logo search
02

Предисловие

Курс истории музыки для немузыкальных специализаций институтов искусств и культуры призван пробудить у студентов интерес к классической музыке, научить слушать и понимать ее.

Курс рассчитан на один учебными семестр и предполагает лекционные и семинарские занятия. За 34 часа студентам предстоит познакомиться с эволюцией музыкальной культуры, творчеством выдающихся композиторов и наиболее значимыми произведениями музыкальной классики. Для успешного ведения курса необходимо должное обеспечение его учебной и методической литературой.

Лекции носят обзорный характер, а на семинарских занятиях студенты обсуждают жизнь и творчество отдельных композиторов. С сожалением приходится констатировать, что в настоящий момент этот курс не имеет должного обеспечения учебной и методической литературой. Учебники по музыкальной литературе для ДМШ по языку и стили изложения ориентированы на детей и подростков. Учебники по музыкальной литературе для музыкальных училищ это уже специальная учебная литература, подразумевающая у читателя наличие музыкальной грамотности и достаточного слухового опыта общения с классической музыкой. В этих учебниках много специальной терминологии, материал изложен очень подробно с акцентом на изучении технологических деталей музыкальной формы.

Консерваторские учебники по истории музыки предназначены для профессиональных музыкантов и изложены довольно специфическим языком. В этой ситуации студентам-немузыкантам остается лишь обращаться к разрозненной популярной литературе и музыкальным энциклопедическим словарям.

Предлагаемое пособие призвано восполнить этот пробел в учебной литературе. “История музыкального творчества” предназначена для студентов немузыкальных специализаций в качестве учебного пособия для подготовки к семинарским занятиям.

Учебное пособие, как и лекционный курс, построено по принципу раздельного изучения истории западноевропейской и русской музыки. В каждой из двух частей пособия после обзорных очерков начинаются персоналии выдающихся композиторов в их исторической перспективе.

Пособие представляет собой как бы мини-энциклопедию, рассказывающую (содержащую материалы) о жизни и творчестве великих музыкантов, об их радостях и горестях, о муках творчества и не только, об эпохе, в которую они жили и творили.

Как показывает педагогическая практика, студенты легче и лучше усваивают тот материал, в котором они находят отражение знакомых для них жизненных ситуаций, соотносимых с повседневным опытом. Именно поэтому пособие насыщено интересными и малоизвестными фактами из жизни великих музыкантов. Читая его, студент начинает понимать, что великие композиторы прошлого - это не столько хрестоматийные имена, сколько незаурядные человеческие личности со всеми присущими и современному человеку проблемами. От того, как они решались, во многом складывалась и творческая деятельность того или иного композитора.

Если студент после прочтения очерка об И.С. Бахе или В.А. Моцарте проникнется уважением к великим личностям, посочувствует их проблемам, соотнеся их жизнь со своею, то автор пособия может считать свою задачу выполненной. И если при этом студент будет знать, о чем и как сочинял тот или иной композитор, каково содержание его сценических произведений и узнавать на слух основные музыкальные темы, то большего и желать нельзя, учитывая крайне ограниченный объем курса.

В пособие не вошли многие темы, ставшие традиционными в курсах истории музыки на музыкальных специализациях. Фактор времени здесь оказывается решающим.

Не все разделы пособия равноценны по объему. Два самых больших посвящены И.С. Баху и П.И. Чайковскому, что обусловлено исключительным значением их творчества в мировой музыкальной культуре.

После каждого из очерков в пособии помещены контрольные вопросы. Характер их отвечает уровню исходной музыкальной подготовки студентов и предполагает лишь точные и конкретные ответы. Проблемные вопросы вряд ли были бы уместными в пособии такого рода. Наличие контрольных вопросов позволяет быстрее проводить опрос большого количества студентов, высвобождая значительную часть времени семинарского занятия для прослушивания музыкального материала.

По вполне понятным соображениям в пособие не включены музыкальные примеры и образцы специального анализа отдельных произведений.

Приложение в конце пособия адресовано студентам режиссерской специализации и постановщикам культурно-досуговых программ.

Учебное пособие может быть использовано как целиком, так и частями, разделами. Главная задача преподавателя, ведущего курс, состоит в том, чтобы заинтересовать студентов изучаемым материалом.