logo search
02

Контрольные вопросы по теме

Жизнь и творчество М.П. Мусоргского”

  1. Какое образование получил М. Мусоргский?

  2. Что послужило программой симфонической увертюры Мусоргского “Ночь на Лысой горе”?

  3. Какие события русской истории легли в основу трагедии А.С. Пушкина и оперы М. Мусоргского “Борис Годунов”?

  4. Какое фортепианное сочинение написал Мусоргский вслед за оперой “Борис Годунов”? Кто оркестровал его уже после смерти композитора?

  5. В чем отличие трактовки народа в опере Мусоргского от трагедии Пушкина?

  6. Как называется вторая незаконченная опера Мусоргского? Кто автор ее либретто?

  7. Кто такие стрельцы? раскольники?

  8. Почему Мусоргский не сочувствовал реформам Петра I?

  9. Как называется оркестровое вступление к опере “Хованщина”?

  10. Расскажите о последних годах жизни композитора.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

По характеру своего музыкального дарования А. Бородин из всех “кучкистов” более всего походил на М. Глинку.

Бородин был необычайно разносторонней натурой: великий композитор, выдающийся ученый-химик, крупный общественный деятель, талантливый дирижер и литератор.

Стиль любого композитора - это он сам. Характер музыки Бородина является отражением его внутренней гармонии, цельности его мировоззрения. Бородин воспринимал жизнь без излишних психологических рефлексий, объективно и оптимистически, как источник силы и радости. Во всем, что делал Бородин, ощущались ясность мысли и широкий размах. Герои Бородина - цельные и гармоничные натуры, которым не свойственен внутренний разлад, мучительные конфликты. Его, как и М. Глинку, привлекали цельные характеры, чистый, здоровый и высоконравственный мир. Источником таких образов послужили для композитора фольклор и древняя русская литература.

Русское богатырское, эпическое - это и есть, в первую очередь, “бородинское” в музыке. Его музыка подобна неторопливо изложенной летописи, где мерной чередой проходят события, люди, картины природы.

Музыкальные сочинения Бородина отличает удивительное чувство формы. Композитор, как на точных весах, взвешивал и рассчитывал все пропорции будущего сочинения. Это свойство мышления ученого. До конца своей жизни Бородин так и не смог решить вопрос, кто же он больше - композитор или ученый. Однако слава Бородина-композитора, создавшего оперу “Князь Игорь”, две симфонии, симфоническую поэму “В Средней Азии” и множество романсов, намного превзошла славу ученого-естествоиспытателя.

* * *

Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1838 года в Петербурге. Будучи внебрачным сыном грузинского князя Л. Гедианова, Бородин при рождении был записан сыном камердинера князя, крепостного Порфирия Бородина.

Бородин получил прекрасное домашнее воспитание и образование: владел несколькими языками, умел играть на фортепиано, флейте и виолончели. В детстве же определились основные увлечения Бородина, ставшие затем его профессиями, - химия и музыка.

В 26 лет Бородин оканчивает Медицинско-хирургическую академию, а через два года защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. Еще через некоторое время Бородин становится академиком.

По возвращении из заграничной стажировки Бородин становится профессором Медико-хирургической академии. Его научные труды печатают многие европейские журналы.

Творческая активность Бородина резко возросла благодаря сближению с Балакиревым (1862) и участию в деятельности его кружка. Общение с Балакиревым и другими композиторами “Могучей кучки” совершило переворот в художественном сознании композитора. Исполнение в 1869 году первой симфонии принесло Бородину как композитору общественное признание. Бородин вместе с Чайковским стал основоположником русской классической симфонии. Тогда же были задуманы и два монументальных сочинения - опера “Князь Игорь” и Вторая симфония, которую впоследствии В. Стасов назвал “Богатырской”. Симфонию, законченную в 1876 году, сначала по достоинству оценила европейская публика, а затем уже русская. Героическое, богатырское начало, заложенное в симфонии, ощущается всеми, кто ее слушает. Всех поражают масштабность, монументальность, стихийная мощь этой музыки. В Симфонии традиционно четыре части. Сам Бородин говорил, что в 1-ой части симфонии он хотел изобразить собрание русских богатырей, в медленном Адажио - фигуру легендарного Баяна, а в финале - сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы.

Идею создания оперы на сюжет “Слова о полку Игореве” и подробно разработанный сценарий принес Бородину в апреле 1869 года В.В. Стасов. Полный текст оперного либретто композитор написал сам. Ему удалось воссоздать поэтику и специфические обороты русской народной речи. Многие специалисты-филологи расценивали оперу Бородина как специфический литературно-музыкальный перевод древнерусского первоисточника.

Музыка и слово в этой опере неразрывно связаны. Это произошло потому, что текст оперы Бородин сочинял одновременно с музыкой. Заранее написанного кем-то либретто не существовало.

Перед началом работы над оперой композитор изучил все документы, относящиеся к этому историческому периоду жизни Руси. Чтобы придать действию оперы историческую достоверность, глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучил исторические источники: летописи, старинные повести, исследования о половцах, их музыку, русские былинные напевы.

Композитор то брался за оперу, то её откладывал. По поводу “Князя Игоря” он писал жене: “Куда мне, в самом деле, связываться с оперой. Труд и потеря времени громадная; постановка неверна еще; да если и поставят, то где мне возиться с целым ворохом мелких хлопот, неприятностей с дирекцией, с артистами, с репетициями и пр. А сюжет между тем, как ни благодарен для музыки, вряд ли может понравиться публике”.

* * *

Опера, посвященная памяти М.И. Глинки, начинается с величественного хора “Уж как на небе солнцу красному слава”. Это изначально делает оперу эпически монументальной. Глинка заканчивал своего “Ивана Сусанина” хором “Славься”, а Бородин сразу же начинает повествование с величественной хоровой сцены. Могучий хор пролога написан на подлинный текст из “Слова”. Он обрамляет драматический перелом действия в прологе - оркестровую картину затмения солнца.

Оперный князь Игорь сильно отличается от своего прообраза. Бородин стремился создать сильную, значительную, во многом собирательную личность, воплотившую в себе все черты идеального государственного деятеля.

Игорь вполне осознает свое историческое предназначение - спасти Русь от половецкого ига. Именно поэтому для него так невыносим плен, в котором он оказался вместе со своим сыном Владимиром. Чувства эти гениально раскрыты композитором в знаменитой арии Игоря из второго действия “О, дайте, дайте мне свободу!”.

Ярославна - жена Игоря - образ собирательный. Она выведена в опере как любящая супруга и как мужественная княгиня, сохраняющая достоинство и силу воли в любых обстоятельствах. Лиричность, женскую нежность Ярославны композитор раскрыл в ее знаменитом Плаче из четвертого действия. Она обращается к ветру, к солнцу, к Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. По музыке этот плач очень близок подлинным народным причитаниям и голошениям.

Для оттенения эпического характера главных героев Бородин ввел в оперу гудошников Скулу, Егошку и князя Галицкого. Этих персонажей нет в “Слове”, их придумал сам композитор. Галицкий - брат Ярославны - олицетворяет в опере зло княжеских междоусобиц на Руси. Скула и Ерошка - трусливые беглые воины из Игорева войска - любящие сытую, спокойную и хмельную жизнь. Композитор делает их ближайшими помощниками беспутного князя Галицкого.

Музыкальный материал, характеризующий половцев, обладает высокими художественно-эстетическими качествами. Бородин, как и Глинка, считал, что понятие “враг” не означает плохой, как и понятие “свой” не значит хороший. Вспомним, какой прекрасной танцевальной симфонической музыкой охарактеризованы поляки - враги русского государства в опере “Иван Сусанин”.

Композитор сумел передать восточный колорит песен и плясок половцев, максимально приблизив их к народным. Наиболее известны “Половецкие песни и пляски” из второго действия оперы. В опере эта балетная сцена изображает “развлечение”, которое устроил могущественный хан Кончак для своих пленников - князя Игоря и его сына Владимира. Задумчиво-медленную песню половецких девушек “Улетай на крыльях ветра” сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющая доблесть и силу хана Кончака. Она сменяется пляской мальчиков. Все завершается общей кульминационной пляской. “Половецкие песни и пляски” представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту и часто исполняются в концертах отдельно от оперы. На премьере оперы публика нашла эту музыку Бородина шокирующим проявлением необузданных стихийных сил. Однако когда “Половецкие пляски” были исполнены в Париже в Русских сезонах Дягилевской труппой (1909), они стали художественной сенсацией.

В отличие от речитативных опер Даргомыжского, Мусоргского, опера Бородина пронизана яркой лирической мелодичностью. Сам композитор тяготел к закругленным вокальным оперным номерам (ариям, хорам, ансамблям).

Мелодии Бородина льются спокойно и плавно. Опираясь в своем творчестве на народную музыку, Бородин никогда не цитировал её, но обобщенно воспроизводил наиболее характерные, устойчивые фольклорные интонации.

* * *

Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены (астма) и её частые отъезды, отсутствие режима, необходимого для научной и творческой работы, привели к тому, что работа над оперой растянулась на 18 лет, но так и не была завершена. Большей частью композитор работал урывками и в то время, когда был нездоров и оставался дома. “Зимою я могу писать музыку только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но все-таки могу кое-чем заняться. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни”.

Последнее крупное завершенное сочинение Бородина - программная симфоническая картина “В Средней Азии” (1880).

Бородин скончался скоропостижно на балу от внезапного сердечного приступа 15 февраля 1887 года. Он собрал у себя молодежь в последний день Масленицы и устроил костюмированный вечер. В разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. Изношенное непосильной нагрузкой, сердце не выдержало. Жена Бородина, сама тяжело больная астмой, в это время была в Москве.

После скоропостижной кончины Бородина его оперу завершили Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов. Их большой подвижнический труд помог опере найти путь на сцену.

Не будь Римского-Корсакова, русская музыка осталась бы без таких опер, как “Хованщина” и “Князь Игорь”. С бескорыстной преданностью истинного друга он принял на себя этот огромный труд. В годы редактирования этих опер Римский-Корсаков совсем отказался от сочинения собственных опер. Следует добавить, что композитор выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив ни единой копейки ни от издательства, ни от театра.