскую эпоху музыка стала обязательным элементом образования. К концу ХVIII века повсеместно распространяются формы бытового музицирования. Особенно велико было значение поместно-усадебной музыкальной культуры с ее крепостными оркестрами, музыкальными и драматическими театрами.
Русский музыкальный ХVIII век был веком освоения жанров западноевропейской профессиональной музыки: оперы, сонаты, кантаты. Происходило это освоение не механически и не подражательно. Иностранная музыкальная культура в России постоянно “сталкивалась” с натуральной русской песенностью, что в конечном итоге привело во второй половине ХIХ века к рождению русской классической музыкальной школы. Порой первые русские музыканты начинали подражать западным образцам. Композиторы с исконно русскими фамилиями начинали сочинять оперы в стиле Глюка и Моцарта, хоровые концерты в стиле Баха и Генделя, симфонии и концерты в стиле Вивальди.
В ХVIII веке одновременно с развитием городской культуры появляется новый жанр в песенном фольклоре - городская песня. Раньше в России не было существенных различий между песнями сельской местности и городской. Существовал единый общерусский песенный стиль. Теперь же, с появлением в городах профессиональных музыкантов из разночинцев, русская песня становится одним из жанров профессионального композиторского творчества. Песенные мелодии и текст уже не рождались вместе, но имели различных авторов - поэта и композитора. Тексты сочинялись в новой силлабо-тонической манере стихосложения, с равномерными акцентами, рифмами, строго определенным количеством слогов в строке.
Первая разновидность городской песни называлась кант. Кант - это бытовая многоголосная песня. Сначала кант появился на Украине, позже в России. Сочинялись канты на три голоса, но не в подголосочной манере, как народный фольклор, а в аккордово-гармонической с мелодией в верхнем голосе. Писались канты в куплетной форме и по тематике канты разделялись на лирические, величальные, духовные и шуточные. Духовные канты назывались псалмами. Тексты кантов сочиняли поэты В. Тредиаковский (1703-1768), академик, сформулировавший теоретические основы нового российского стихосложения, М.В. Ломоносов (1711-1756), А.П. Сумароков (1717-1777).
В эпоху Петра I тематика кантов существенно расширилась, стали появляться героические канты. В этой манере сочинялись многие походные песни.
Первым нотным изданием в России был кант В.К. Тредиаковского в честь коронации Анны Иоановны.
К концу ХVIII века, канты были вытеснены из бытового употребления российскими песнями, сочиняемыми для сольного пения с аккомпанементом. В 1755 году появился первый печатный сборник таких песен Г. Теплова под названием “Между делом безделье”.
Конец ХVIII века - это время начала собирания и изучения русского песенного фольклора. Появились сборники обработок “Собрания русских простых песен с нотами” В. Трутовского, “Собрания народных песен с их голосами” И. Прача. Эти обработки оказали большое влияние на формирование жанра российской песни - предшественницы русского классического романса.
В это время складывается и первая русская национальная композиторская школа в лице Е. Фомина, В. Пашкевича, М. Березовского, Дм. Бортнянского, И. Хандошкина.
Первых русских профессиональных певцов воспитывали в придворной певческой капелле. Постепенно они стали принимать участие в спектаклях итальянской оперы, которая в 30-е годы ХVIII века была завезена в Россию. В 1755 году появляется первая опера на русском языке “Цефал и Прокрис”. Ее либретто сочинил русский писатель-классицист А.П. Сумароков, а музыку - итальянец Франческо Арайя, работавший при петербургском дворе. Это не была русская опера в полном смысле слова. Скорее, это была драма с музыкой и пением. Мелодии подбирались из русского фольклора и подтекстовывались фрагментами из либретто. (Первая же русская классическая опера появится много позже, в 1836 году. Это будет опера М.И. Глинки “Иван Сусанин”).
Во второй половине ХVIII века в России самым известным оперным композитором был Евстигней Фомин (1761-1800). Лучшее его произведение - мелодрама “Орфей”, в которой разговорные диалоги сочетаются с инструментальной и хоровой музыкой, а также с балетными сценами.
И в русской церковной музыке того времени происходили существенные изменения. Еще в конце ХVI века в Россию через Польшу и Украину приходит многоголосие, перед которым одноголосный знаменный распев отступает. “С клиросов постепенно исчезли люди с окладистыми бородами в стихарях и подрясниках. Их место заняли безбородые молодые люди, одетые в кафтаны польского фасона”. Еще с конца ХVII века все певцы Русской православной церкви совершали богослужение по нотолинейным рукописям.
Однако знаменное пение не ушло окончательно. Многие из одноголосных песнопений были переведены в современную пятилинейную нотацию и были гармонизованы в западной манере для исполнения смешанным церковным хором. В прежних формах знаменный распев сохранился лишь у старообрядцев.
Новая манера церковного пения стала называться партесным пением - то есть пением на несколько голосов по отдельным вокальным партиям. Она составила основу нового жанра - духовного хорового концерта. Концерты эти сочинялись на тексты из Псалтыри и исполнялись во время богослужения перед причастием. Лучшими мастерами нового жанра стали Максим Березовский (1745-1777) и Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Сочинения эти следует называть не церковным пением, но церковной музыкой, роскошным украшением богослужения. Ревностными поборниками партесного пения в церкви были патриарх Никон, вступивший на церковный престол в 1652 г., и царь Алексей Михайлович Романов.
В силу необязательности исполнения в церкви эти концерты получили название духовной музыки. Духовные концерты Бортнянского состоят из разнохарактерных частей и требуют серьезных исполнительских сил. Эти концерты часто исполняются с концертной эстрады. Духовные концерты Дм.С. Бортнянского являются выдающимися образцами русской хоровой музыки.
Дм. Бортнянский, помимо духовной хоровой музыки, сочинял еще оперы и произведения для клавира.
Барокко развивалось в России ХVII века очень своеобразно, так как одновременно было связано и с традициями Ренессанса, и с развивающимся европейским классицизмом. Если высшие достижения западноевропейского барокко связаны с творчеством таких композиторов, как Гендель, Рамо, Куперен, Скарлатти, Бах, то в русской музыке барочные тенденции ярче всего проявились в жанре портесного духовного концерта.
- Ю.Г. Кокорев
- Isbn 5-89436-091-9
- Предисловие
- Часть I музыкальное творчество западноевропейских композиторов
- Глава 1
- Музыкальная культура Древнего мира
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Музыкальная культура европейского Средневековья
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Музыкальная культура эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Музыкальная культура европейского барокко
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 5 Музыкальная культура европейского классицизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 6 Музыка эпохи романтизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 7 Европейский музыкальный театр XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 8 Музыка хх века. Индивидуализация композиторских стилей
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 9 Джаз в контексте мировой музыкальной культуры
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Часть II
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Творчество русских композиторов первой половины XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Творчество композиторов “Могучей кучки”
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Творчество п.И. Чайковского - основоположника московской школы русских композиторов
- Контрольные вопросы по теме
- Московской школы русских композиторов”
- Глава 5 Выдающиеся русские композиторы XX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Приложение опера
- Русская опера в хх веке
- Используемая литература
- Персоналии композиторов
- Юрий Георгиевич Кокорев история музыкального творчества
- 302028, Г. Орёл, ул. Ленина, 1.