Контрольные вопросы по теме
“Музыкальная культура западноевропейского барокко”
Назовите основную черту барочного стиля.
Расскажите историю первого оперного спектакля.
Где открылся первый общедоступный оперный театр?
Перескажите кратко миф об Орфее и Эвридике.
Что такое бельканто?
Назовите основные черты итальянской оперы-сериа.
Какие мастера создали современные струнные смычковые инструменты?
Расскажите о жизни А. Вивальди.
Сколько частей в скрипичных концертах Вивальди?
Кто является виднейшим представителем французского барокко?
С каким драматургом сотрудничал Люлли?
Кто установил классические позиции ног балетных танцовщиков?
Чем отличается клавесин от фортепиано?
Назовите виднейшего представителя французской клавесинной школы.
Что такое мелизмы?
Как организована форма рондо?
Охарактеризуйте стиль рококо.
Кто был представителем английского барокко?
Кто в истории музыки был первым музыкальным живописцем?
Что такое “маски”?
Как называлась первая национальная английская опера? Кратко перескажите сюжет.
Назовите виднейших представителей немецкого барокко.
Что общего в жизни и творчестве Баха и Генделя?
Что называется ораторией? В чем ее отличие от кантаты?
Как звали неверную жену Самсона?
Как называются оркестровые сюиты Генделя?
Где похоронен Гендель?
Какой инструмент вытеснил лютню из практики бытового музицирования?
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Все Бахи, жившие в разных городах Германии, были музыкантами. Отец великого Иоганна Себастьяна жил в городе Эрфурте и занимал должность городского музыканта.
Все Бахи были убежденными протестантами. Глубокая и искренняя религиозность составляла нравственную основу членов семьи.
К профессии музыканта Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Начальное музыкальное образование будущий композитор получил у своего отца Амвросия Баха, а когда осиротел в 9 лет, то музыкальным воспитанием его занялся старший брат, Иоганн Христофор. Он обучил младшего брата игре на скрипке, клавесине, органе и пению в церковном хоре. Однако маленький Бах занимался еще и “самообразованием”, переписывая по ночам рукописи понравившихся ему композиций.
После трехлетнего обучения в бесплатной монастырской школе в городе Люнебурге (1700-1703) восемнадцатилетний Бах вполне определился с будущей профессией. Осталось лишь получить хорошо оплачиваемую должность.
Вплоть до конца ХVIII века в Германии для музыканта-композитора было лишь два места, где он мог проявить себя: двор и церковь. Общедоступные концертные выступления и театральные представления тогда лишь входили в повседневный быт городов. Поэтому протестантская церковь в Германии того времени была центром музыкального искусства, а церковный органист - важнейшим его представителем.
Иоганн Себастьян вошел в историю мировой музыкальной культуры преимущественно как автор церковной музыки. Из 50 лет творческой деятельности Бах только 5 лет прослужил при дворе.
Для Баха начались “годы странствий”. За 5 лет он успел побывать на службе в Веймаре, Арнштадте, Мюльгаузене и вновь в Веймаре. Уже в самом начале своей карьеры Бах проявил себя как яркий органист-композитор, сторонник художественной музыки в церкви. Творческое отношение Баха к своим обязанностям нигде не находило понимания: церковному начальству требовалось лишь привычное, рутинное исполнение органистом своих обязанностей. И главное - никаких фантазий и самовольных отлучек из города.
Бах везде находил и извлекал лучшее и необходимое для своего музыкального образования. Стремление к совершенствованию исполнительского мастерства было у Баха столь велико, что осенью 1705 года он оказался способен пройти пешком более 350 километров, чтобы послушать игру на органе выдающегося композитора Дитриха Букстехуде. Результатом “стажировки” у мастера стало органное произведение Баха, которое знают практически все. Это Токката и фуга ре минор - ярчайший образец музыкального барокко.
Это знаменитое паломничество Бах совершил еще работая органистом в городе Арнштадте. Служба была несложной: требовалось умение прелюдировать на органе, разучивать с хором церковные произведения и аккомпанировать ему во время богослужения. В отправление своих служебных обязанностей молодой Бах вносил незаурядное рвение и фантазию, что и послужило источником столкновений с церковным начальством. Просроченная по времени поездка к органисту Букстехуде была “последней каплей, переполнившей чашу терпения”. Пришло время расстаться. Бах переезжает сначала в город Мюльгаузен, а после в Веймар. Незадолго до этого двадцатидвухлетний Бах женится на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах.
В Веймаре Бах пробыл около 10 лет. Дружеские отношения с герцогом веймарским создали благоприятные условия для расцвета гениального музыканта. Здесь ему впервые представилась возможность испытать себя и в качестве органиста, и в качестве скрипача и клавириста оркестровой капеллы, а позже - в должности помощника капельмейстера.
По роду деятельности Баху приходилось сочинять много и быстро в самых различных формах и жанрах, применяясь к различным исполнительским средствам и возможностям. В веймарский период Бах как органный композитор достигает творческих вершин.
Орган - духовой клавишный инструмент - отличался огромными размерами и богатством тембровых и динамических оттенков. Предшественником органа считается древнегреческий инструмент “флейта Пана” - набор тростниковых трубочек разной длины, скрепленных между собой. Каждая дудочка издавала лишь один звук, но все вместе они способны были воспроизвести любую мелодию.
С XI века органы устанавливались в соборах крупнейших европейских городов. Конструкция органа постоянно усовершенствовалась. Медные трубы заменили оловянными и изобрели педаль - басовую клавиатуру для ног, позволявшую органисту извлекать звуки самого низкого регистра. Для игры руками у органа имелись до пяти терассообразно расположенных клавиатур. Назывались они мануалами. Органист мог попеременно играть на каждом из них. Диапазон каждого мануала доходил до пяти октав. Кроме того, в органе были установлены регистровые переключатели, благодаря которым изменялся тембр инструмента. Орган мог имитировать флейту, гобой, кларнет, скрипку, трубу, тромбон. Иногда звучание органа напоминало хор. Каждая клавиша мануала соединена с несколькими десятками, а иногда и сотнями труб, издающих звуки одной высоты, но разной тембровой окраски. За эти уникальные выразительные возможности орган справедливо называют “королем инструментов”.
Большое внимание уделялось внешнему виду инструмента. До наших дней в органах сохраняется пышный резной декоративный фасад.
В католической и протестантской церкви орган сопровождает богослужения. Игра на этом инструменте требует большого мастерства и физической силы. Бах становится знаменит как знаток органов. Его часто приглашают в разные города в качестве эксперта вновь построенных или капитально перестроенных органов. Бах любил эти поездки и говорил, что отправляется “продувать легкие” органу.
* * *
Будучи органистом-виртуозом, Бах создал для этого инструмента огромное количество разнообразных сочинений, превосходящих все, что когда-либо было написано для этого инструмента. Среди них более 130 хоральных прелюдий, фантазии, токкаты, фуги, сонаты, мессы, органные переложения произведений других композиторов.
Свои органные хоральные прелюдии Бах создавал на основе протестантских хоралов. Протестантская церковь, выступая против католицизма, изменила и музыкальную сторону богослужения. Если в основе католического богослужебного культа лежал одноголосный григорианский хорал и латинский текст, то в основе протестантского богослужения был положен новый, протестантский хорал и немецкий язык. Лютер и его сподвижник Томас Мюнцер сделали богослужение понятным самому простому народу. В качестве мелодий протестантских хоралов использовались широко распространенные в быту народные песни. Во времена Реформации они воодушевляли и объединяли народные массы на борьбу с засильем католической идеологии. Народные мелодии постепенно превращались в протестантские хоралы. В отличие от католических гимнов, протестантские хоралы исполнялись всей общиной на родном немецком языке.
Вскоре из одноголосного хорал превратился в четырехголосный. Основная мелодия помещалась в верхний голос, а остальные были гармонически дополняющими голосами. Своими обработками Бах превращал эти мелодии в художественные произведения.
Хоральные органные прелюдии написаны композитором в камерном плане. В них преобладают лирические образы. Музыку хоральных прелюдий можно в самом общем плане охарактеризовать как углубленную, возвышенно-созерцательную, иногда скорбную.
Для органных полифонических циклов Баха характерны мощь звучания, ораторский пафос, блестящая виртуозность, яркие динамические и тембровые контрасты. Среди них знаменитая Токката фуга ре минор. Токката в этом цикле - вступление. Она подобна грандиозной импровизации, основанной на чередовании контрастных по характеру музыкальных построениях. Каждое построение токкаты отделено от другого яркими каденциями. Характер звучания токкаты можно определить как мощный, удивительно торжественный, хотя и с элементами тревоги и драматизма.
Постепенно слухи о замечательных баховских композициях стали распространяться по всей Германии. Особенно громкая слава шла о Бахе как о непревзойденном мастере органной игры и необыкновенном импровизаторе, талант которого не допускал никакого соперничества. По свидетельству современников, Бах мог на одну тему импровизировать в течение двух часов, развивая ее в самых различных и сложных формах полифонической музыки.
* * *
В 1717 году Бах принимает предложение герцога Кетенского и поступает к нему на службу в качестве капельмейстера. Герцог был весьма просвещенным человеком своего времени и любителем музыки. Отношения герцога с Бахом складывались как нельзя лучше. Капельмейстер много путешествовал с герцогом по всей Германии и плодотворно работал как композитор. В Кетене Бах сочинял много светской музыки. Это и 6 больших концертов для оркестра, получивших название Бранденбургских, и 4 оркестровые сюиты, лучшей из которых справедливо считается сюита Ре мажор.
Сюитой называют музыкальное произведение, построенное по принципу чередования контрастных и относительно самостоятельных частей. Части сюит различаются по характеру, ритму, темпу. В единое целое их объединяет общий художественный замысел, музыкальный стиль автора и общая тональность.
Первые сюиты появились еще в эпоху Возрождения и состояли из двух танцев: медленного - в четном размере и быстрого - в нечетном размере. Этими танцами были величественная павана (2/4) и быстрая прыжковая гальярда (3/4). Иногда к этой паре присоединяли третий еще более подвижный танец-вольту.
Свой окончательный вид старинная сюита получила в творчестве австрийского композитора И. Фробергера. Он установил строгую последовательность частей сюиты: за умеренно-медленной аллемандой (танец немецкого происхождения, 4/4) следовала быстрая куранта (танец французского происхождения, 3/4) и медленная сарабанда (испанский танец, 3/4). Позже Фробергер расширил географию своих сюит и ввел четвертый танец - жигу (английский танец, 3/8), которая закрепилась в сюите как обязательная заключительная часть. Этот тип сюиты быстро распространился по всей Европе.
Французские композиторы стали включать в сюиты дополнительные части: менуэт, бурре, гавот, ригодон. Композитор Ж.Б. Люлли ввел в сюиту вступительный раздел - увертюру. Сочинялись такие сюиты не для танцев, а для приятного времяпрепровождении за клавесином. Так сюита из музыки для ног стала музыкой для слуха.
Музыка баховских сюит (6 Английских, 6 Французских, 6 Партит, 4 оркестровые сюиты) окончательно освобождается от связи с бытовым танцевальным первоистоком. Бах сохраняет лишь типичные для данного танца ритмические формулы и общий принцип строения. Свои сюиты Бах начинал прелюдией.
* * *
Основная часть клавирной музыки сочинена Бахом в Кетене. Он первым из европейских композиторов осознал универсальность этого инструмента. Раньше клавир (клавесин) использовался лишь для аккомпанемента или непритязательного домашнего музицирования. Бах же стремился сделать этот инструмент выразителем больших чувств и серьезных мыслей.
Осуществление баховских намерений наталкивалось на очень серьезное препятствие - несовершенство настройки этих инструментов. На них хорошо звучали лишь произведения с минимальным количеством черных клавишей. В противном случае многоголосная музыка на клавире звучала фальшиво.
Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что именно Бах предложил новый способ настройки клавира, названный впоследствии равномерно-темперированным. Бах убедительно доказал выразительные возможности нового строя. С этой целью он создал цикл из 24 прелюдий и фуг, написанных последовательно в восходящем порядке во всех мажорных и минорных тональностях по ступеням хроматической гаммы. Назвал этот сборник Бах “Хорошо темперированным клавиром”. Первый его том появился в 1722 году, а много лет спустя в Лейпциге Бах сочинил второй том “ХТК”.
Прелюдия и фуга в каждой из тональностей составляют полифонический цикл, организованный по принципу контрастного сопоставления импровизационной прелюдии и строго конструктивной фуги.
Во времена Баха словом “прелюдия” обозначали пьесу вступительного, подготовительного характера. Слово “фуга” на латинском языке обозначает “бег”. В музыке фуга - это сложное полифоническое произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает ему.
В основе большинства фуг лежит одна тема. Гораздо реже встречаются фуги с двумя или тремя темами. Бах рассматривал полифонические голоса своих произведений как людей, беседующих в тесном кругу. Если голосов было три, то одному можно было время от времени помолчать и послушать других до тех пор, пока сам он не сможет сказать что-либо дельное.
Начинает фугу всегда один голос, излагающий тему. Тема фуги является основным музыкальным зерном, из которого вырастает все произведение. Голоса фуги называются так же, как и голоса в смешанном хоре: сопрано, альт, тенор, бас.
Фуга состоит из нескольких композиционных разделов. Начальное поочередное проведение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги - ее экспозицию.
Со следующим разделом фуги - разработкой - экспозицию связывает интермедия - свободное построение на музыкальных интонациях темы.
В разработке тема проводится в разных тональностях и звуковых регистрах. Иногда в этом разделе Бах последовательно наслаивает несколько проведений одной темы в разных голосах. Такие тематические наслоения называют стреттой.
С возвращением темы в основном виде к основной тональности наступает третий раздел фуги - реприза.
Часто у Баха минорные и лирические скорбные фуги заканчиваются просветленным мажорным аккордом.
Два тома клавирных прелюдий и фуг справедливо считаются энциклопедией баховских образов. С редким разнообразием Бах раскрывает большой и сложный мир человеческих чувств. На этих прелюдиях и фугах учились композиторскому мастерству Моцарт, Бетховен, Шопен, Шуман, Лист и многие другие музыканты.
И.С. Бах не только изменил способ настройки клавира, но изменил и способ игры на нем. До Баха большие пальцы обеих рук не использовались в игре. Композитор заложил основы современной десятипальцевой аппликатуры.
В личной жизни Баха в кетенский период произошли серьезные изменения. В 1720 году умерла его первая жена, с которой он прожил в мире и согласии 13 лет. Переждав год, Бах женился во второй раз на Анне Магдалине Вюлькен. Это был счастливый брак. Новая жена, полуитальянка по происхождению, была хорошей музыкантшей и оказалась способной понимать и ценить важность музыкальной деятельности мужа и приспособиться к особенностям его артистической натуры.
* * *
Последний жизненный и творческий период Баха связан с городом Лейпцигом. Здесь он прожил до конца своих дней.
В 1722 году в Лейпциге освободилось место музыкального руководителя главных церквей города, совмещавшееся по традиции с обязанностями кантора церкви св. Фомы. Бах участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности и победил.
В следующем году многочисленная семья Баха переезжает в большой университетский город. Одна из лейпцигских газет от 19 мая 1723 года писала: “В прошлую субботу в полдень сюда прибыли из Кетена четыре повозки, груженые домашними вещами, принадлежащими бывшему капельмейстеру, произведенному в кантора. В два часа дня прибыл и он сам с семьей, на двух колясках, и въехал в обновленную квартиру при школе св. Фомы”.
По контракту, заключенному с магистратом, Бах должен был курировать церковную музыку во всех церквях города, заниматься личным составом певцов и музыкантов. Помимо этих обязанностей Бах должен был еще преподавать музыку и пение в школе при церкви св. Фомы, дежурить там, наблюдать за дисциплиной буйных школяров, порой начисто лишенных и слуха, и голоса.
Столь многотрудные обязанности в состоянии был бы отправлять лишь человек с незаурядными административными способностями и склонностью к компромиссам. Бах же был “всего лишь” гениальным музыкантом, вполне осознающим свою жизненную предназначенность. Бах не хотел столь бездарно тратить драгоценное время, отрывая его от творчества, однако не сумел приспособиться к обстоятельствам. Результаты не замедлили сказаться. Неприятности начались через год, усилились через три и достигли апогея через семь лет.
Бах заваливал городской совет докладами о необходимости разного рода усовершенствований и реорганизаций. Члены совета не могли понять, отчего кантору не сидится спокойно на месте, столь хорошо оплачиваемом. Бах же, в свою очередь, не мог смириться с равнодушием совета и добивался поставленных целей своими собственными средствами.
Чувствуя недостаточно художественный уровень исполняемой в церкви музыки, он самостоятельно написал около 300 кантат - хоровых концертов, предназначенных для исполнения в каждое воскресенье и праздничную службу года. Этого репертуара, исполняемого без повторений, хватило бы на целых пять лет. Музыкальные специалисты последующих поколений признавали, что творческая продуктивность Баха была поистине уникальной. Однако “инициатива наказуема”!
У магистрата была своя точка зрения на все эти баховские “художества”. Члены совета говорили: “Школе нужен кантор, а не капельмейстер. Господин Бах, несомненно, большой музыкант, но не учитель”.
Между городским советом и Бахом установились стойкие неприязненные отношения. Совет урезал Баху годовое содержание, допекал мелкими придирками и замечаниями. Бах защищался как мог. Чтобы стать недосягаемым для лейпцигских властей, он добился почетного звания придворного композитора курфюрста Саксонского, короля Польского, сочинив несколько торжественных кантат в его честь. После этого уволить композитора по немецким законам совет уже не мог. К тому же Бах был уже всеевропейской знаменитостью.
После смерти великого кантора совет “отыгрался” на его вдове. Ей, оставшейся без средств к существованию, было несколько раз категорически отказано даже в очень скромной пенсии. Вдова пережила своего гениального мужа на 10 лет и умерла в бедности, с тремя незамужними дочерьми на руках.
В 1729 году Бах стал во главе светского филармонического общества “Коллегиум музикум”. Концерты этих музыкантов устраивались в самых различных общественных местах. В концертах Бах выполнял обязанности дирижера и солиста исполнителя. Для выступлений этого коллектива Бах написал огромное количество разнообразной оркестровой и вокальной музыки, вкладывая в нее много выдумки, шутки и изобретательности.
* * *
Наиболее значительным сочинением Баха в лейпцигский период стали “Страсти по Матфею”. Страстями или пассионами в протестантской церкви называют музыкально-драмати-ческие повествования о событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа, о предательстве, суде и распятии невинного. Исполнялись Пассионы в страстную - последнюю - пятницу перед Пасхой. Раньше были декламационные Пассионы, в которых чтение нараспев Евангелия дополнялось некоторыми музыкальными номерами. Были и чисто хоровые пассионы. Однако все, что было сочинено ранее церковными авторами, не идет ни в какое сравнение с баховской партитурой.
Для исполнения баховской партитуры потребовались два четырехголосных смешанных хора, хор мальчиков, четыре певца-солиста, два оркестра, два органа и фортепиано.
Приводим краткий пересказ евангельского повествования, положенного либреттистом Пикандером в основу текста “Страстей”.
Краткое содержание оратории.
За два дня до еврейской Пасхи собрались священники, книжники и старейшины во двор первосвященника по имени Каиафа и договорились взять Иисуса хитростью и убить.
Один из двенадцати апостолов, по имени Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: “Что вы дадите мне, и я вам предам Его?” Они предложили ему тридцать серебряников. С того времени он искал удобного случая предать Учителя.
В первый день праздника ученики спросили Иисуса: “Где велишь приготовить Тебе пасху?” Он сказал: “Пойдите в город к такому-то и скажите ему: “Учитель говорит, время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими”. Ученики сделали, как велел им Иисус, и приготовили пасху.
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками, и когда они ели, сказал: “Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня”. Они весьма опечалились и начали говорить Ему: “Не я ли, Господи?” При этом и Иуда, предающий Его, сказал: “Не я ли, Равви?” Иисус говорит ему: “Ты сказал”.
После трапезы пришел Иисус с учениками на гору Елеонскую и сказал им: “Все вы покинете Меня в эту ночь”. Петр в ответ начал горячо возражать Учителю. Однако Иисус и ему сказал: “Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня”.
Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: “Посидите тут, пока Я пойду помолюсь там, - и, отойдя немного, стал молиться и просить: “Отче Мой! Если можно, да минует Меня чаша сия”. Когда возвратился он к ученикам, то нашел их спящими. Говорит им Иисус: “Вы все еще спите? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников”.
Когда говорил он, пришел Иуда и с ним множество народа с мечами и кольями. Иуда дал им знак, сказав: “Кого я поцелую, Тот и есть. Возьмите Его”. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: “Радуйся, Равви!” И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: “Друг, для чего ты пришел?” Тогда подошли люди, возложили руки на Иисуса и взяли Его. Один из апостолов извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда сказал ему Иисус: “Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут”. Тогда все ученики, покинув Его, бежали, а люди отвели Иисуса к первосвященнику. Петр издали следовал за Ним, чтобы видеть конец.
Через лжесвидетельства старейшины и первосвященник обвинили Иисуса в богохульстве и приговорили к смерти. Многие из слуг первосвященника трижды опознавали в Петре одного из иисусовых учеников, и трижды Петр клялся и божился, что он не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. Вспомнил Петр слова Иисуса и, выйдя вон со двора, горько заплакал.
Утром первосвященники отвели Иисуса на суд к римскому наместнику Понтию Пилату. Иуда же, раскаявшись, бросил свои серебряники в храме и, выйдя вон, удавился. Священники обратно денег не взяли, но купили на них землю для погребения бездомных странников.
Пилат не нашел за Иисусом никакой вины и хотел его отпустить ради праздника Пасхи, но народ, по наущению своих первосвященников, кричал на площади: “Распни! Распни Его!” Тогда Пилат взял воды и умыл руки перед народом и сказал: “Не виновен я в крови Праведника Сего”. Отвечая, весь народ сказал: “Кровь Его на нас и на детях наших”.
Надев на Иисуса терновый венец, воины повели его на Голгофу, где и распяли. Над головой Христа они прибили дощечку с надписью “Иисус Христос, Царь Иудейский”.
Кончина Иисуса Христа сопровождалась многими чудесными явлениями в природе, отчего стражники весьма устрашились и уверовали в божественное происхождение распятого ими на кресте.
Вечером того дня богатый человек по имени Иосиф Аримафейский испросил у Пилата разрешение на достойное погребение тела Иисуса.
Все это происходило в Страстную Пятницу, а в субботу первосвященники, вспомнив, что при жизни Иисус предсказывал свое воскресение через три дня, поставили у гроба стражу, чтобы ученики не смогли похитить тело, а народу потом сказать, что Иисус воскрес.
Рано утром в воскресение Мария Магдалена и еще одна Мария пришли с благовониями ко гробу, но увидели там лишь ангела, сообщившего им о чудесном воскресении Христа. Женщины с великим страхом и радостью принесли эту весть ученикам.
Стражники иудейские, в свою очередь, сообщили о случившемся первосвященникам, а те, подкупив их, приказали говорить, что тело было украдено, когда они нечаянно заснули на посту. “И пронеслось слово сие между иудеями до сего дня”.
Бах, никогда не сочинявший опер, сумел в своих Пассионах добиться органичного слияния музыки, слов и сквозного драматургического развития, что поставило его в первые ряды драматических композиторов своего времени. Подтверждением этому служат многочисленные упреки Баху в излишней театральности его культовых сочинений.
* * *
Последнее десятилетие своей жизни Бах проводит уже как общепризнанная знаменитость. Среди музыкантов Германии даже установился обычай ездить на поклон к великому кантору церкви св. Фомы. Приезд же самого Баха куда-либо превращался в целую сенсацию.
Последние десять лет его жизни можно назвать периодом достигнутых целей и свершенных задач, когда человек получает вполне законное право почивать на лаврах и пожинать плоды достойно проведенной жизни.
К коллегам-музыкантам Бах был неизменно доброжелателен и не знал зависти. Когда в присутствии самого Баха неумеренно восхваляли его исполнительское мастерство, Бах иронично замечал: “Нужно лишь в нужное время нажимать нужные клавиши, и тогда инструмент заиграет сам”, и еще: “Кто будет прилежен так же, как я, достигнет того же”.
В житейских делах Бах был бескорыстен и порой даже наивен. В письме к одному из учеников он пишет: “Мне ничего не нужно, кроме заверения, что в свое время вы будете стараться передать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям”. Такая бескорыстность присуща лишь истинно великим натурам. Посредственность же редко бывает бескорыстной и почти никогда наивной.
За полтора года до смерти Баху пришлось перенести две операции на глазах из-за катаракты. Обе операции были неуспешные, и Бах ослеп. Интересно отметить, что операции эти делал один знаменитый английский окулист, который спустя два года будет оперировать еще одного музыкального гения - Генделя - и столь же безуспешно. Однако Бах не отчаялся. Он продолжал диктовать свои новые композиции. Одной из них было “Искусство фуги” - самое совершенное в техническом смысле сочинение композитора. “Искусство фуги” часто сравнивают с многоголосной музыкальной вселенной, одним из элементов которой становится само имя Баха. Он давно знал, что буквы его родового имени имеют музыкальный смысл и ввел тему В-А-С-Н в заключительную тройную фугу, оставшуюся незавершенной. В движении звуков баховской фамилии угадывается даже символ креста.
Смерть застала композитора за сочинением очередной фуги 28 июля 1750 года. Цикл остался незаконченным. В современной практике закрепился обычай, когда при исполнении этого сочинения доходят до последней ноты, то все исполнители на сцене встают и минутой молчания чтут память величайшего композитора.
6 августа 1750 года “Берлинские ведомости” сообщили: “Лейпциг. 31 июля. В прошлый вторник сего месяца здесь на 66-м году жизни скончался от неблагоприятных последствий очень неудачной операции, проведенной одним известным английским окулистом, знаменитый музыкант господин Бах, королевский польский и курфюртский саксонский придворный композитор, великокняжеский.... ангальт-кетенский капельмейстер, музикдиректор и кантор здешней школы св. Фомы. Об утрате этого необыкновенно искусного человека глубоко сожалеют все истинные знатоки музыки”.
Похоронен Бах был около одной из стен церкви, где прослужил 27 лет. Спустя некоторое время могила исчезла под мостовой развивающегося города, и сейчас уже практически невозможно найти место последнего упокоения великого музыканта.
* * *
У Баха была очень большая семья. От первого брака он имел семь детей, от второго - тринадцать. Из двадцати детей, рожденных от двух браков, до дня смерти отца дожили только десять.
Все дети в разной степени унаследовали музыкальный талант отца, но выдающимся музыкальным дарованием обладали два его сына, Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль. Первый из них служил органистом в Дрездене, другой - придворным музыкантом у короля Фридриха II в Берлине. Еще один сын - Иоганн Христиан - покинул Германию и служил придворным композитором в Лондоне. Именно с ним-то встречался и творчески общался юный Моцарт, совершавший вместе с отцом свои европейские гастроли.
* * *
После смерти великого композитора его творчество надолго было предано забвению. Эпоха Просвещения сочла великого композитора безнадежно устаревшим, не заслуживающим внимания, а его произведения чрезмерно тяжеловесными, громоздкими и не в меру учеными. В моде был галантный стиль рококо с его игриво-эротическими мотивами и салонной картинной изобразительностью. Музыкальное искусство отошло от больших форм и общечеловеческих проблем, от всего того, что и составляло самую основу баховского творчества. Музыка перестала воспитывать, она стала развлекать.
Место органа занял клавесин, для которого сочиняется огромное количество музыкальной литературы. Приоритет в этом жанре принадлежал французским композиторам Ф. Куперену и Ж.Ф. Рамо.
В предклассическую эпоху ценность баховского творчества осознавали лишь немногие музыканты, среди которых В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен.
Первая вспышка общественного интереса к музыке и личности Баха относится к началу XIX века. В 1802 году появляется первая книга об И.С. Бахе немецкого исследователя И.Н. Форкеля, а 29 мая 1829 года под управлением немецкого композитора Феликса Мендельсона было публично исполнено дотоле мало кому известное величайшее произведение Баха - “Страсти по Матфею”. Эффект от его исполнения был столь велик, что на следующий день “Страсти” пришлось повторить.
В 1850 году в Лейпциге к столетию со дня смерти Баха организуется Баховское общество. Его основной задачей было издание полного академического собрания сочинений композитора. Первый том вышел в 1851 году, а последний, 26-й - в 1899 году.
В прошлом веке Бетховен говорил: “Не ручьем, а морем надо бы его назвать!” Это знаменитое высказывание великого композитора основано на игре слов: “Бах” по-немецки означает “ручей”.
Музыкальный мир Баха - это действительно море или даже целый океан мыслей и чувств. Его музыка отличается удивительным свойством: чем больше времени проходит с тех пор, как жил композитор, тем большие глубины его искусства открываются людям. Творчество Баха для многих наших современников имеет характер чего-то надличностного, наднационального, порой даже космического.
Глубина баховской музыки открывается далеко не всякому, а лишь тому, кто этого по-настоящему хочет, кто способен истратить многие часы своего времени на многократное прослушивание баховских произведений, кто знаком с обстоятельствами его жизни и творчества и, наконец, тому, кто сам глубоко чувствующая и думающая личность.
Бах с детства был глубоко религиозен. Библия всегда оставалась настольной книгой композитора. В начале своих музыкальных рукописей Бах обычно писал: “Иисус, помоги”, а в конце: “Единому Богу слава!”
- Ю.Г. Кокорев
- Isbn 5-89436-091-9
- Предисловие
- Часть I музыкальное творчество западноевропейских композиторов
- Глава 1
- Музыкальная культура Древнего мира
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Музыкальная культура европейского Средневековья
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Музыкальная культура эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Музыкальная культура европейского барокко
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 5 Музыкальная культура европейского классицизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 6 Музыка эпохи романтизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 7 Европейский музыкальный театр XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 8 Музыка хх века. Индивидуализация композиторских стилей
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 9 Джаз в контексте мировой музыкальной культуры
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Часть II
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Творчество русских композиторов первой половины XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Творчество композиторов “Могучей кучки”
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Творчество п.И. Чайковского - основоположника московской школы русских композиторов
- Контрольные вопросы по теме
- Московской школы русских композиторов”
- Глава 5 Выдающиеся русские композиторы XX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Приложение опера
- Русская опера в хх веке
- Используемая литература
- Персоналии композиторов
- Юрий Георгиевич Кокорев история музыкального творчества
- 302028, Г. Орёл, ул. Ленина, 1.