Контрольные вопросы по теме
“Жизнь и творчество М.П. Мусоргского”
Какое образование получил М. Мусоргский?
Что послужило программой симфонической увертюры Мусоргского “Ночь на Лысой горе”?
Какие события русской истории легли в основу трагедии А.С. Пушкина и оперы М. Мусоргского “Борис Годунов”?
Какое фортепианное сочинение написал Мусоргский вслед за оперой “Борис Годунов”? Кто оркестровал его уже после смерти композитора?
В чем отличие трактовки народа в опере Мусоргского от трагедии Пушкина?
Как называется вторая незаконченная опера Мусоргского? Кто автор ее либретто?
Кто такие стрельцы? раскольники?
Почему Мусоргский не сочувствовал реформам Петра I?
Как называется оркестровое вступление к опере “Хованщина”?
Расскажите о последних годах жизни композитора.
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
По характеру своего музыкального дарования А. Бородин из всех “кучкистов” более всего походил на М. Глинку.
Бородин был необычайно разносторонней натурой: великий композитор, выдающийся ученый-химик, крупный общественный деятель, талантливый дирижер и литератор.
Стиль любого композитора - это он сам. Характер музыки Бородина является отражением его внутренней гармонии, цельности его мировоззрения. Бородин воспринимал жизнь без излишних психологических рефлексий, объективно и оптимистически, как источник силы и радости. Во всем, что делал Бородин, ощущались ясность мысли и широкий размах. Герои Бородина - цельные и гармоничные натуры, которым не свойственен внутренний разлад, мучительные конфликты. Его, как и М. Глинку, привлекали цельные характеры, чистый, здоровый и высоконравственный мир. Источником таких образов послужили для композитора фольклор и древняя русская литература.
Русское богатырское, эпическое - это и есть, в первую очередь, “бородинское” в музыке. Его музыка подобна неторопливо изложенной летописи, где мерной чередой проходят события, люди, картины природы.
Музыкальные сочинения Бородина отличает удивительное чувство формы. Композитор, как на точных весах, взвешивал и рассчитывал все пропорции будущего сочинения. Это свойство мышления ученого. До конца своей жизни Бородин так и не смог решить вопрос, кто же он больше - композитор или ученый. Однако слава Бородина-композитора, создавшего оперу “Князь Игорь”, две симфонии, симфоническую поэму “В Средней Азии” и множество романсов, намного превзошла славу ученого-естествоиспытателя.
* * *
Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1838 года в Петербурге. Будучи внебрачным сыном грузинского князя Л. Гедианова, Бородин при рождении был записан сыном камердинера князя, крепостного Порфирия Бородина.
Бородин получил прекрасное домашнее воспитание и образование: владел несколькими языками, умел играть на фортепиано, флейте и виолончели. В детстве же определились основные увлечения Бородина, ставшие затем его профессиями, - химия и музыка.
В 26 лет Бородин оканчивает Медицинско-хирургическую академию, а через два года защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. Еще через некоторое время Бородин становится академиком.
По возвращении из заграничной стажировки Бородин становится профессором Медико-хирургической академии. Его научные труды печатают многие европейские журналы.
Творческая активность Бородина резко возросла благодаря сближению с Балакиревым (1862) и участию в деятельности его кружка. Общение с Балакиревым и другими композиторами “Могучей кучки” совершило переворот в художественном сознании композитора. Исполнение в 1869 году первой симфонии принесло Бородину как композитору общественное признание. Бородин вместе с Чайковским стал основоположником русской классической симфонии. Тогда же были задуманы и два монументальных сочинения - опера “Князь Игорь” и Вторая симфония, которую впоследствии В. Стасов назвал “Богатырской”. Симфонию, законченную в 1876 году, сначала по достоинству оценила европейская публика, а затем уже русская. Героическое, богатырское начало, заложенное в симфонии, ощущается всеми, кто ее слушает. Всех поражают масштабность, монументальность, стихийная мощь этой музыки. В Симфонии традиционно четыре части. Сам Бородин говорил, что в 1-ой части симфонии он хотел изобразить собрание русских богатырей, в медленном Адажио - фигуру легендарного Баяна, а в финале - сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы.
Идею создания оперы на сюжет “Слова о полку Игореве” и подробно разработанный сценарий принес Бородину в апреле 1869 года В.В. Стасов. Полный текст оперного либретто композитор написал сам. Ему удалось воссоздать поэтику и специфические обороты русской народной речи. Многие специалисты-филологи расценивали оперу Бородина как специфический литературно-музыкальный перевод древнерусского первоисточника.
Музыка и слово в этой опере неразрывно связаны. Это произошло потому, что текст оперы Бородин сочинял одновременно с музыкой. Заранее написанного кем-то либретто не существовало.
Перед началом работы над оперой композитор изучил все документы, относящиеся к этому историческому периоду жизни Руси. Чтобы придать действию оперы историческую достоверность, глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучил исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, их музыку, русские былинные напевы.
Композитор то брался за оперу, то её откладывал. По поводу “Князя Игоря” он писал жене: “Куда мне, в самом деле, связываться с оперой. Труд и потеря времени громадная; постановка неверна еще; да если и поставят, то где мне возиться с целым ворохом мелких хлопот, неприятностей с дирекцией, с артистами, с репетициями и пр. А сюжет между тем, как ни благодарен для музыки, вряд ли может понравиться публике”.
* * *
Опера, посвященная памяти М.И. Глинки, начинается с величественного хора “Уж как на небе солнцу красному слава”. Это изначально делает оперу эпически монументальной. Глинка заканчивал своего “Ивана Сусанина” хором “Славься”, а Бородин сразу же начинает повествование с величественной хоровой сцены. Могучий хор пролога написан на подлинный текст из “Слова”. Он обрамляет драматический перелом действия в прологе - оркестровую картину затмения солнца.
Оперный князь Игорь сильно отличается от своего прообраза. Бородин стремился создать сильную, значительную, во многом собирательную личность, воплотившую в себе все черты идеального государственного деятеля.
Игорь вполне осознает свое историческое предназначение - спасти Русь от половецкого ига. Именно поэтому для него так невыносим плен, в котором он оказался вместе со своим сыном Владимиром. Чувства эти гениально раскрыты композитором в знаменитой арии Игоря из второго действия “О, дайте, дайте мне свободу!”.
Ярославна - жена Игоря - образ собирательный. Она выведена в опере как любящая супруга и как мужественная княгиня, сохраняющая достоинство и силу воли в любых обстоятельствах. Лиричность, женскую нежность Ярославны композитор раскрыл в ее знаменитом Плаче из четвертого действия. Она обращается к ветру, к солнцу, к Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. По музыке этот плач очень близок подлинным народным причитаниям и голошениям.
Для оттенения эпического характера главных героев Бородин ввел в оперу гудошников Скулу, Егошку и князя Галицкого. Этих персонажей нет в “Слове”, их придумал сам композитор. Галицкий - брат Ярославны - олицетворяет в опере зло княжеских междоусобиц на Руси. Скула и Ерошка - трусливые беглые воины из Игорева войска - любящие сытую, спокойную и хмельную жизнь. Композитор делает их ближайшими помощниками беспутного князя Галицкого.
Музыкальный материал, характеризующий половцев, обладает высокими художественно-эстетическими качествами. Бородин, как и Глинка, считал, что понятие “враг” не означает плохой, как и понятие “свой” не значит хороший. Вспомним, какой прекрасной танцевальной симфонической музыкой охарактеризованы поляки - враги русского государства в опере “Иван Сусанин”.
Композитор сумел передать восточный колорит песен и плясок половцев, максимально приблизив их к народным. Наиболее известны “Половецкие песни и пляски” из второго действия оперы. В опере эта балетная сцена изображает “развлечение”, которое устроил могущественный хан Кончак для своих пленников - князя Игоря и его сына Владимира. Задумчиво-медленную песню половецких девушек “Улетай на крыльях ветра” сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющая доблесть и силу хана Кончака. Она сменяется пляской мальчиков. Все завершается общей кульминационной пляской. “Половецкие песни и пляски” представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту и часто исполняются в концертах отдельно от оперы. На премьере оперы публика нашла эту музыку Бородина шокирующим проявлением необузданных стихийных сил. Однако когда “Половецкие пляски” были исполнены в Париже в Русских сезонах Дягилевской труппой (1909), они стали художественной сенсацией.
В отличие от речитативных опер Даргомыжского, Мусоргского, опера Бородина пронизана яркой лирической мелодичностью. Сам композитор тяготел к закругленным вокальным оперным номерам (ариям, хорам, ансамблям).
Мелодии Бородина льются спокойно и плавно. Опираясь в своем творчестве на народную музыку, Бородин никогда не цитировал её, но обобщенно воспроизводил наиболее характерные, устойчивые фольклорные интонации.
* * *
Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены (астма) и её частые отъезды, отсутствие режима, необходимого для научной и творческой работы, привели к тому, что работа над оперой растянулась на 18 лет, но так и не была завершена. Большей частью композитор работал урывками и в то время, когда был нездоров и оставался дома. “Зимою я могу писать музыку только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но все-таки могу кое-чем заняться. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни”.
Последнее крупное завершенное сочинение Бородина - программная симфоническая картина “В Средней Азии” (1880).
Бородин скончался скоропостижно на балу от внезапного сердечного приступа 15 февраля 1887 года. Он собрал у себя молодежь в последний день Масленицы и устроил костюмированный вечер. В разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. Изношенное непосильной нагрузкой, сердце не выдержало. Жена Бородина, сама тяжело больная астмой, в это время была в Москве.
После скоропостижной кончины Бородина его оперу завершили Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов. Их большой подвижнический труд помог опере найти путь на сцену.
Не будь Римского-Корсакова, русская музыка осталась бы без таких опер, как “Хованщина” и “Князь Игорь”. С бескорыстной преданностью истинного друга он принял на себя этот огромный труд. В годы редактирования этих опер Римский-Корсаков совсем отказался от сочинения собственных опер. Следует добавить, что композитор выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив ни единой копейки ни от издательства, ни от театра.
- Ю.Г. Кокорев
- Isbn 5-89436-091-9
- Предисловие
- Часть I музыкальное творчество западноевропейских композиторов
- Глава 1
- Музыкальная культура Древнего мира
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Музыкальная культура европейского Средневековья
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Музыкальная культура эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Музыкальная культура европейского барокко
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 5 Музыкальная культура европейского классицизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 6 Музыка эпохи романтизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 7 Европейский музыкальный театр XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 8 Музыка хх века. Индивидуализация композиторских стилей
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 9 Джаз в контексте мировой музыкальной культуры
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Часть II
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Творчество русских композиторов первой половины XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Творчество композиторов “Могучей кучки”
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Творчество п.И. Чайковского - основоположника московской школы русских композиторов
- Контрольные вопросы по теме
- Московской школы русских композиторов”
- Глава 5 Выдающиеся русские композиторы XX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Приложение опера
- Русская опера в хх веке
- Используемая литература
- Персоналии композиторов
- Юрий Георгиевич Кокорев история музыкального творчества
- 302028, Г. Орёл, ул. Ленина, 1.