logo
02

Контрольные вопросы по теме

Жизнь и творчество Ф. Шуберта”

  1. Как называли музыкальный стиль Шуберта?

  2. Кто герой шубертовской музыки?

  3. Какой жанр был ведущим в творчестве Шуберта?

  4. Назовите вокальные циклы Шуберта.

  5. Где Шуберт получил музыкальное образование?

  6. Опишите внешний облик Шуберта.

  7. Сколько лет прожил Шуберт?

Фридерик Шопен (1810-1849)

Ф. Шопен - величайший представитель польского и мирового музыкального искусства - основатель польской национальной композиторской школы. Его творчество приобрело мировое значение.

Шопен не сочинял опер, как Моцарт, симфоний, как Гайдн и Бетховен. Его не тянул к себе симфонический оркестр. Почти все свое творчество он ограничил рамками фортепианной музыки. Но и в пределах одного фортепианного творчества Шопен достиг таких высот и такой многогранности, какой другие композиторы добивались кропотливой работой в разных областях музыкального искусства.

Мало кому из композиторов удалось так глубоко и полно выразить национальный характер, как это удалось Шопену. “Он воплотил поэтическую сущность целой нации”, - сказал Ф. Лист.

Шопен почти не цитировал польских народных мелодий, но все его произведения проникнуты интонациями польских песен и танцев. Шопен познакомил Европу с музыкой своей родины. Вслед за ним Глинка представил музыку России, Лист - Венгрии, Сметана - Чехии, Григ - Норвегии. Все они расширили и обогатили музыкальную географию Европы.

Подобно Шуберту, Шопен преобразовал бытовую музыку, танец и фортепианную миниатюру. Его мазурки, вальсы, ноктюрны и прелюдии - настоящие маленькие поэмы для фортепиано, а сочинения крупной формы, например Соната с похоронным маршем, по глубине содержания не уступают симфонии.

Шопен - смелый новатор в области музыкального языка. Основываясь на особенностях польской народной музыки, он расширил гармонические и мелодические средства профессиональной европейской музыки.

Шопен создал новые жанры фортепианной музыки, превратил прелюдию из вступительной пьесы в самостоятельную (цикл из 24 прелюдий), развил и опоэтизировал народные танцевальные жанры. Традиционные жанры этюда и скерцо наполнил новым, зачастую значительно драматизированным содержанием.

Шопен первым ввел в обиход профессионального искусства жанр фортепианной баллады. Он стал одним из создателей романтического сонатного цикла.

Новаторство в замыслах и идеях сочетается у Шопена с классической ясностью и совершенством их реализации, поэтому часто Шопена называют “польским Моцартом” и “классиком среди романтиков”. Когда слушаешь музыку Шопена, то кажется, будто она родилась сразу, в минуту счастливого озарения свыше. На самом деле композитор отделывал каждый такт, добиваясь совершенства. Вопрос затраченного времени при этом не имел значения для Шопена.

* * *

Фридерик Шопен родился в предместье Варшавы, в имении Желязова Воля, 1 марта 1810 года. Его отец Николай Шопен - француз по национальности - еще в молодые годы переселился в Варшаву, где занялся педагогической практикой. В аристократическом Варшавском лицее он получил место преподавателя французского языка и содержал пансион для воспитанников лицея. Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи Шопена и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Подобно Моцарту, маленький Фридерик поражал окружающих своей музыкальной одаренностью.

Первым и единственным учителем фортепианной игры у Шопена был чех по происхождению Войцех Живный. Когда Шопену было 12 лет, Живный сам отказался от занятий, поняв, что больше ничего не может дать гениальному ученику.

В 13 лет Шопен поступает сразу в 4 класс лицея. Летние каникулы он проводил в деревнях, в имениях близких знакомых. Именно там он впервые познакомился с образцами польской народной музыки. Непосредственное общение с народными музыкантами дали Шопену больше, чем все учителя.

Осенью 1826 года, окончив лицей, Шопен поступает в Варшавскую консерваторию. Музыкально-теоретическими предметами он занимался под руководством её директора Юзефа Эльснера. В 1829 году, когда Шопен оканчивал консерваторию, учитель дал ученику такую характеристику: “Исключительное дарование, музыкальный гений”.

С окончанием консерватории Шопен вступает в новую полосу артистической и творческой деятельности. Следуя установившейся традиции, Шопен сочиняет свои первые полонезы, мазурки, вариации. Это были сочинения виртуозного плана, что продиктовано неписаными законами эстрады: до конца XIX века композитор и исполнитель еще оставались одним лицом. И если Шопен избирал своим поприщем артистическую деятельность, то он должен был сначала покорить публику как исполнитель, привлечь ее внешним блеском своей игры. Шопену необходим был шумный успех. И он пришел к Шопену в Вене в августе 1829 года. В письме к родным молодой музыкант уверяет их, что “публика на скамейках прямо подпрыгивала...”

Признание таланта Шопена укрепляло у родных и близких композитора мысль о необходимости его длительного совершенствования за границей. Перед отъездом Шопен дал в Варшаве два концерта. Восторженная местная критика писала: “Земля, которая призвала к жизни этого артиста своими песнями, воздействовала на его музыкальный облик так, что многие его звуки кажутся живым отражением нашей родимой гармонии”.

В ноябре 1830 года перед отъездом друзья подарили Шопену серебряный кубок с польской землей в знак его верности родине. Шопен и предположить тогда не мог, что больше никогда в жизни не сможет вернуться в Польшу.

* * *

Почти сразу же после отъезда Шопена в Польше развернулось революционное восстание за обретение государственной независимости от России. Восстание было жестоко подавлено. Восставшие капитулировали, зачинщики были сосланы в Сибирь, повсеместно начались жесточайшие полицейские преследования. В эту ужасную для Польши минуту родные категорически запретили Шопену возвращаться домой, в Варшаву.

“Я проклинаю час своего отъезда. Все обеды, вечера, концерты, танцы… наводят на меня тоску”, - пишет он в Польшу. В письме к Эльснеру его состояние ощущается еще более отчетливо: “С того дня, как я узнал о событиях 29 ноября, я не испытывал ничего, кроме щемящей тоски и тревоги…”

Под впечатлением от этих событий он написал знаменитый “Революционный этюд” до минор. В этом произведении слились воедино боль, гнев и скорбь. Этюд стал первым драматическим сочинением Шопена, посвященным судьбе родины. В творческом сознании Шопена произошел перелом. Мечтательная юношеская лиричность отступила перед трагизмом новых образов. Тема Родины становится ведущей творческой темой Шопена. Польская революция как бы проложила грань между большими двумя периодами творческой биографии композитора: Варшава - безоблачная юность с радужными надеждами; Париж - жизнь со всеми её драматическими контрастами.

Крушение революции в Польше, последовавшие затем гонения и реакция навсегда отрезали Шопену путь на родину. Осенью 1831 года он приехал в Париж, где и оставался до конца своих дней.

* * *

Париж того времени был центром западноевропейской культуры. Именно в этом городе жили величайшие творцы, создававшие искусство огромной силы и значения.

Вырванный из патриархальной семейной обстановки Шопен сразу же попадает в водоворот парижской светской богемы. Его друзьями и близкими знакомыми становятся композиторы Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Винченцо Беллини, писатели и поэты Оноре де Бальзак, Генрих Гейне, Жорж Санд, Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа. Крепость моральных устоев, проницательность и острота ума позволили молодому Шопену трезво воспринимать окружавшую его среду. Вот что писал он на родину: “Париж - это большой город. Здесь первые в мире музыканты и первая в мире опера. Здесь величайшая в мире роскошь и величайшее свинство, величайшая добродетель и величайшая порочность. Крика, гама, грохота и грязи больше, чем можно себе вообразить. В этом муравейнике теряешься, и это удобно в том смысле, что никого не интересует, как ты живешь”.

Первый публичный концерт в Париже удалось устроить лишь через год, в феврале 1832 года. Шопен сразу стал знаменит, газеты писали о его поэтической игре и удивительно своеобразном композиторском таланте.

Вскоре он сделался модным педагогом фортепианной игры в домах богатых аристократов. Дорого оплачиваемые уроки на долгие годы стали основным источником дохода Шопена. Шопен вошел в высшее общество. Слушать игру Шопена стало модно. Особенно пленяла слушателей манера игры польского пианиста, которую называютрубато. Подобно тому, как в ХVIII веке постепенное изменение силы звучания - крещендо и диминуэндо - сделались новым выразительным средством, передававшим эмоциональные нарастания и спады, так и шопеновское рубато - едва уловимые внутритактовые замедления и ускорения - сделались средством передачи изменчивости настроений, характерной для всего романтического искусства. Сам Шопен был далек от того, чтобы думать, будто бы он достиг вершины своей карьеры.

Друзья постоянно слали Шопену письма, в которых убеждали его написать национальную оперу и тем обессмертить свое имя. Однако Шопен иначе понимал свою миссию национального польского композитора. Шопен понимал, что для монументальной польской оперы время еще не пришло, пока национальному колориту доступны лишь фортепианная музыка и камерные жанры. Честь быть создателем национальной польской оперы выпадает на долю другого композитора - Станислава Монюшко, о чем будет сказано в конце этого очерка.

В Париже Шопен поддерживал дружеские отношения с многочисленной польской диаспорой и особенно с поэтом-эмигрантом с мировым именем Адамом Мицкевичем (1798-1855) - основоположником польского романтизма, другом А.С. Пушкина, автором знаменитой поэмы “Пан Тадеуш”.

Исследователи отмечают, что именно его поэтические образы и сюжеты послужили основой четырех фортепианных баллад Шопена. Баллада была одним из любимых видов романтической поэзии. Некоторые баллады Гете положил на музыку Ф. Шуберт и сделал их вокальными. Шопен первым из композиторов стал сочинять инструментальные баллады.

Для содержания поэтических баллад характерна сюжетная повествовательность о странствиях, приключениях, часто с элементами фантастики.

Баллады Шопена можно условно назвать программной музыкой. Сам композитор не давал своим балладам разъясняющих заголовков, но современники однозначно угадывали в них образы поэтических баллад Адама Мицкевича. Музыка шопеновских баллад симфонична, так как основана на сопоставлении и взаимодействии контрастных тем и образов.

Встречи с польскими друзьями были особенно дороги Шопену еще и потому, что своей семьи у композитора не было. Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась: помешала сословная спесь родителей невесты.

* * *

На многие годы Шопен связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, подписывавшей свои романы псевдонимом Жорж Санд. Их свободный союз, основанный на большой взаимной любви, вызвал у обоих радостное воодушевление и приток творческих сил. С годами этот союз превратился в источник глубоких душевных страданий, ускоривших смерть композитора.

Конец 30-х - вторая половина 40-х годов - самый плодотворный период в творческой жизни Шопена. Осенью 1838 года Шопен и Жорж Санд с детьми предприняли большое путешествие на остров Майорку и поселились в его главном городе Пальма. Там начался сезон дождей, и Шопен сильно простудился. Началось кровохаркание. На Майорке Шопен сочинил цикл из 24 прелюдий, написанных во всех тональностях мажора и минора, Вторую балладу Фа мажор, третье скерцо. Прелюдии Шопена неповторимо своеобразны. В прошлом название “прелюдия” обозначало вступительную пьесу, после которой исполнялось “основное” произведение. Прелюдии Шопена - не вступления, они ничему не предшествуют. Это самостоятельные по содержанию и законченные по форме пьесы. Чаше всего в каждой из прелюдий воссоздается какой-либо один музыкальный образ.

Среди всех сочинений Шопена прелюдии самые лаконичные. Некоторые, занимая всего полстраницы нотного текста, по содержанию богаче иных многостраничных композиций. У Шопена была одна удивительная особенность: он умел предельно концентрировать музыкальное время. Иногда, слушая двухминутную прелюдию, представляешь, что перед мысленным взором прошла вся жизнь.

Лето 1838 года Шопен провел в имении писательницы Ноане. Здесь его здоровье поправилось, и осенью 1839 года он вернулся в Париж.

* * *

С годами Шопен все реже стал давать публичные концерты. Ему казалось, что художественные замыслы не доходят до аудитории и остаются непонятыми. Внешний эстрадный блеск, элементы позирования были чужды утонченной натуре Шопена. Он всецело отдается творчеству. Появляется большое количество новых сочинений. Наряду со светлыми лирическими пьесами из-под пера все чаще выходили произведения, полные драматической глубины и даже трагизма. Такова Вторая фортепианная соната, соната с похоронным маршем. Похоронный марш из этой сонаты признан наиболее выдающимся образцом этого жанра. Почти сразу же после он опубликования вышел за пределы сонатного цикла и зажил отдельной, самостоятельной жизнью. Наверное, нет ни одного человека, который не знал бы этой трагической музыки. Марш занял исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества. Трудно найти более возвышенное и более трагическое воплощение скорби. Сам Шопен к тому времени был уже неизлечимо болен и понимал, что ему суждено умереть на чужбине.

В сонате после похоронного марша следует необычно короткая четвертая часть без ярко выраженных тем и мелодий. “Ветер над могилами” - так назвал ее русский пианист и композитор А.Г. Рубинштейн. Заметим, что содержание такой сонаты, как и любого великого произведения искусства, много глубже подобных объяснений. Содержание музыки на язык слов непереводимо в принципе.

Видное место в творчестве Шопена занимают польские национальные танцы: мазурки и полонезы. Мазурка или мазур - польский танец в трехдольном размере, оживленного движения, с преобладанием “прыжкового” шага. Для мазурок характерно ритмическое дробление сильной доли и прихотливая изменчивость акцентов: очень часто они смещаются на слабые доли такта. Первые мазурки Шопена - своего рода картинки сельского быта, живые зарисовки с натуры. Однако очень скоро, особенно в период эмиграции, появляются чисто лирические, задумчивые и нежные, проникнутые духом ностальгии. Всего Шопен написал около 60 мазурок. О мазурках, которые он не переставал сочинять всю жизнь, Шопен писал: “Они мне кажутся такими же красивыми, как обычно кажутся младшие дети стареющим родителям”. Иногда мазурки Шопена сравнивают с бриллиантами, упрятанными среди полевых цветов.

Полонез получил распространение в быту польских городов с ХVI века. Это мужской “пеший танец”, величавое шествие воинов-рыцарей. Музыка сочиняется в трехдольном размере, с характерным дроблением сильной доли. С ХVIII века полонез получает общеевропейское распространение. Чаще всего полонезом открывался бал. Полонез - танец аристократический.

Шопеновские полонезы - это не столько “танцы”, сколько музыка для слуха. Это широко развернутые поэмы героико-эпического или драматического содержания. В некоторых полонезах оживают картины былого величия Польши. Наиболее известен полонез Ля мажор, который сами поляки воспринимают как свою национальную “визитную карточку”. Этот полонез в переложении для симфонического оркестра включен А. Глазуновым в балет “Шопениана”.

Излюбленным европейским танцем XIX века становится вальс. Его кружащееся, “полетное” движение сразу же привлекло внимание композиторов-романтиков. Шопен поэтизирует этот простой бытовой танец, он сочинил 17 вальсов. Большинство его вальсов - довольно большие фортепианные пьесы трехчастного строения, предназначенные для салонного или концертного исполнения. По своему настроению каждый из вальсов Шопена неповторимо своеобразен. Наибольшей популярностью пользуется вальс № 7 до диез минор, также включенный А. Глазуновым в “Шопениану”.

Ноктюрн, возникнув в самом начале XIX века, в творчестве Шопена приобрел классически совершенную форму. Буквально слово “ноктюрн” обозначает “ночная пьеса”.

Первым сочинять ноктюрны стал Джон Филд, ирландский композитор, много лет проработавший в России. Именно у композиторов-романтиков появился глубокий художественный интерес к жанру “ночной музыки”. Картины ночной природы, сцены любовных свиданий на фоне лунной ночи, разнообразные настроения одинокого композитора-романтика - то подавленного стихийной мощью ночной грозы, то мечтающего на берегу реки о смутном и далеком счастье - все эти образы романтической поэзии и живописи получили теперь и в музыке достойное воплощение.

Характерный признак шопеновских ноктюрнов - сочетание глубокого лирического волнения при абсолютном внешнем покое. Шопен сочинил 21 ноктюрн. Большинство из них - пьесы мечтательного или элегического характера, написанные, как правило, в трехчастной репризной форме.

* * *

Последние годы жизни композитора были печальны. Один за другим уходили из жизни близкие ему люди. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Разрыв этот, поначалу тщательно скрываемый, был неизбежен. Болезненность и крайняя душевная ранимость Шопена находились в кричащем противоречии с властной натурой Жорж Санд. К этому прибавились глубокие внутренние расхождения в нравственных и жизненных устоях.

Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякали. Именно эта неопределенность материальных дел склонила его предпринять гастрольную поездку в Англию с её губительным для здоровья сырым климатом. Чуть живого Шопена окончательно измотали бесконечные приемы, завтраки, рауты. Материального успеха эта поездка не имела. В ноябре 1848 года Шопен вернулся в Париж.

Последний год жизни был годом медленного угасания Шопена. По его просьбе из Польши приехала старшая сестра Людовика, которая скрасила последние минуты его жизни.

Незадолго до кончины он вспомнил о Жорж Санд. “А ведь она обещала, что я умру только на её руках”, - сказал он.

Скончался Шопен в ночь с 16 на 17 октября 1849 года. “Даже стоическая античность не знала более прекрасной смерти”, - писал один из близких друзей после его смерти.

В торжественных похоронах Шопена приняли участие лучшие артисты Парижа. На панихиде они исполнили Реквием Моцарта. Специально был оркестрован и исполнен Похоронный марш Шопена и две его наиболее трагические прелюдии - ми минор и си минор.

Похоронен Шопен в Париже, на кладбище Пер Лашез, рядом с могилой его друга композитора Беллини. В могилу Шопена всыпали горсть польской земли из кубка, преподнесенного друзьями при его прощании с родиной. Сердце Шопена, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.

* * *

“У Шопена были голубые глаза, умный, проницательный взгляд, тонкая и немного горестная улыбка, белокурые волосы, выразительный нос с горбинкой, небольшой рот, тембр голоса глуховатый, иногда он почти задыхался. Его походка была так изящна, а манеры носили такой отпечаток высшего общества, что его невольно принимали за князя”, - так рисовал портрет своего друга Ф. Лист в книге о нем, опубликованной в 1852 году.

В одной из своих поздних критических статей Р. Шуман назвал Шопена “редкой звездой в поздний полночный час”. Эта звезда “при каждом появлении горит все тем же глубоким светом, излучает все то же яркое сиянье”.

После смерти Шопена существенный вклад в развитие польской музыки внес С. Монюшко, создавший национальную польскую оперу. Национален не только музыкальный язык его опер (“Галька”, 1847; “Пария”, 1860), но и либретто, основанные на сюжетах из польской жизни с типичными для неё социальными конфликтами. Героиня оперы, крепостная девушка Галька, обманутая и обесчещенная помещиком Янушем, кончает жизнь самоубийством во время свадьбы своего соблазнителя. В музыке оперы, очень мелодичной и искренней, нет ни одной цитаты из народных песен, однако вся она основана на интонациях и ритмах славянского фольклора. В опере широко использованы песенные формы вокальных партий, что сделало оперу популярной и доступной самому широкому кругу слушателей.

В середине XIX века выдвигается крупный польский скрипач-виртуоз Г. Венявский. Он создатель популярных скрипичных концертов, полонезов, множества салонных танцев и пьес, прочно вошедших в педагогический и исполнительский репертуар современных скрипачей.

В 1901 году организована Варшавская консерватория. Ее симфонический оркестр стал первым постоянным профессиональным музыкальным коллективом. После 1918 года в Польше открылись три национальные консерватории. С 1927 года один раз в пять лет в Варшаве проходят престижные международные конкурсы пианистов им. Шопена, а с 1935 года - скрипачей им. Венявского.

Из польских композиторов второй половины XX века наибольшую известность завоевали В. Лютославский (род. 1913 г.) и Кш. Пендерецкий (род. 1933 г.). Творчество этих современных композиторов относится к области музыкального авангарда. Оба композитора активно ищут необычные средства музыкальной выразительности, применяют шумовые эффекты и музыку без тональности и музыкального размера.