Глава 4 Творчество п.И. Чайковского - основоположника московской школы русских композиторов
Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
Родился П.И. Чайковский 7 мая 1840 года. Он был третьим ребенком в семье. Первые годы жизни будущего композитора протекали мирно и счастливо. Большая и дружная семья жила в Воткинске - уральском городке. Глава семейства служил управляющим Камско-Воткинского сталелитейного завода. До Петербурга - три недели езды. У Чайковских был свой большой дом, множество прислуги.
Первой музыкальную одаренность Чайковского заметила его гувернантка Фанни Дюрбах, швейцарка по национальности. Она называла его “Пьер” и “стеклянный мальчик” за склонность к мечтательности.
Первой учительницей музыки у Чайковского была М.М. Пальчикова, пианистка-самоучка из крепостных. В течение нескольких лет она помогала развиваться незаурядным музыкальным способностям Чайковского. У будущего композитора был очень тонкий музыкальный слух. Много произведений он подбирал на фортепиано по памяти. Когда Пьер сумел подобрать несколько мазурок Шопена, то гувернантка Дюрбах окончательно уверовала в незаурядное будущее этого ребенка и стала собирать его старые тетради, называя это “музеем Пьера”.
По прошествии многих лет, будучи уже мировой знаменитостью, Чайковский разыскал своих воспитательниц и из личных средств до конца их жизни выплачивал им пенсии.
В 1848 году отец выходит в отставку в чине генерал-майора, и семья уезжает в Петербург. Чайковского определяют на учебу: в начале в Горный корпус, а через год переводят в Училище правоведения. Семья разделилась: он с сестрой Зинаидой остался в Петербурге, а родители с остальными детьми уехали на новое место службы отца.
Одинокая жизнь в пансионе принесла будущему композитору первый опыт страданий и размышлений. Он начал играть на рояле “для себя”. Мать думала, что эта “вредная привычка” (игра) пройдет с возрастом, но получилось наоборот. Чайковский решил для себя, что он и музыка - это тайна для других.
В 1852 году Чайковские окончательно переезжают в Петербург, и до окончания Училища правоведения Петр Ильич жил в семье.
Летом 1854 года Чайковский испытал первое сильнейшее горе: заболевает и скоропостижно умирает от холеры его мать. Отец с шестью детьми на руках переезжает жить к брату.
Учеба в Училище правоведения мало увлекала Чайковского: на первом плане там были специальные дисциплины. Но были и музыкальные классы для желающих - училище правоведения было аристократическим учебным заведением, куда принимались только дети дворян. Чайковский учился хорошо, но особых надежд не подавал.
По окончании училища в 1859 году Чайковский был зачислен на службу в Министерство юстиции в чине титулярного советника. Началась обычная по тем временам светская жизнь молодого человека. Днем - скучная служба, вечером - привычные развлечения. Так продолжалось два года. Позже Чайковский вспоминал: “Беззаботная и пустая юность не оставила после себя ничего”. Назревал кризис, который повернул жизнь молодого человека. А тогда никто и предполагать не мог, что этот обеспеченный молодой человек превратится в почти нищего студента, зарабатывающего на жизнь дешевыми уроками, проводящего дни и ночи в упорной учебе.
“Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, просто я хочу делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей”, - так писал в 1861 году Чайковский своей сестре Александре. Желание круто изменить свою судьбу росло в Чайковском с каждым днем.
Он решается начать новую карьеру и с сентября 1861 года в возрасте 21 года начинает посещать музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. Занятия в классах начинались в 8 утра, так что Чайковский к 11 часам успевал на службу в департамент, где его регулярно обходили в чинах и жалованье.
Жизненно важная для Чайковского проблема “артист или чиновник” разрешилась в следующем, 1862 году, когда в Петербурге усилиями Николая Григорьевича Рубинштейна открылась первая русская консерватория. Чайковский одним из первых подал прошение о зачислении его студентом по классу композиции. К этому времени он прекратил посещать департамент юстиции и начал вести типичную для молодого музыканта жизнь: гоняться за рублевыми уроками, зубрить теорию, писать по две композиции в неделю, решать бесконечные задачи по гармонии и полифонии. (Чайковский донашивал заштопанные кухаркой жилеты и отрастил волосы).
Его профессором по музыкальной композиции был А.Г. Рубинштейн, который, впрочем, не видел у своего ученика особого музыкального таланта. Сам А.Г. Рубинштейн вошел в историю музыки как один из самых величайших пианистов своего времени и основатель первой в России консерватории. Как композитор А.Г. Рубинштейн не добился такого же признания у современников, хотя и был необычайно плодовит. Опера “Демон”, 2-3 салонных пьесы - вот, пожалуй, все, что осталось от композитора Рубинштейна.
Нужны были воля, мужество, сила духа, соединенные с гениальными способностями и любовью к искусству, чтобы за четыре года из дилетанта сделаться мастером. Чайковский преодолел этот барьер.
Одновременно с открытием музыкальных классов при Русском музыкальном обществе в Петербурге, а позже и консерватории, целью которых было музыкальное образование талантливой русской молодежи, в Петербурге зимой 1861/62 годов на квартире у М.А. Балакирева субботними вечерами начинают собираться альтернативные музыкальные классы, не столь многочисленные, как официальные, но оказавшие несравнимо большее влияние на всю историю русской музыки. Эти курсы получили название Балакиревского кружка или “Могучей кучки”.
Кокончанию консерватории (29 декабря 1865 года) Чайковский был уже автором нескольких крупных сочинений. Это симфоническая увертюра к драме А. Островского “Гроза”, “Характерные танцы”, исполненные публично в Павловском концертном зале под управлением “короля вальсов” И. Штрауса. Выпускным сочинением Чайковского стала кантата “К радости” на текст Ф. Шиллера. Консерваторию Чайковский окончил с серебряной медалью и званием “свободный художник”.
Сразу же после экзаменов в “Санкт-Петербургских ведомостях” была опубликована рецензия Ц. Кюи, члена союза композиторов “Могучая кучка”, на кантату П. Чайковского “К радости”. Вот что писал этот автор: “Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб. Правда, что это его сочинение написано в самых неблагоприятных обстоятельствах: по заказу, к данному сроку, на данную тему и при соблюдении известных форм. Но все-таки, если бы у него было дарование, то оно хоть где-нибудь прорвало консерваторские оковы”.
Позже Чайковский вспоминал: “Когда я прочел этот ужасный приговор, я не знаю, что со мною сделалось. У меня потемнело в глазах, голова закружилась, и я, как безумный, целый день бесцельно бродил по городу, повторяя: “Я пустоцвет, я ничтожество, из меня ничего не выйдет, я бездарность”. Однако время все расставляет на свои места. Имя профессора фортификации и немного композитора Ц. Кюи известно сейчас лишь знатокам музыки, а имя П.И. Чайковского известно всем во всем мире.
Вскоре Чайковского, как одного из самых талантливых выпускников консерватории, приглашают на должность профессора в открывшуюся Московскую консерваторию. Это предложение оказалось как нельзя более кстати, так как к периоду окончания консерватории Чайковский оказался в бедственном положении: его отец лишился всего состояния и не мог обеспечить сына.
С переезда в Москву (5 января 1866 года) начался новый период в жизни и творчестве П.И. Чайковского. Он начал свою преподавательскую деятельность с оклада в 50 рублей в месяц при недельной нагрузке 28 часов. Преподавал Чайковский гармонию, свободное сочинение и инструментовку. Молодой преподаватель привлекал к себе людей мягкостью и деликатностью обращения, умением пройти и не задеть, возразить и не обидеть.
Директором Московской консерватории был Николай Григорьевич Рубинштейн. В отличие от брата, он понимал и любил музыку Чайковского, в течение многих лет был первым исполнителем почти всех его симфонических и фортепианных произведений.
В московский период особенно ярко проявилась исключительная работоспособность молодого профессора. Менее чем за 30 лет активной творческой деятельности Чайковский успел написать огромное количество самых разнообразных сочинений. Его полное собрание сочинений насчитывает 62 тома музыкальных произведений и еще 15 томов литературного наследия, куда входят статьи и письма композитора.
Свое творческое кредо Чайковский определил следующим образом: техническое совершенство, тщательное изучение музыкального искусства, анализ творений предшествующих художников, умение быть смиренным. Всю жизнь Чайковский следовал раз и навсегда определенному для себя девизу: труд, познание, скромность.
Композитор признавался, что для него “труд необходим как воздух. Как только я предаюсь праздности, меня начинают одолевать тоска, сомнения в своей способности достигнуть совершенства, недовольство собой, даже ненависть к самому себе”.
Единственным издателем всех сочинений П.И. Чайковского был П. Юргенсон. Этот человек, пройдя путь из мальчиков в фабриканты, стал владельцем целой сети типографий, печатающих ноты. Именно он угадал гениального музыканта в тогда еще мало кому известном профессоре консерватории и заключил с ним бессрочный контракт, по которому приобретал исключительное право на издание как написанных, так и еще не написанных сочинений композитора, с которым его связывала и личная дружба.
Постепенно Чайковский “пускает корни” в Москве. Он нанимает собственную квартиру, заводит лакея Алешу, с которым не расставался в течение всей своей жизни, и собаку левретку Бишку. Столовался Чайковский дома - еду приносили из ресторана в судках. Материальное положение Чайковского в Москве складывалось следующим образом: 2 тыс. рублей в год составляла зарплата профессора консерватории, 500 рублей Чайковский получал в Московском отделении РМО, около 300 рублей ему платили как музыкальному рецензенту в “Московских ведомостях”.
Свою первую симфонию Чайковский назовет “Зимние грезы”. Это была первая симфония, сочиненная отечественным композитором, получившим образование в России. До этого история русской музыки знала лишь фантазии или программные увертюры на русские темы. В своей симфонии композитор обобщенно отразил и впечатления от путешествия на остров Валаам, и характерные образы зимней природы, созданные русской живописью и литературой. Музыкальные темы всех четырех частей симфонии песенные, связанные с русским фольклором. Сочинял эту симфонию Чайковский ночами, отрывая время от сна, так как целый день был занят в консерватории. Такое перенапряжение физических и душевных сил привело к серьезным нервным припадкам. После этой симфонии ни одна нота из всех его сочинений не была написана ночью
Публика очень тепло приняла Первую симфонию Чайковского. Говорили, что эту музыку мог написать лишь русский человек.
Зимой 1868 года, во время консерваторских каникул, П.И. Чайковский отдыхал у родных в Петербурге. Там он познакомился с художественным критиком В.В. Стасовым и с известным петербургским композитором, пианистом и дирижером Милием Балакиревым. Отношения складывались не просто. Стасов и Балакирев резко отрицательно относились к идее консерваторского воспитания русских музыкантов. Они считали, что композиторами становятся “по милости Божией”, а консерватория, для русских музыкантов особенно, противопоказана, так как лишает их национальной самобытности и воспитывает их на немецкий манер.
Через несколько месяцев Чайковский еще раз посетил Петербург и тогда же познакомился с остальными членами “Могучей кучки” - Н.А. Римским-Корсаковым, А.П. Бородиным, М.П. Мусоргским и небезызвестным уже Ц. Кюи. К Чайковскому в кружке относились если не свысока, то несколько небрежно, как к детищу консерватории.
Позже, в 1880 году, в одном из писем к Н.Ф. фон Мекк Чайковский высказывался так: “Все эти новейшие петербургские композиторы - народ очень талантливый, но все они до мозга костей заражены своим ужасным самомнением и чисто дилетантской уверенностью в своем превосходстве над всем остальным музыкальным миром. Исключение из них в последнее время составляет Римский-Корсаков, которому пришла мысль, что все проповедуемые кружком идеи, в сущности, ни на чем не основаны, что их презрение к школе, к классической музыке, ненависть к авторитетам и образцам есть не что иное, как невежество. Никому из консерваторцев и в голову не приходило знакомиться с молодой шайкой безграмотных в музыке инженеров, военных, химиков, о которых печатно и устно гудел Стасов. Они называли Моцарта - пустяком, симфонии Бетховена - неинтересными вещами, Вагнера - ерундой, а итальянскую музыку - позором. В европейской музыке для них хорошо было только то, что непризнано. Родословную эти композиторы вели от Глинки через Даргомыжского”.
И.С. Тургенев терпеть не мог этих новых русских композиторов. Он говорил, что всех этих Даргомыжских, Балакиревых волна смоет и унесет вместе с песком и всяческой пылью. Исключение составляет лишь Чайковский, которого нельзя смешивать с каким-нибудь Мусоргским, что он (Чайковский) даже немного похож на Шопена.
Следующим этапным сочинением П.И. Чайковского стала увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта”. Ее первое исполнение состоялось в марте 1870 года в Москве. Дирижировал Н.Г. Рубинштейн. Сюжет этой симфонической увертюры предложил Чайковскому М. Балакирев. Шекспировский сюжет оказался созвучным уже сложившемуся мировоззрению композитора. Чайковского всегда увлекали темы “освобождения личности” и “всепобеждающей силы любви”. В Увертюре композитор не пересказывает известный сюжет, а излагает темы, характеризующие основных действующих лиц и драматические события. Тему любви из этой увертюры Н.А. Римский-Корсаков определил как “самую красивую во всей русской музыке, если не в мировой музыке вообще, находя ее “выражением страсти и любви в чистом виде”.
Свою Вторую симфонию Чайковский шутливо называл “Журавель”. Поводом к этому было использование украинской народной песни “Журавель” в финале симфонии. Первое исполнение этой симфонии закончилось поднесением композитору лаврового венка и серебряного кубка от слушателей. Музыкальная критика называла эту симфонию “малороссийской”.
В декабре 1874 года Чайковский задумал создать на основе народных песенных тем классический фортепианный концерт. Вскоре состоялось первое прослушивание нового концерта самими близкими друзьями автора. Концерт был ими не принят. Со всех сторон посыпались замечания, поправки. Чайковский не соглашался с ним и опубликовал концерт таким, как написал.
В основу главной темы первой части концерта он положил напев слепых лирников, а песню-веснянку “Выйди, Иваньку” из сборника народных песен он взял в качестве основы финала концерта. Этот концерт открыл целую эпоху в русской фортепианной музыке необычностью своей образности, фактуры и симфоническим развитием музыкальных тем.
В 1875 году дирекция императорских театров заказала Чайковскому балет “Лебединое озеро”. Сочинить его композитор должен был за год.
Премьера балета состоялась 20 февраля 1877 года. Авторами либретто стали драматург В. Бегичев и артист Большого театра В. Гельцер. Это была эпохальная премьера. Впервые в России балет стал драматическим искусством. До этого момента музыке в балете отводилась вспомогательная роль, хотя балетмейстеры и пытались сблизить танец и музыку. Большие композиторы неохотно брались за балет, считая его “прикладным” жанром. Никому и в голову не приходило требовать от балетной музыки “чего-либо серьезного”.
Процесс сближения музыки и танца, зарождение сквозной музыкальной драматургии в балетной музыке начался во Франции, в балетах А. Адана и Лео Делиба. Один из первых романтических балетов - “Жизель” А. Адана - раскрывал содержание лирической любовной драмы не только в хореографии, но и в музыке. Именно этот балет, произведший в свое время большое впечатление на П.И. Чайковского и изученный им до тонкостей, следует считать непосредственным предшественником “Лебединого озера”.
Другим образцом для Чайковского была танцевальная музыка, включенная М.И. Глинкой в оперы “Иван Сусанин” и “Руслан и Людмила”. Это были первые образцы настоящей симфонической балетной музыки в русском искусстве.
Новаторство Чайковского заключается в том, что он насытил сквозным симфоническим развитием музыку целых классических балетов от первой до последней сцены. Музыкальная драматургия стала определять и драматургию танца от первого до последнего “па”.
В балете П.И. Чайковский предпочитал сказочные сюжеты, в опере - изображение реальной жизни. Сказочность его балетов весьма условна. Сам композитор называл свои балеты “серьезной музыкой на воздушный сюжет”. Средствами музыки Чайковский умел раскрыть в фантастическом сюжете реальные жизненные прообразы действующих лиц и сценических ситуаций. “Лебединое озеро” - сказочный балет, но история чувств, рассказанная в нем, человечна и подлинна.
Краткое содержание балета.
Действие балета “Лебединое озеро” происходит в средние века в немецких землях. На фоне средневековых замков и девственной природы разворачивается типично романтическая драма любви. Принц Зигфрид на празднике по случаю собственного совершеннолетия увидел пролетающую неподалеку стаю прекрасных лебедей. В состоянии неясного лирического томления он берет арбалет - подарок матери - и в одиночестве отправляется на берег озера поохотиться. Там он с удивлением видит, как лебеди превращаются в прекрасных девушек. Одна из них - самая прекрасная - увенчана короной. Она упрекает Зигфрида в том, что он хотел убить её и объясняет ему, что она заколдована злым волшебником и только по ночам вместе со своими подругами может принять свой подлинный облик, днем же снова превращается в лебедя. Её имя - Одетта. Корона на её голове - подарок матери, доброй феи, защищает её от козней злого гения, стремящегося погубить ее. И только верная любовь, как во всех сказках мира, может освободить ее от злых чар. Зигфрид клянется Одетте в вечной любви и верности. Одетта предупреждает, что его чувство и данная клятва подвергнутся большому испытанию: злой волшебник Ротбарт готовит свои козни.
На балу, где принц Зигфрид должен по велению своей матери выбрать себе невесту, появляется Ротбарт и подводит к Зигфриду свою дочь Одиллию (“черного лебедя”), как две капли похожую на Одетту. Зигфрид восторженно приветствует её. Сама же Одетта в виде лебедя появляется в высоком готическом окне замка, предостерегая любимого от злых чар волшебника, но принц, увлеченный Одиллией, ничего не видит и не слышит.
Зигфрид объявляет своей невестой Одиллию и тем самым предает клятву вечной любви, данную Одетте, цель злого волшебника достигнута. В распахнувшееся окно Зигфрид видит белого лебедя с короной на голове. Он понимает, что обманут, и в отчаянии бежит к озеру.
Ночь. Подруги Одетты ждут её возвращения. Они танцуют и учат танцам маленьких лебедей (“Танец маленьких лебедей”). Одетта рассказывает подругам о своем горе. Вбегающий Зигфрид умоляет Одетту простить его, но это уже не в ее власти. В образе филина появляется злой гений. Теперь Одетта должна погибнуть. Зигфрид клянется умереть вместе с нею. Начинается буря, озеро выходит из берегов. Одетта, последний раз обняв Зигфрида, вбегает на скалу, чтобы броситься с нее в воду. Зигфрид спешит на помощь, но вместо этого также исчезает в волнах озера. Погибает и злой гений: смерть Зигфрида ради любви к Одетте - его гибель.
Заключение и апофеоз балета, построенные на основной лейттеме балета, вырастают в гимн любви и верности. В музыке эта идея выражена настолько значительно, ее звучание в мажорном варпианте так торжественно, что в сценической жизни “Лебединного озера” прочно утвердилась традиция благополучной финальной развяки. Однако музыка Чайковского оставалась прежней. Знаменитым этот балет стал в постановке 1895 года двух гениальных хореографов: француза Мариуса Петипа и русского Льва Иванова. Хореография этих балетмейстеров стала хрестоматийной и изучается во всем мире. В их постановке балет заканчивался счастливо, победой истинной любви. В таком виде он шел и на советской сцене. И лишь в последнее время балетмейстер Ю. Григорович вернул спектаклю его трагический финал. Постановка эта осуществлена на сцене Большого театра в 2001 году.
В период создания своего первого балета П.И. Чайковский начал работу еще над одним из самых популярных своих сочинений. В декабрьском номере журнала “Новеллист” за 1875 год было напечатано, что “знаменитый композитор П.И. Чайковский обещал редакции свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций, характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению от того месяца, в котором каждая из них появится в журнале...”. Так появились знаменитые “Времена года”.
В искренних и правдивых музыкальных образах этих 12 пьес Чайковский сумел воплотить существенные черты русского национального характера. Поэтические эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель из произведений русских поэтов.
Одна из лучших пьес цикла “Осенняя песня” - глубоко обобщенный лирический образ. Это элегия о жизни человека, а не только осенняя песня о расставании с уходящим летом. Музыкальная тема в этой пьесе - одна из прекраснейших мелодий Чайковского. Её особенная певучесть сочетается с интонациями живой человеческой речи, в которой слышатся и душевная боль, и безысходная тоска.
* * *
В мае 1876 года экзамены в консерватории закончились, и П.И. Чайковский поехал в качестве корреспондента “Московских ведомостей” в Германию, в город Байрёйт, на открытие фестиваля вагнеровских опер. С творчеством немецкого композитора и дирижера Рихарда Вагнера Чайковский познакомился еще в годы студенчества, когда знаменитый композитор гастролировал в России.
Вагнер в то время был самым знаменитым оперным композитором. И хотя Чайковский отрицательно относился к стилю вагнеровских опер, он тем не менее очень ценил его как композитора-симфониста, при этом понимая, что вагнеровский путь неизбежно заведет жанр оперы в тупик.
В эту поездку Чайковскому было приятно узнать, что имя его стало весьма популярным среди западноевропейских композиторов.
В 1876 году Чайковский посетил Париж, где присутствовал на представлении оперы Ж. Бизе “Кармен”, не имевшей тогда успеха у публики. Чутьем гениально одаренного музыкального драматурга Чайковский сразу же распознал в этой опере шедевр мирового значения и предсказал, что через 10 лет “Кармен” станет самой популярной оперой в мире. Так и случилось.
* * *
Однако все поездки когда-нибудь заканчиваются, и предстоит возвращение домой. А дома, в Москве, Чайковского ждали неустроенный быт, утомительные обязанности преподавателя и полное одиночество.
В 1877 году Чайковский писал одному из близких приятелей: “Я очень изменился за это время и физически, и в особенности морально. Веселости и охоты дурачиться не оказывается вовсе. Молодости не осталось ни на грош. Жизнь страшно скучна, пуста и пошла. Сильно подумываю о женитьбе или другой порочной связи. Но единственно, что осталось в прежнем виде, - это охота писать. Если б обстоятельства сложились иначе, если б своему стремлению творить я бы не встречал на каждому шагу препятствия в виде, например, консерваторских уроков, которые с каждым днем делаются все противнее и противнее, то мог бы написать что-нибудь вполне хорошее. Но, увы, к консерватории я прикован”. Чайковским овладело твердое желание жениться “во что бы то ни стало” и быть “как все”. Чайковский понимал, что женитьба изменит весь его образ жизни. Это очень пугало его и удерживало от решительного шага.
Первой женщиной, увлекшей композитора, была известная итальянская певица Дезире Арто (в переводе с французского Дезире - желанная). Ей он посвятил свой знаменитый Романс для фортепиано, мгновенно получивший самое широкое распространение. Певица была на пять лет старше Чайковского. Между ними состоялась даже помолвка, однако друзья композитора сделали все, чтобы её расстроить. Они говорили композитору: “Пойми, ты нам, России, нужен, а не в прислужении знаменитой иностранке”. Друзья оберегали композитора от непоправимых для творчества компромиссов.
Второй женщиной, привлекшей его внимание, была никому не известная студентка консерватории по классу фортепиано Н. Милюкова. Она написала композитору письмо с признанием в любви. Чайковский подумал, что это судьба, и в конце концов согласился на этот достаточно странный брак без настоящей любви хотя бы с одной из сторон. Вот как позже сам Чайковский описывал историю этого знакомства в письме к Н.Ф. фон Мекк: “В один прекрасный вечер я отправился к своей будущей супруге, сказал ей откровенно, что не люблю её, но буду ей во всяком случае преданным и благодарным другом; я подробно описал ей свой характер: свою раздражительность, нервность темперамента, свое нелюдимство - наконец, свои обстоятельства. Засим я спросил её, желает ли она быть моей женой. Ответ был, разумеется, утвердительным. Она среднего росту, блондинка, обладает того рода красотой, которая называется смазливостью. Цвет лица розовый, губы тонкие. Вообще она очень моложава, держится очень жеманно; эта искусственность очень вредит ей. Как в голове, так и в сердце у нее абсолютная пустота. Она говорила мне, что влюблена в меня четыре года, но не знала ни единой ноты из моих сочинений. Этот факт поставил меня в совершенный тупик”.
Жизнь очень быстро доказала всю призрачность заключенного союза. Уже через полгода их совместная жизнь стала совершенно невозможной. Развод, обошедшийся Чайковскому в 10 тысяч рублей, оплатила Н.Ф. - его единственный спаситель.
Заочное знакомство с Надеждой Филаретовной фон Мекк стало важнейшим событием в его жизни. Ей было 45 лет, ему 37. Она была вдовой железнодорожного магната, владелицей миллионного состояния, матерью 11 детей, он - молодым талантливым композитором, одиноким и испытывающим материальные затруднения. Сначала Чайковский стал получать от своей благодетельницы пустяковые музыкальные заказы, оплачиваемые более чем щедро, потом началась активная переписка. Н.Ф. предложила Чайковскому ежемесячный пенсион в 500 рублей и согласилась оплачивать все его дополнительные крупные расходы с тем, чтобы он мог оставить тяготившую его работу в консерватории и полностью отдаться творчеству. Чайковский с благодарностью принял это предложение, почувствовав, что наконец-то над ним “распахнулось теплое, широкое крыло ангела”.
Своеобразие этих отношений состояло в том, что Н.Ф. поставила условием никогда лично не встречаться. Она считала, что это могло бы вызвать пересуды. Всю силу своей платонической любви она обращала на то, чтобы сохранить его пленником на расстоянии. У нее было твердое убеждение, что брак - это всегда несчастье, что “близкие отношения” - это конец любви.
Наиболее значительные сочинения московского периода: Четвертую симфонию и оперу “Евгений Онегин” Чайковский завершает в Италии. Симфонию Чайковский посвятил своему “лучшему другу” - Надежде Филаретовне фон Мекк. Симфония эта в творчестве композитора занимает особое место. Это его первая инструментальная драма. В ней композитор языком музыки выразил собственные переживания и размышления о смысле жизни, об отношении художника к народу. По просьбе фон Мекк Чайковский описал в общих чертах содержание каждой из четырех частей симфонии. В финале Четвертой симфонии Чайковский использовал мелодию русской народной песни “Во поле березонька стояла”. Финал симфонии - попытка создать коллективный образ русского народа, но данный “не изнутри”, а как бы со стороны, глазами художника. Автор говорит: “Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей, ступай в народ. Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужым весельем, жить все-таки можно”.
“Евгений Онегин” - пятая опера Чайковского. Композитор искал интимной, но сильной драмы, основанной на конфликтах положений, им самим испытанных и пережитых. В отличие от композиторов “Могучей кучки”, тяготевших к народно-историческим драмам, Чайковский тяготел к лирическим операм, в основе драматургии которых лежала бы душевная драма героя. Чайковский все более убеждался, что опера как жанр чуждается исторической проблематики. Не движения народов, не социальные конфликты лежат в ее основе, но изображение внутренней духовной жизни героев - чаще всего простых людей - вот основная тема оперного жанра. История докажет правоту композитора.
Сюжет пушкинского “Евгения Онегина” предложила композитору певица Е. Лавровская. Работал над новой оперой композитор как всегда увлеченно и целенаправленно. Подлинный пушкинский текст при переделке его в оперное либретто нуждался в специфическом редактировании. Надо было литературное произведение - роман в стихах - переделать в драматический сценический жанр. Многие места в либретто сочинены самим Чайковским, обладавшим незаурядным литературным талантом.
Жанр своей оперы Чайковский обозначил как “лирические сцены”, подчеркивая тем самым интимный, личностный конфликт основных героев оперы. В своих операх Чайковский никогда не пренебрегал, подобно Вагнеру, сложившимися оперными формами: ариями, хорами, ансамблями и так далее. Отдельные номера (арии, ариозо, дуэты и т.д.) органично вписаны композитором в сквозные сцены-картины, где происходит действие.
Опера сочинена автором в 7 картинах.
1 картина - завязка драмы. Ленский привозит Онегина в имение Лариных.
2 картина - Татьяна пишет Онегину письмо с признанием в любви.
3 картина - встреча Татьяны и Онегина, их объяснение и крушение романтических надежд героини.
4 картина - драматическая кульминация. На балу у Лариных происходит ссора Ленского и Онегина.
5 картина - трагическая кульминация. Дуэль Ленского и Онегина, смерть Ленского.
6 картина - развязка драмы. Татьяна и Онегина несколько лет спустя встречаются на балу. Онегин влюбляется в Татьяну, но она уже замужем. Их союз невозможен.
7 картина - последнее свидание и окончательный разрыв Онегина с Татьяной.
Чайковский понимал, что его новая опера, в которой отсутствуют внешне эффектные сцены, вряд ли заинтересует официальную императорскую сцену. Готовую партитуру он доверил студентам оперного класса консерватории под руководством Н.Г. Рубинштейна. Чайковский полагал, что интерес к его опере должен начаться “снизу”, а не “сверху”. Так и случилось.
Премьера “Евгения Онегина” 17 марта 1879 года прошла с большим успехом. Авторитетные музыканты Москвы и Петербурга выражали Чайковскому свое искреннее восхищение оперой и полагали, что она является новым крупным достижением русского искусства. Публика же на премьере “Евгения Онегина” больше всего хлопала Куплетам Трике - проходному номеру оперы. Хочется провести интересную параллель. В Париже на премьере оперы Бизе “Кармен” наибольший успех у публики имели тоже куплеты - Куплеты тореадора Эскамильо, которые сам автор называл “свинской музыкой”. Видимо, в подобных случаях публика оказывалась не готовой к восприятию этих новаторских сочинений и принимала то, что было привычно и не вызывало размышлений.
Ещё одна интересная подробность. На первом представлении опера заканчивалась счастливо: Татьяна падала в объятия Онегина. Сразу же после премьеры, почувствовав фальшь такой развязки, Чайковский переделал заключительную сцену оперы.
В 1881 году оперу поставил Большой театр, через три года - Петербургский Мариинский театр. Успех оперы все возрастал. Постепенно опера завоевывала сцены зарубежных оперных театров.
Седьмая опера Чайковского называется “Мазепа”. Современной публике эта опера наиболее известна по симфонической картине “Полтавский бой” - вступлению к III действию оперы. В этой опере композитору органически удалось соединить лирико-психологическую и историческую драмы.
Действие оперы происходит на Украине в начале ХVIII века. Одним из источников либретто послужила пушкинская поэма “Полтава”. Драма основных действующих лиц - Марии, её отца Кочубея; престарелого гетмана Украины Мазепы, задумавшего отторгнуть ее от России, молодого казака Андрея, влюбленного в Марию - заканчивается для всех трагически. Кочубея казнят, Андрей умирает от ран, Мария сходит с ума, а гетман Мазепа спасается от петровских войск.
В опере есть еще три значительных симфонических эпизода. Это интродукция со знаменитым “бешеным скаканием на лошади”, вступление к 1 картине 1-го действия (сцена в тюрьме) и вступление ко 2 картине 2-го действия (картина украинской ночи). Эти симфонические эпизоды не потеряли своей интонационной свежести до наших дней и часто используются в качестве музыкального материала при оформлении театрализованных представлений.
Как только Чайковский оправился от моральной травмы, полученной при разводе с Милюковой, брат Анатолий увёз его для поправки здоровья за границу, в Швейцарию. Так окончился московский период и началось время странствий, переездов из города в город.
* * *
С 1878 года начинается новый этап его деятельности - исполнительский. К тому времени Чайковский неоднократно убеждался, что имя его приобрело всемирное признание. Многие признанные музыкальные авторитеты и представители самой широкой интеллигенции считали его самой замечательной музыкальной личностью того времени.
“Годы странствий” (1878-1885) принесли Чайковскому не только возможность уединения, погружения в творчество, но и обогатили его новыми культурно-художественными впечатлениями. Во время своих гастрольных поездок Чайковский много внимания уделял изучению литературы, истории и других видов искусства.
Композитор начинает постоянные гастрольные поездки за границей в качестве дирижера своих собственных сочинений. Чайковский очень заботился о своей внешности: на нем всегда было модное пальто, серый цилиндр, лайковые перчатки и коралловая золотая булавка в лиловом шелковом кашне....
Встав за дирижерский пульт, Чайковский дирижировал как симфоническими произведениями, так и целыми оперными спектаклями. Он включал в программы своих концертов не только собственные сочинения, но и сочинения Глинки, Моцарта, Бетховена, Верди и многих других. С авторскими программами Чайковский побывал практически во всех крупных городах Европы и всюду ему сопутствовал феноменальный успех.
В сорок с небольшим лет Чайковский в глазах соотечественников был почти что знаменитостью. Он стал директором Московского отделения РМО, оркестр вставал при его появлении, его оперы регулярно и с успехом шли в Большом и Мариинском театрах, он имел все, что хотел, был свободен, как птица, мог позволить себе любую прихоть, однако именно в эти внешне благополучные годы в сознании Чайковского все более укореняется ощущение трагической предопределенности и безнадежности собственной жизни. Он понимал, что большая часть жизни уже прожита и старость не за горами.
Идея роковой предопределенности, невозможности достичь счастья в реальной жизни становится одной из сквозных тем в творчестве Чайковского, особенно в последний период его творческой деятельности. Вести жизнь “публичного человека” для Чайковского становилось все более обременительным. Он хотел иметь собственный дом и непременно в деревне, где он мог бы уединиться от пристального внимания общества, от бесконечных и ненужных встреч. Он хотел быть “у себя дома” и быть самим собой.
После кончины Н.Г. Рубинштейна дирекция Русского музыкального общества просит композитора принять на себя обязанности директора консерватории и Московского отделения музыкального общества. Но Чайковский для себя уже принял твердое решение: никогда больше не возвращаться на службу. Он соглашается принять звание почетного члена Московской консерватории, чтобы присутствовать на выпускных экзаменах, участвовать в обсуждении организационных и административных вопросов, вести переписку и переговоры с известнейшими зарубежными исполнителями об их выступлениях в Москве.
В феврале 1885 года Чайковский поселился в деревне Майданово около Клина. На собственные средства он открывает для деревенских детей церковно-приходскую школу. В Майданове Чайковский сочинил оперу “Кузнец Вакула” и программную симфонию “Манфред” по одноименной драматической поэме Дж. Байрона. Сюжет этот предложил композитору М. Балакирев. Сочинение было сразу высоко оценено публикой и специалистами.
В этом же году Чайковский пишет свою следующую оперу “Чародейка” по одноименной драме И. Шпажинского.
Краткое содержание оперы.
Действие оперы происходит в ХV веке, неподалеку от Нижнего Новгорода. У перевоза через Оку стоит постоялый двор. Хозяйка его - молодая вдова Настасья, прозванная Кумой, - слывет в народе за свою привлекательность и доброту Чародейкой. Она пленила старого князя Никиту Курлятева - наместника Нижнего Новгорода.
Покинутая князем жена грустит одна. Она думает, что Чародейка Настасья околдовала её мужа. О своем горе она рассказывает сыну Юрию, который клянется отомстить за позор матери и убить Чародейку, околдовавшую отца.
Старому князю так и не удалось добиться от Настасьи любви. Он в гневе уходит. Ночью в эту же корчму пробирается с обнаженным кинжалом Юрий, но, пораженный красотой Настасьи, не может совершить задуманное убийство. Настасья открывает княжичу свою любовь. В душе Юрия разгорается ответное чувство.
Влюбленные встречаются в лесу, чтобы бежать вместе из этих мест. Но этим планам не суждено осуществиться. Настасью встречает Княгиня, переодетая нищей странницей. Она раздобыла у знахаря яд и подносит сопернице ковшик с отравленной водой. Настасья умирает на руках Юрия. Княгиня торжествующе открывает княжичу причину смерти Чародейки. В отчаянии Юрий проклинает мать. По приказу Княгини тело Кумы бросают в реку.
Появляется старый князь. Он требует, чтобы Юрий указал, где скрывается Настасья. Уверенный в том, что Юрий спрятал от него возлюбленную, он в припадке ревности убивает сына.
Внезапно начинается буря. Князь остается один в лесу. Ужас охватывает князя, разум его помутился. Не в силах вынести тяжести содеянного, он падает замертво.
Как видим, сюжет оперы изобилует мелодраматическими эффектами с почти неизбежной кровавой развязкой. Лишь благодаря прекрасной музыке Чайковского эта опера до сих пор не сходит со сцен оперных театров.
* * *
К концу 80-х годов российская и европейская слава П.И. Чайковского достигает своего апогея. В марте 1888 года композитор совершает триумфальную концертную поездку по городам Европы.
Каждый раз, возвращаясь из-за границы “к себе” домой, Чайковский с радостью предавался творчеству. Он считал, что время, потерянное для творчества, равносильно вычеркнутому из жизни.
В 1888 году П.И. Чайковский познакомился с А.П. Чеховым. Без имен этих двух великих художников невозможно представить себе русскую культуру 80-90-х годов XIX века, как невозможно представить себе его первую половину без имен А.С. Пушкина и М.И. Глинки. Знакомство состоялось на квартире Модеста Ильича Чайковского, куда Чехов был приглашен к завтраку.
Одна встреча в Петербурге, одна в Москве и по три письма от каждого - таково внешнее проявление дружбы двух великих людей, прерванной смертью Чайковского. Они обсуждали перспективу сочинения новой оперы на сюжет лермонтовской “Бэлы”. Чехов обещал написать либретто, но план остался неосуществленным.
“Он хороший человек, - писал Чехов после знакомства, - и совсем не похож на полубога”. Писатель посвятил ему сборник рассказов “Хмурые люди”. В одном из частных писем Чехова можно прочесть следующие слова: “Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его...”
* * *
В то время, как Чайковский начал сочинять свою Пятую симфонию, он получил письмо от И.А. Всеволожского - директора императорских театров с предложением написать балет на сюжет сказки Ш. Перро “Спящая красавица”. Либретто будущего балета составил сам Всеволожский.
В сказочном сюжете, сочиненным почти 200 лет назад, Чайковского привлекла прежде всего возможность снова воплотить в драматической музыке вечные проблемы жизни: борьбу Добра со Злом, победу, в конечном итоге, идеалов Красоты, Радости, Любви. Драматургию балета Чайковский строит на противопоставлении нежного и светлого образа феи Сирени и зловеще-гротескового образа феи Карабос. Их музыкальные характеристики последовательно проводятся на протяжении всего балета.
Краткое содержание балета.
Во дворце короля Флорестана ХIV происходят крестины его дочери принцессы Авроры. Трубы возвещают о прибытии волшебниц - добрых фей. Главная среди них - фея Сирени - крестная мать маленькой принцессы. Волшебницы одаривают Аврору всеми мыслимыми и немыслимыми добродетелями. Когда же приходит черед Феи Сирени, то раздается сильный шум. Пажи объявляют о прибытии злой феи Карабос, которую забыли пригласить. Злая волшебница появляется в люльке, запряженной шестью крысами. Король и Королева вместе с добрыми волшебницами умоляют простить их. Фея Карабос в ответ лишь злобно смеется. Она предсказывает, что Аврора заснет от первого укола пальца, и сон её будет вечен.
Тогда из своего укрытия выступает фея Сирени. Она говорит, что не в силах отменить предсказания злой сестры, однако сон Авроры будет не вечен. Настанет день, когда молодой принц, очарованный её красотой, поцелует её и тем пробудит от вечного сна. Аврора станет его женой.
Прошло время. Авроре минуло двадцать лет. Король издал строжайший указ, запрещающий употребление иголок и булавок на сто миль от его дворца.
Четыре принца претендуют на руку прекрасной Авроры. Король и Королева уговаривают дочь выбрать себе жениха. Весело танцуя, она замечает в толпе гостей старуху, отбивающую веретеном такт. Принцесса выхватывает у нее веретено и начинает с ним танцевать. Вдруг танец её прерывается, она видит на пальце кровь от укола и падает замертво. Старуха сбрасывает плащ, и все узнают в ней злую фею Карабос. Принцы с обнаженными мечами бросаются на нее, но старуха исчезает в облаке дыма. В этот момент фонтан в глубине сцены озаряется волшебным светом и появляется фея Сирени. Она утешает родителей Авроры: принцесса проспит сто лет, и все заснут вместе с ней. Её пробуждение будет сигналом ко всеобщему пробуждению.
Пажи уносят принцессу во дворец. По знаку волшебной палочки феи Сирени все засыпают, а появляющийся из-под земли плющ превращает королевский сад в непроходимый лес.
Прошло много лет. Неподалеку от заколдованного леса охотится принц Дезире. Придворные дамы и кавалеры придумывают различные игры и танцы, чтобы развлечь принца. Как только все уходят и Принц остается один, на реке появляется перламутровая ладья. С нее на берег сходит фея Сирени. “Ты еще не полюбил?” - спрашивает она принца. Принц отвечает отрицательно. По знаку волшебной палочки феи скала расступается, и принц видит призрак спящей Авроры. Он влюбляется в это видение и умоляет фею Сирени показать ему путь к Авроре. Волшебница ведет его к своей ладье, и они тотчас отправляются в путь.
Начинается замечательный номер балета, который называется “Панорама”. На сцене ладья изображает движение по реке. Чтобы иллюзия движения была полной, за кулисами с одного огромного барабана на другой медленно перекручивается рисованный задник, изображающий изменение пейзажа и времени суток. Все это сопровождается прекрасной симфонической музыкой Чайковского.
Наконец туман рассеивается, и появляется спальня принцессы. Принц бросается к спящей Авроре и целует её. Колдовство злой Карабос исчезает: Аврора просыпается, а вместе с нею весь двор. Принц умоляет Короля отдать ему дочь в жены. Король соединяет руки молодых.
Последней акт балета представляет собой большой дивертисмент по случаю бракосочетания Дезире и Авроры. Перед зрителями проходит череда характерных танцев персонажей волшебных сказок Шарля Перро. Здесь и Кот в сапогах, и Мальчик с пальчик, Золушка и Красная шапочка, серый Волк, Синяя птица и многие другие. Завершается апофеоз грандиозным адажио Авроры и Дезире.
Раньше балет завершался апофеозом. На сцене появлялся король-солнце Людовик ХIV в костюме Аполлона.
Постановщиком балета стал главный балетмейстер императорской сцены Мариус Петипа. Премьера “Спящей красавицы” состоялась 3 января 1890 года. Постановка была роскошной, а успех у публики превзошел все ожидания.
* * *
На следующий день после премьеры “Спящей красавицы” Чайковский уезжает во Флоренцию с заданием в два месяца сочинить новую оперу. Это была “Пиковая дама”. Либретто оперы сочинил брат Петра Ильича Модест Ильич Чайковский. Сам композитор активно вмешивался в процесс написания либретто. Он прекрасно знал все законы сцены и драматургические основы построения спектакля. Помимо общей планировки действия Чайковский самостоятельно сочинил полные тексты некоторых номеров оперы.
Авторы оперы существенно изменили и дополнили пушкинскую повесть “Пиковая дама”. Они перенесли время действия в эпоху Екатерины II, ввели необходимую для оперы любовно-драматическую линию. Изменен был и характер действующих лиц. У Пушкина Германн - инженер, а у Чайковского Герман - гусар. Лиза у Пушкина - бедная приживалка при старой Графине, у Чайковского Лиза - богатая наследница, внучка Графини, способная в своих чувствах идти до конца. Для обострения конфликта авторы придумали образ жениха Лизы - богатого князя Елецкого.
Изменена была и мотивация поступков основных действующих лиц. У Пушкина Германн лишь притворяется влюбленным, чтобы проникнуть через Лизу в тайну трех карт. Герман Чайковского влюблен самозабвенно. Деньги для него не самоцель, но средство, возможность соединиться с возлюбленной. Эта страсть приводит его к настоящему безумию и конечной гибели. Таков трагический финал оперы.
Пушкинская повесть - забавный анекдот, опера Чайковского - большая трагедия человеческой жизни.
В краткой интродукции Чайковский сжато излагает основной музыкально-драматический конфликт. Он сопоставляет тему эпического повествования, трагическую тему трех карт и лирическую тему любви. Именно эти три темы станут основой сквозного музыкального развития оперы.
Краткое содержание оперы.
Опера открывается оживленной сценой в Летнем саду. “Наконец-то Бог послал нам солнечный денек”, - восклицают гуляющие по аллеям сада нянюшки, бабушки, гувернантки, дети.
Гусары Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет он проводит в игорном доме, наблюдая за игрой, но сам к картам не притрагивается.
Появляется Герман. Он мрачен и задумчив. Графу Томскому Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, и принадлежать ему не может. В этом месте звучит его первое ариозо “Я имени ее не знаю”, которое заканчивается страстными репликами Германа “Я болен, болен, я влюблен”.
Появляется князь Елецкий. Он сообщает друзьям о предстоящей женитьбе. Его невеста Лиза как раз в этот момент входит вместе со своей бабушкой, старой Графиней, в сад. В Лизе Герман узнает свою возлюбленную. При этой встрече тягостные предчувствия охватывают всех участников сцены. “Мне страшно”, - одновременно говорят Лиза, Графиня, Герман, Томский и Елецкий. Их голоса полны тревоги и ужаса.
Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о графине, которая в дни молодости в Париже проиграла целое состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала от графа Сен-Жермена тайну трех карт, поставив на которые, вернула весь проигрыш.
Анекдот, рассказанный Томским, показался Сурину и Чекалинскому забавным. Они в шутку предлагают Герману воспользоваться тайной старой Графини. Но все мысли Германа поглощены Лизой. Внезапно начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть.
С первой картиной резко контрастирует идиллически-светлым настроением вторая картина оперы - девичник в комнате Лизы. С одной из своих подруг, Полиной, она поет элегический дуэт “Уж вечер, облаков померкнули края...” на стихи В.А. Жуковского. По просьбе девушек Полина поет любимый Лизин романс “Подруги милые”. Этим романсом Чайковский передает и тревогу, охватившую Лизу, и предчувствие страданий, которые ей еще предстоит перенести. Мрачное настроение Лизы девушки пытаются рассеять русской пляской с пением “Ну-ка, светик Машенька, ты попой, попляши...”. Лиза не принимает участия в общем веселии подруг. Танцы прерывает вошедшая гувернантка. Она выговаривает этим молодым княжнам и графиням: “Девушкам вашего круга надо приличия знать. Не стыдно ли вам плясать по-русски!”
Подруги расходятся. Оставшись одна, Лиза не может больше притворяться. В ее ариозо - тоска и сомнения. Она поет: “Откуда эти слезы, зачем оне...”. Она не любит своего знатного жениха. Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Внезапно её ариозо прерывается: в дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе в любви. Покорно и печально звучит его ариозо “Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой...”. Лиза просит Германа уйти.
Стук в дверь прерывает свидание. Входит старая Графиня, разбуженная шумом в комнате внучки. Скрывшийся за портьерой Герман вспоминает о трех картах. У него возникает мысль овладеть тайной, разбогатеть и соединиться с любимой, но страх побеждает: “Могильным холодом повеяло вокруг. О, страшный призрак, смерть, я не хочу тебя!”. Когда Лиза, проводив бабушку, возвращается, Герман приходит в себя. Жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством, но тяжелые аккорды медных духовых инструментов, сопровождающие музыку дуэта, вносят зловещий колорит и предвещают трагическую развязку.
Третья картина как бы отстраняет основные драматические события оперы. На сцене - бал-маскарад в доме богатого екатерининского вельможи. Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет Лизу в своей любви и преданности.
Среди гостей Герман. Его приятели Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над ним. Начинается вставное интермеццо - спектакль в спектакле - под названием “Преданность пастушки”, разыгранный для “дорогих гостей” силами домашнего театра. Музыка этого номера стилизована Чайковским под французские оперы ХVII века. Особенно известен галантный дуэт Прилепы и Миловзора “Мой миленький дружок”. Тем не менее именно в этой вроде бы отстраняющей основное действие картине происходит важнейшее событие в развитии драмы. Идея обладания тайной трех карт становится для Германа маниакальной. В его сознании совершается необратимый перелом: средство превращается в цель.
Лиза дает ему ключ от спальни Графини и Герман понимает, что судьба его решена. Сомнений уже нет: “Сама судьба так хочет, и я буду знать три карты”. Симфоническое заключение этой картины не оставляет никакой надежды на благополучное разрешение ситуации.
Четвертая картина оперы - кульминация в развитии мотивированных, т.е. осмысленных отношений действующих лиц оперы до тех пор, пока управлять действием и поведением героев не стал рок. То, что происходит с героями оперы в четвертой картине, могло бы произойти с каждым человеком в реальной жизни. Потусторонние силы пока не вмешиваются в ход событий.
Ночь. Темно. При свете свечей в пустую спальню Графини входит Герман. Он с волнением всматривается в ее портрет в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. Старую графиню под руки ведут горничные и приживалки. Их раболепный хор “Благодетельница наша...” Графиня прерывает грубым окриком. Усаженная в кресло и освобожденная от всех париков и наколок, графиня предается воспоминаниям: “Ах, постыл мне этот свет!”. Она поет песню своей молодости - романс из оперы французского композитора Гретри “Ричард - львиное сердце”. Эта прямая цитата Чайковского воспринимается в напряженном сценическом действии как “голос с того света”. Песня звучит все тише и тише. Графиня засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Смертельный испуг старухи передает звучание оркестра. Герман в страстном ариозо умоляет ее открыть ему тайну трех карт. Графиня молчит. Взбешенный, Герман грозит ей пистолетом. Испуганная старуха умирает, а вместе с ней от Германа уходит и тайна трех карт. Близкий к безумию, Герман не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы, которая понимает, что уже не она, а тайна трех карт была нужна её любимому.
Пятая картина оперы происходит в полковых казармах, где живет Герман. Поздним вечером он перечитывает письмо Лизы, в котором она просит его в полночь прийти на свидание и рассеять все её подозрения. Герман вновь переживает все случившееся. В его воображении встают картины смерти и похорон Графини. В вое ветра за стенами его комнаты ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Наступает душераздирающая кульминация этой картины - перед Германом появляется призрак Графини. Она пришла, чтобы открыть Герману тайну. Призрак Графини монотонно и бесстрастно, на одном тоне, произносит: “Я пришла к тебе против воли, но мне велено исполнить твою просьбу: возьми Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семерка, туз”. Герман, как в бреду, повторяет эти слова. Зрители понимают, что наконец-то последнее препятствие перед надвигающейся трагедией устранено. Герман овладел тайной. Теперь развязка не заставит себя ждать.
Шестую картину оперы Чайковский посвящает Лизе. Её открывает очень мрачное оркестровое вступление, готовящее зрителей к трагическому завершению картины. Лиза любит Германа и еще надеется, что не он стал причиной смерти Графини. Как горестная жалоба звучит ее ариозо “Ах, истомилась, устала я”. Башенные часы бьют полночь, но Германа все нет. Наконец он появляется, и из его бессвязных слов Лиза убеждается, что он убийца старухи. Маниакальная страсть завладеть несметными богатствами настолько прочно вошла в сознание Германа, что он не узнает даже Лизу. Лиза понимает, что он погиб. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: “В игорный дом!” - убегает. Гибель любимого означает гибель и для Лизы. Она бежит к набережной и бросается в ледяную реку.
Седьмая картина оперы происходит в игорном доме. Начинается она беззаботным хором игроков “Будем петь и веселиться, будем жизнию играть!” Хор сменяется шутливой песней Томского “Как в ненастные дни собирались они часто...”. Это веселье нарушается появлением мрачного Германа. Друзья в ужасе от его вида. Они его спрашивают, уж не в аду ли он был. Герман просит разрешения поставить карту, потом другую. Обе выигрывают огромную сумму. Все потрясены происходящим и начинают подозревать, что “здесь что-нибудь не так”. Упоенный победой, Герман поет свою знаменитую арию “Что наша жизнь? - Игра! Добро и зло - одни мечты! Труд, честность - сказки для бабья! Кто прав, кто счастлив здесь, друзья! - Сегодня ты, а завтра я!” После этого Герман решает разыграть третью карту, но банкомет отказывается с ним играть.
Вызов Германа принимает князь Елецкий. В этом был тонкий драматургический расчет авторов оперы. Именно Елецкого, несостоявшегося мужа, судьба выбрала орудием возмездия. Такой поворот событий смущает Германа, но он твердо уверен в предсказании Графини. Не глядя на карту, он объявляет: “Мой туз!”. - “Нет, ваша дама бита” - слышит он в ответ. В руках Германа вместо туза оказывается дама пик. Герману кажется, что дама на карте превратилась в старуху и злобно подмигнула ему. Не в силах перенести это потрясение, Герман закалывается. Когда в последнее мгновение к нему возвращается сознание, то ему чудится прекрасный образ Лизы, которая прощает его. С ее именем на устах Герман умирает.
В зале и на сцене глубокое оцепенение. Хор мужских голосов поёт последнюю заупокойную молитву несчастному Герману: “Господь, прости ему и упокой его мятежную и измученную душу”. Под тихо звучащую мелодию несостоявшейся любви медленно закрывается занавес.
Такое завершение оперы имеет глубокий смысл: Чайковский возвращает Герману подлинно человеческий облик и тем самым подчеркивает, что в своем герое он видит жертву судьбы и жизненных обстоятельств, которые привели к гибели и его, и Лизу.
* * *
В апреле 1891 года Чайковский, единственный из иностранных композиторов, был приглашен участвовать в грандиозном музыкальном фестивале по случаю открытия в Нью-Йорке Карнеги-холла - крупнейшего концертного зала Америки на 2 тысячи человек. Прием был радушным и искренним. Концерты Чайковского на открытии Карнеги-холла прошли с грандиозным успехом.
Одним из свидетельств необычайной популярности и славы Чайковского за пределами России стало присвоение ему в 1893 году почетного звания доктора Кембриджского университета в Англии без защиты диссертации. Одновременно с Чайковским этого звания были удостоены Эдвард Григ и Камиль Сен-Санс.
Годом раньше Чайковский был избран членом-корреспон-дентом Парижской Академии изящных искусств.
В мае 1892 года Чайковский наконец-то находит для себя постоянное место жительства. Чтобы обеспечить необходимые для творчества уединение и покой, Чайковский купил небольшой дом на окраине Клина. Выбор был сделан не случайно. Клин находится у магистральной железной дороги, связывающей Москву с Петербургом. Чайковскому одинаково удобно было ездить по делам в эти обе столицы. При желании и друзья его могли без особых дорожных проблем посещать Чайковского. Сам композитор все более убеждался в том, что жить в русской деревне - настоящая потребность его натуры.
* * *
Исключительно разнообразно творчество П.И. Чайковского последних трех лет жизни. Сразу же после “Пиковой дамы” был сочинен струнный секстет “Воспоминание о Флоренции”. Позже появляются камерная лирическая опера “Иоланта” на сюжет из “рыцарских времен” и балет “Щелкунчик”. Дирекция императорских театров, заказавшая эти два сочинения, предлагала ставить их в один вечер: первое отделение - опера, второе - балет.
В основу двухтактного балета “Щелкунчик” положена подробнейшая программа, составленная балетмейстером Мариусом Петипа по мотивам сказки Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”. Сам автор назвал этот балет феерией, а исследователи - лирико-характеристическим балетом, в котором классический танец сочетается с характерным и пантомимой, а музыкальное развитие насыщено симфонизмом.
Краткое содержание балета.
“Щелкунчик” открывается небольшой увертюрой, рисующей мир беззаботного детства. Первое действие балета происходит в доме советника Штальбаума. На рождественский праздник приглашено много детей. Они украшают елку. На празднике танцуют взрослые и дети.
Появляется крестный Маши и Фрица - детей советника - Дроссельмейер. Принесенные им заводные куклы пускаются в пляс.
Среди его подарков есть и кукла-щелкунчик. Брат Маши, Фриц, засовывает Щелкунчику в рот слишком большой орех и ломает игрушку. Маша жалеет Щелкунчика. Между тем Дроссельмейер рассказывает детям сказку о прекрасном принце, который был превращен злым Мышиным царем в безобразного Щелкунчика. Рождественский праздник заканчивается комическим танцем Гросфатер, который танцуют все взрослые.
Ночь. Маше не спится. Она спускается в зал проведать больного Щелкунчика. Часы бьют полночь. Вдруг сова на часах превращается в Дроссельмейера, а из щелей в полу появляется множество блестящих огоньков. Это мыши. Елка вдруг начинает расти и превращается в огромное сказочное дерево.
Наиболее драматичный эпизод первого действия - война мышей и кукол. Мышиный царь напал на Щелкунчика. Война идет с переменным успехом. В критический момент битвы Маша, преодолев свой страх, снимает с ноги башмачок, бросает его в Мышиного царя и убивает его. Мыши разбегаются, а Щелкунчик превращается в прекрасного Принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает её следовать за ним. Они подходят к елке и скрываются в ее ветвях.
Сцена превращается в зимний еловый лес. Начинает падать снег, поднимается метель. Звучит “Вальс снежных хлопьев” - самый симфоничный из всех балетных вальсов Чайковского. В музыку вальса включен хор мальчиков за сценой, поющих прекрасную мелодию без слов.
Центральным эпизодом второго акта является знаменитый дивертисмент - сюита из характерных танцев: “Чай”, “Кофе”, “Пастушки”, “Мамаша Жигонь и паяцы”, “Шоколад”, “Трепак”. Завершается сюита поэтичнейшим “Вальсом цветов” - одним из самых популярных номеров балета.
После характерной сюиты следует кульминационный номер всего балета - Адажио Маши и Принца. В конце балета звучит финальный вальс, в котором заняты все участники спектакля. Этот блестящий вальс - своеобразный апофеоз радости первой любви.
Премьера “Щелкунчика” состоялась на сцене Мариинского театра в конце декабря 1892 года и прошла с большим успехом. Балет сразу же стал восприниматься публикой как символ Рождества Христова.
Музыку “Щелкунчика” отличает легкий и прозрачный стиль оркестрового письма, яркая характеристичность образов, присущая детским сказкам, и в то же время глубокий драматизм, символика и порой авторская ирония. Именно музыка, как и во всех трех балетах композитора, поднимает действие сказки на лирико-философский уровень. Чайковский увидел в плане Петипа не феерию, а драму детской души на пороге юности, на пороге радостей и тревог сердца и огромной уверенности в счастье. Этот психологический подтекст от “автора” и стал основным содержанием балета.
Основную тему балета можно сформулировать как “тему духовного роста человека, юношеского предчувствия любви, ожидания счастья и огромного доверия и любви ко всем людям”.
Как известно, музыка живет вечно, танец в классическом варианте живет столетия, а сценическая версия конкретного балетного спектакля живет до тех пор, пока живы ее авторы. После смерти Чайковского и Петипа были многочисленные попытки иного сценического прочтения партитуры Чайковского. Особенно большим переделкам подвергся второй акт балета. Из последних редакций балета Чайковского наиболее удачной представляется постановка балета в Большом театре балетмейстером Ю. Григоровичем.
* * *
В1893 году появляется кульминационное сочинение П.И. Чайковского - его Шестая симфония.
Мысль о грандиозной симфонии, которая была бы завершением всей его симфонической карьеры, впервые пришла к Чайковскому во время недельного путешествия через океан в Америку. Чайковский предполагал, что это будет необычная симфония. Он даже разработал для нее предварительную программу. Первая часть - порыв, уверенность, жажда деятельности; вторая часть - любовь; третья - разочарование; четвертая кончается смертью.
Непосредственно к сочинению новой симфонии Чайковский приступил лишь в декабре 1892 года, когда завершил работу по подготовке к изданию партитур “Щелкунчика” и “Иоланты”.
П.И. Чайковский говорил, что его симфония программна, но программна не в сюжетно-изобразительном смысле, а как воплощение обобщенной идеи роковой предопределенности человеческой жизни, которая приводит к смерти. Трагический исход борьбы героя симфонии со смертью предопределен уже с самого начала сочинения, с его скорбного вступления.
Финал симфонии написан Чайковским как инструментальный реквием - заупокойная служба.
Первоначально Чайковский думал назвать свою новую симфонию “Жизнь”, но после дал название “Трагическая”. По совету брата Модеста оно было заменено на “Патетическую”.
9 октября композитор выехал в Петербург, чтобы лично продирижировать премьерой симфонии. Впечатление, произведенное ею на публику, было совершенно неожиданным и ошеломляющим: не было привычных для композитора восторгов и оваций. Все были настолько смущены неведомой до того силой трагизма и исповедальностью этой музыки, что даже не решились на аплодисменты.
Через неделю после этой премьеры жизненный путь П.И. Чайковского оборвался. В одном из трактиров он выпил сырой воды, заразился холерой и скоропостижно скончался.
Похоронен Чайковский в Петербурге в Некрополе Александро-Невской лавры, рядом с Глинкой, Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным.
* * *
Основная масса произведений П.И. Чайковского отразила настроения, которые переживала определенная часть русского общества - раскаяние и тоску о загубленной жизни, самобичивание, плач о несбывшихся надеждах, тяжкие душевные переживания. Он жил в обществе, которое страдало и тосковало.
Чайковский, как никто из русских композиторов, сумел создать музыкальный портрет своей эпохи. Будучи человеком эмоционально чутким и впечатлительным, он сумел настолько проникнуться духом своего времени, что, по выражению некоторых музыкальных критиков, ловил интонации своих сочинений прямо “из воздуха”. Может быть, именно в этой современности его музыки и заключался один из секретов его прижизненной небывалой славы. Ведь, как известно, в России надо сперва умереть, чтобы потом прославиться.
- Ю.Г. Кокорев
- Isbn 5-89436-091-9
- Предисловие
- Часть I музыкальное творчество западноевропейских композиторов
- Глава 1
- Музыкальная культура Древнего мира
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Музыкальная культура европейского Средневековья
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Музыкальная культура эпохи Возрождения
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Музыкальная культура европейского барокко
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 5 Музыкальная культура европейского классицизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 6 Музыка эпохи романтизма
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 7 Европейский музыкальный театр XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 8 Музыка хх века. Индивидуализация композиторских стилей
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 9 Джаз в контексте мировой музыкальной культуры
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Часть II
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 2 Творчество русских композиторов первой половины XIX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 3 Творчество композиторов “Могучей кучки”
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Глава 4 Творчество п.И. Чайковского - основоположника московской школы русских композиторов
- Контрольные вопросы по теме
- Московской школы русских композиторов”
- Глава 5 Выдающиеся русские композиторы XX века
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Контрольные вопросы по теме
- Приложение опера
- Русская опера в хх веке
- Используемая литература
- Персоналии композиторов
- Юрий Георгиевич Кокорев история музыкального творчества
- 302028, Г. Орёл, ул. Ленина, 1.