logo
02

Контрольные вопросы по теме

Жизнь и творчество Ф. Шопена”

  1. Сколько опер и симфоний у Шопена?

  2. Какие жанры преобразовал в своем творчестве Шопен?

  3. Почему Шопена называли “польским Моцартом”?

  4. Где Шопен получил музыкальное образование?

  5. В каком году Шопен навсегда покинул Польшу?

  6. Какими событиями вызвано сочинение “Революционного этюда”?

  7. Чем Шопен зарабатывал на жизнь?

  8. Что означает слово “рубато”?

  9. Кто в Париже составлял близкий круг общения Шопена?

  10. В русской поэзии - Пушкин, в польской - … ?

  11. Какой фортепианный цикл сочинил Шопен на Майорке?

  12. Чем отличается мазурка от полонеза и вальса? Какой из шопеновских вальсов наиболее популярен?

  13. Что такое “ноктюрн”?

  14. От какого хронического заболевания умер Шопен?

  15. Какого цвета глаза были у Шопена?

  16. Где похоронен Шопен?

  17. Кто создал первую польскую классическую оперу? Как она называлась?

Эдвард Григ (1843-1893)

Для музыкальных культур Дании, Норвегии, Швеции характерно сравнительно позднее становление национальных композиторских школ. Во второй половине XIX века среди этих школ особо выдвинулась норвежская. Её возглавил Э. Григ - композитор мирового значения, основоположник норвежской музыкальной классики, оказавший влияние не только на скандинавских авторов, но и на всю европейскую музыку в целом.

Совершенная простота музыкального стиля Э. Грига сделала доступной и запоминаемой его музыку для самой широкой аудитории. По совершенству фактуры, тщательности отделки каждого такта, чистоте голосоведения произведения Грига вполне можно сравнить с шопеновскими. Произведения Грига - сочетание высшей утонченности и простоты. Мелодия и гармония его произведений всегда национально почвенна, а потому хорошо узнаваема и своеобразна. Произведения Грига узнаются по нескольким тактам.

* * *

Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене в Норвегии. Его отец - Александр Григ - занимал должность британского консула и был прекрасно образованным человеком. В его доме часто устраивались музыкальные вечера. Видя незаурядные музыкальные способности сына, родители отправляют его в Лейпциг для учебы в консерватории.

В 1862 году девятнадцатилетний Григ возвращается на родину профессиональным музыкантом, уже вкусившим радость успеха.

В 1766 году Григ основал в Осло Национальное музыкальное общество - первый союз норвежских композиторов. Сочинения Грига регулярно исполняются в концертах, производя на публику огромное впечатление. Филармоническое общество “Гармония” предлагает ему пост главного дирижера.

Через год Григ женится на своей двоюродной сестре Нине Хагеруп, ставшей ему верной, преданной подругой и помощником. Нина обладала прекрасным голосом и позднее сделалась, по словам Грига, единственной настоящей исполнительницей его песен.

Большую роль в становлении Грига как национального композитора сыграла поддержка его творчества Листом. Ференц Лист был звездой первой величины на европейском музыкальном Олимпе. К его мнению прислушивались.

В 1874 году правительство предоставило Григу пожизненную государственную стипендию. Широкое признание и материальная обеспеченность позволили Григу оставить концертную деятельность в столице и переселиться на родину, в Берген.

В Дании Григ познакомился и подружился с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном, угадавшем в молодом человеке будущего музыкального гения. Позднее Григ на стихи Андерсена сочинил 15 романсов и песен.

Григ был знаком и с великим норвежским драматургом Генриком Ибсеном, который в 1874 году предложил композитору сочинить музыку к его драме “Пер Гюнт”. Работа над музыкой длилась полтора года. Лишь весной 1875 года Григ отправил рукопись в театр. Спектакль с музыкой Грига имел огромный успех. Пьеса обошла почти все крупные европейские театры.

Краткое содержание пьесы.

Главное действующее лицо драмы Ибсена - молодой крестьянский парень Пер, мечтатель и фантазер. Он любит морочить односельчан небылицами о своих приключениях, подолгу пропадает в горах, любит отлынивать от работы. Все его поведение противоречит привычному укладу крестьянской жизни.

На деревенской свадьбе Пер из озорства склоняет к побегу чужую невесту Ингрид и на другой же день оставляет её. Он никогда не любил Ингрид и ее богатое приданое ему ни к чему. Сердцем Пера завладела прекрасная, светлая девушка Сольвейг (её имя означает “Солнечный путь”).

Опасаясь суровой расправы со стороны негодующих односельчан, Пер уходит в глухие горные леса. Однако в Рондских горах его подстерегает другая опасность: он попадает под власть троллей - фантастических жителей подземного царства. Неожиданно ему встречается женщина в зеленом, за которой он не прочь приволокнуться. Он не знает, что это дочь самого Доврского деда - хозяина здешних гор.

И вот Пер в подземных чертогах, где собралась вся лесная и горная нечисть: уродливые тролли, гномы, лесовики. Мрачная и грозная музыка (“В пещере горного короля”) великолепно воспроизводит фантастические образы обитателей гор. Толпа чудовищ готова растерзать пришельца.

Но вмешивается Горный король. “Времена теперь плохие, - говорит он, - не следует пренебрегать дружбой с людьми”. Пер поневоле соглашается принять облик тролля и разрешает подвязать себе хвост. Но когда Горный король хочет вынуть ему один глаз, а другой подскоблить, чтобы он видел все вкривь и вкось, Пер выходит из себя: он все-таки хочет остаться человеком. От расправы разъяренной нечисти Пера спасает отдаленный звон церковных колоколов. Наваждение рассеивается.

На горном склоне, поросшем хвойным лесом, Пер построил себе избушку, чтобы жить вдали от людей. С ним прекрасная Сольвейг, ради него покинувшая родительский дом. Однако Перу не суждено счастье с любимой. На его совести лежит груз недостойных поступков. Из родной деревни по решению сельской общины его изгнали, в горах же над ним тяготеет проклятие троллей. Выйдя из избушки за дровами, он с ужасом видит знакомую женщину в зеленом с уродливым младенцем на руках. Она грозит, что не оставит его. Пер понимает, что единственный выход для него - бегство, отъезд в чужие края. Остается проститься с матерью.

В убогой хижине Пер находит свою старую, измученную горем и болезнями мать Озе. Чтобы отвлечь ее от тяжелых дум, Пер начинает рассказывать ей занятную историю. Однако во время этого рассказа в оркестре звучит тихая, скорбная музыка, полная глубокого сердечного чувства (“Смерть Озе”). С ее последними затухающими звуками уходит из жизни Озе... Номер “Смерть Озе” - своего рода похоронное шествие большой драматической силы. Пьеса исполняется одними лишь струнными - самыми теплыми и мягкими инструментами симфонического оркестра. Музыка постепенно нарастает, доходя до трагической кульминации. Вторая часть пьесы построена на нисходящих мотивах, изображающих скорбные вздохи. Звучность постепенно угасает. Завершается пьеса тончайшим пианиссимо.

Пер долго путешествовал по далеким восточным странам. Там он повстречал красавицу Анитру (“Танец Анитры”), но счастья так и не нашел.

Уже глубоким стариком, чудом спасшись от кораблекрушения, возвращается Пер на родину. Все кругом изменилось, никто его не узнает, но память о его злых и лихих проделках жива в народе. В лесной глуши он видит избушку из толстых бревен. Слышится прекрасная песнь о верной и преданной любви. Сольвейг уже много лет ждет своего далекого странника. Ее прекрасный голос глубоко волнует Пера. Он понял, что потерял свое счастье, а жизнь прожита напрасно. Со слезами бросается он перед Сольвейг на колени. Занимается новый день. Под колыбельную песню на коленях у Сольвейг Пер умирает.

* * *

Из своей театральной музыки Григ оставил две оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения в филармонических концертах. За короткий срок эта музыка завоевала огромную популярность во всем мире.

Составляя сюиты, композитор выбрал из 23 музыкальных номеров лишь некоторые, напрямую не связанные со сценическим действием номера, и выстроил их последовательность, сообразуясь с логикой музыкального развития. В первую сюиту вошли номера “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”. Во вторую сюиту Григ включил номера “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”, “Возвращение Пера Гюнта на родину”, “Песня Сольвейг”. Обе сюиты организованы по принципу контраста. В первой светлые и радостные чувства пробуждающейся природы (“Утро”) сопоставляются с трагедией конца жизни (“Смерть Озе”); изящная жанровая зарисовка (“Танец Анитры”) сменяется мрачной фантастикой (“В пещере горного короля”).

Музыка Грига к драме Ибсена далеко выходит за рамки простой иллюстративности. Она лирически обобщает философскую концепцию драмы, заставляет слушателей и зрителей по-новому ощутить Норвегию и воспринять драму Ибсена в ее национальном звучании.

Огромный успех музыки к “Перу Гюнту” способствовал мировой славе Грига. После 1880 года Григ начинает свои артистические гастроли по Европе, выступая как пианист и дирижер. В январе 1888 года в Лейпциге Григ знакомится с П.И. Чайковским. В короткий срок Чайковский и Григ подружились, позже между ними возникла переписка. Чайковский восхищается поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля. Чайковский написал о Григе несколько восторженных статей и посвятил ему симфоническую увертюру - фантазию “Гамлет”. В 1893 году оба композитора были удостоены звания доктора Кембриджского университета.

Последние годы жизни Грига были годами мучительных страданий и борьбы с астмой. Это неизлечимое тогда заболевание было следствием перенесенного еще в консерваторские годы плеврита. 4 сентября 1907 года Григ скончался в своем родном городе Бергене. День похорон Грига стал днем национального траура в Норвегии.

* * *

Музыка Грига - ценнейший вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Своеобразие ее в том, что яркая творческая индивидуальность органически сочетается в ней с колоритом национальной музыкальной культуры.

Григ тяготел к конкретности музыкальных образов. Именно поэтому в его музыке большое значение приобрела программность, основанная на воплощении поэтических образов природы, народного быта. Сам композитор писал: “По стилю и форме я остаюсь немецким романтиком шумановской школы. Но в то же время я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого до сих пор не исследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство”.

Григ является автором увертюр, небольших оркестровых произведений, знаменитого фортепианного концерта, инструментальных сонат, фортепианных пьес, норвежских танцев “Халлингов” и большого количества песен и романсов.

Григ, по примеру западно-европейских романтиков, объединял свои песни в циклы. Таковы “Норвегия” (1893), “По скалам и фиордам” (1886), “Девушка с гор” (1898). Из фортепианных пьес в России наиболее известны “Лирические пьесы”, изданные Григом в разное время в 10-ти тетрадях. Они входят в обязательный педагогический репертуар детских музыкальных школ и музыкальных училищ.

Норвежская классическая музыка не закончилась со смертью Грига. Композитору удалось создать национальную композиторскую школу, плодотворно развивающую музыкальные идеи, заложенные основоположником норвежской музыкальной классики.