logo search
02

Контрольные вопросы по теме

Жизнь и творчество А. Бородина”

  1. Назовите отличительные качества музыкального стиля Бородина.

  2. Кем был Бородин по профессии? Почему Бородин не оставлял официальной службы ради музыкального творчества?

  3. Как называется Вторая симфония Бородина?

  4. Кто является “крестным отцом” оперы “Князь Игорь”? Что послужило литературной основой оперы?

  5. Кому посвящена опера “Князь Игорь”?

  6. Назовите отрицательных персонажей оперы “Князь Игорь”.

  7. Как называется знаменитая ария Игоря из второго действия оперы?

  8. Что представляют собой “Половецкие песни и пляски”?

  9. Сколько лет сочинялась опера “Князь Игорь”?

  10. Почему друзья Бородина желали ему нездоровья?

  11. Кто завершил оперу “Князь Игорь”?

  12. Отчего умер Бородин?

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1909)

Н.А. Римский-Корсаков был самым молодым из “кучкистов”. На рубеже 60-70-х годов он, как и Мусоргский, увлекся идеей создания народной музыкальной драмы. Однако определяющими для оперного творчества композитора стали эпос и сказка. Римский-Корсаков - создатель национальнойоперы-сказки и оперы-былины.

Римский-Корсаков говорил: “В сущности, род моего творчества - это сказка, былина, и непременно русские”. В его произведениях оживает Древняя Русь во всем ее своеобразии и красочности, такой, как она представлялась поэтическому воображению композитора.

Свойственное Римский-Корсаков обостренное чувство прекрасного нашло свое отражение в музыкальных пейзажах. Картины леса, моря, разгорающийся зари, звездного неба, пейзажи Севера и Юга, передача всевозможных голосов природы - все это свидетельствует о том, что Римский-Корсаков был наделен особым даром музыкального живописца.

По богатству и разнообразию воссозданных в оперном творчестве характеров, творчество Римского-Корсакова не знает себе равных в истории музыкального искусства.

Н.А. Римский-Корсаков родился в Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье. В 12 лет его отдают в петербургский Морской кадетский корпус. Занятия в корпусе шли параллельно с частными уроками музыки.

В 1861 году он познакомился с Балакиревым и вскоре вошел в его музыкальный кружок. Еще через год Римский-Корсаков заканчивает Морской корпус, получает офицерское звание и отправляется в кругосветное плавание на судне “Алмаз”. Римский-Корсаков боялся, что трехлетнее плавание сделает его характер “железным” и он утратит способность сочинять. К счастью, этого не произошло. Кругосветное плавание, непосредственное знакомство с восточными странами послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся позже в творчестве будущего композитора. Вскоре по возвращении на родину он оставляет морскую службу и навсегда посвящает свою жизнь музыке.

Поворотным сочинением в творчестве молодого композитора стала симфоническая картина “Садко”. Он сочинил ее в 1867 году. В этом произведении Римский-Корсаков обрел свой музыкальный стиль. Образы моря и сказки, станут в дальнейшем основными в его творчестве. В этой картине композитор проявил себя как тонкий мастер оркестрового колорита, как оригинальный музыкальный живописец. Спустя 28 лет музыку этой оркестровой картины Римский-Корсаков использует в своей одноименной опере.

После “Садко” Римский-Корсаков сочинил еще одно программное произведение по восточной сказке - “Антар”.

Ранний период творчества композитора заканчивается оперой “Псковитянка” на сюжет исторической пьесы Л. Мея. В основу сюжа оперы положена борьба царя Ивана Грозного с двумя вольными городами, Новгородом и Псковом, не желавшими подчиниться его власти.

Одновременно с Римским-Корсаковым и Мусоргский начал писать оперу на исторический сюжет. Это была опера “Борис Годунов”. Закончив оперы, оба композитора посвятили их своим товарищам по кружку. “Дорогому мне музыкальному кружку”, - написал на клавире Римский-Корсаков.

В 1871 году композитора приглашают на должность профессора в Петербургскую консерваторию. Появилась возможность оставить службу и зарабатывать деньги на жизнь любимым делом. После некоторых колебаний он соглашается и становится не только учителем, но и прилежным учеником.

Римский-Корсаков остро ощущал отсутствие систематической музыкальной подготовки и начал свое самообразование с самых азов, совсем не смущаясь профессорским званием и общественным положением. Римский-Корсаков решил самостоятельно освоить всю грамматику и технологию музыкального сочинительства. Мусоргский, считавший музыкальную науку мертвячиной, а консерваторию чуть ли не моргом, расценил этот шаг как предательство. Поддержка пришла лишь от П.И. Чайковского, который некоторое время заочно руководил его занятиями полифонией. “Я просто преклоняюсь и благоговею перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером”, - писал он Римскому-Корсакову.

В этом же году композитор женится на Н. Пургольд - пианистке и частой посетительнице музыкальных собраний “балакиревцев”. Надежда Николаевна была композитору верным другом, советчиком и хорошей женой. Такой гармонии семейной жизни и творчества не было больше ни у кого из русских композиторов XIX века.

В жизни Римского-Корсакова все стало соразмерно: гармония и алгебра, творчество и быт. Все радовались благополучию Корсакова, кроме Мусоргского, хотя он и был свидетелем на свадьбе своего друга. (Мусоргский по натуре был максималистом, Римский-Корсаков предпочитал компромиссы).

В 1877 году Римский-Корсаков составил сборник “100 русских народных песен”. Это была первая хрестоматия по устному народному музыкальному творчеству. Этим сборником Римский-Корсаков достаточно успешно решил чисто технологическую задачу: как средствами классической гармонии и традиционного нотописания передать неповторимое своеобразие русских народных песен.

За оперой “Псковитянка” последовали оперы “Майская ночь” (1878) по Н. Гоголю и “Снегурочка” (1881) по А. Островскому. “Майская ночь” по Гоголю - опера светлого, лирико-комедийного плана с элементами фантастики. Этой оперой начинается серия сказочно-эпических опер Римского-Корсакова.

“Снегурочка” - третья опера композитора. Опера написана на сюжет одноименной пьесы А. Островского. Композитор определил ее жанр как “весеннюю сказку”. Этой оперой начинается зрелый период в его творчестве.

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой деревне под Петербургом. Она занимает одно из первых мест в творческом наследии композитора. В своих автобиографических заметках “Летопись моей музыкальной жизни” сам автор вынес суждение, что “Снегурочка” не только лучшая моя опера, но в целом - как идея и ее выполнение - быть может, лучшая из современных опер. Автор был настолько увлечен сюжетом, что сочинил ее музыку за два с половиной месяца.

Основная идея оперы - прославление могущественных сил природы, несущих людям счастье.

Краткое содержание оперы.

Пятнадцать лет назад у Весны и Деда Мороза родилась дочка Снегурочка, и с тех пор разгневанный Ярило-солнце не дает земле достаточно света и тепла. Появляется Дед Мороз. Он обещает покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Весна и Мороз решают отпустить Снегурочку в слободку Берендеевку под присмотр Бакулы-бобыля. Поручив Лешему охранять Снегурочку, Мороз и Весна уходят.

Толпа берендеев везет в лес чучело Масленицы и справляет веселый обрядовый праздник. К великой радости Бобыля, Снегурочка просит взять ее в дочки.

Вечереет. Пастух Лель идет на ночлег к Бобылю. За песни, что он поет, Снегурочка дарит ему цветок. Заслышав зов веселых подружек, Лель бросает цветок и убегает к ним. Снегурочка обижена. К ней подходит Купава и делится своим счастьем - ее любит Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Появляется Мизгирь. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбляется в нее и отказывается от Купавы. Народ, возмущенный изменою Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у справедливого царя Берендея.

При всем народе судит Берендей Мизгиря. Его приговаривают к изгнанию. Увидев красоту Снегурочки, царь Берендей понимает, что именно через нее будет всем берендеям избавление от немилости Ярилы-солнца. Он объявляет, что тот, кто сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь клянется зажечь сердце Снегурочки.

Вечером, накануне Ярилина дня, молодежь водит хороводы. Лель поет свои прекрасные песни. В награду за это царь предлагает выбрать ему любую девушку. Снегурочка просит выбрать ее, но Лель идет к Купаве и нежно целует ее. Обиженная, Снегурочка убегает в лес. Мизгирь пытается преследовать ее, но Леший заманивает его в непроходимую чащу.

На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая благодарит своего нового жениха за спасение от позора. Снегурочка в отчаянии просит у матери Весны сердечного тепла. Та в ответ надевает на голову Снегурочки волшебный венок - и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир. Счастливый Мизгирь ведет Снегурочку к царю.

Наступает Ярилин день - праздник лета. Но Снегурочка боится солнечных лучей. Яркий луч попадает на Снегурочку, и она начинает таять. Сцена таяния Снегурочки - один из трогательнейших эпизодов в мировой музыкальной литературе. В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Гибнет прекрасная Снегурочка, в отчаянии бросается в озеро Мизгирь. В финале оперы звучит гимн Солнцу - источнику света и жизни на земле.

Мусоргский не заметил “Снегурочки”, чем больно ранил Римского-Корсакова.

Примерно со второй половины 90-х гг. начинается наиболее интенсивный период оперного творчества Римского-Корсакова. Открывается этот период оперой “Ночь перед рождеством” по Гоголю.

В этой опере большое количество оркестровых пейзажных картин: вступление, рисующее морозный зимний вечер, полет Вакулы на Черте в Петербург и обратно, игры и танцы звезд, утренняя заря над Диканькой, помпезный бал в Екатерининском дворце.

На протяжении 80-х годов композитор сочиняет преимущественно инструментальную музыку. К лучшим сочинением в этом жанре относятся “Испанское каприччио” и симфоническая сюита “Шехеразада”.

Сюита состоит из четырех частей. Первая часть называется “Море и синдбадов корабль”; вторая часть - “Рассказ Календора-царевича”; третья часть - “Царевич и царевна”; четвертая часть - “Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником”. Эти эпизоды заимствованы композитором из восточных сказок “1001 ночь”, в которых красавица Шехеразада в течение двух с половиной лет еженощно рассказывает грозному султану Шахриару занимательные истории и тем спасает свою жизнь, ибо Шахриар поклялся казнить каждую из своих жен после первой ночи, настолько он разуверился в верности женщин.

Четыре контрастные части сюиты связаны между собой двумя сквозными темами. Первый раз они звучат во вступлении к сюите. Первая тема - это тема грозного султана Шахриара. Вторая - рисует обаятельный образ самой рассказчицы Шехеразады. Эту изысканную, прихотливую и в то же время мечтательно-задумчивую тему композитор поручил скрипке-соло в сопровождении мягких арпеджированных аккордов арфы.

Музыка сюиты носит ярко выраженный восточный колорит.

* * *

Опера-былина “Садко” была закончена композитором в 1896 году. Это 6-я опера композитора. В основу либретто положены былины новгородского цикла о гусляре и мореплавателе Садко.

Опера не была принята к постановке дирекцией императорских театров. Как вспоминал сам композитор, царь Николай II заявил: “Нечего ставить “Садко”. Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее”. Постановку оперы взял на себя Московский частный оперный театр С.И. Мамонтова.

В опере объединены два мира: мир реальный и мир фантастический (подводное царство). Эти два мира соединяет гусляр Садко.

Главная тема оперы - волшебная сила искусства. Своим даром воздействия на людей и силы природы Садко напоминает античного Орфея. Однако их рознит мотивация собственных поступков: Орфей действовал во имя любви, а Садко - во славу Отечества.

Краткое содержание оперы.

На пиру богатых новгородских купцов молодой гусляр Садко укоряет их, что не ездят они в дальние страны, не приумножают славу Новгорода. Прогнали Садко с пира. Пошел он на берег Ильмень-озера и запел печальную песню “Ой ты, темная дубравушка”. Понравилась песня гусляра молодой морской царевне Волхове. Пообещала она ему, что выловит он утром в озере три рыбки золото-перо. Обернувшись лебедями, царевна и ее подруги уплывают в даль.

Грустит в одиночестве жена Садко Любава. Ждет она мужа, но тот околдован красотой царевны Волховы. Слышится трезвон. Садко приходит на торговую пристань и бьется об заклад с купцами, что сумеет выловить в озере три золотых рыбки. Купцы ставят на кон все свои лавки с товарами, Садко - свою буйную голову. Гусляр выигрывает спор и становится самым богатым человеком в Новгороде. Из числа бедняков набирает Садко дружину, снаряжает товарами “тридцать и един корабль”, но не может решиться, куда путь держать. Садко просит заморских гостей поведать о своих странах. Варяжский, Индийский и Веденецкий гости по очереди рассказывают о чудесах своих стран. Мнение народа единодушно: надо путь держать в город Веденец (Венецию). Попрощавшись с народом и неутешной женой, Садко всходит на корабль. Дружина запевает мореходную песню “Высота ли, высота поднебесная, глубота, глубота - окиян море”. Корабли скрываются из вида.

Двенадцать лет торговал Садко в разных странах и многократно приумножил свое богатство. Плывут корабли назад в Великий Новгород. Вдруг корабль, на котором плывет сам Садко, останавливается. Чтобы умилостивить Морского царя, с корабля в море бросают бочки золота, серебра, жемчуга, но все напрасно. Понимает Садко, что именно его ждет Морской царь к себе. Бросили на воду дубовую доску, и как только Садко ступил на нее, так тут же поднялся ветер - паруса надулись, и корабль скрылся из вида.

Оставшись один посреди моря, дважды ударяет Садко по струнам своих гуслей. В ответ из водных глубин доносится голос Морской царевны Волховы. На раковине, запряженной дельфинами, Садко опускается на дно морское. Морской царь приказывает ему петь величальную песню. Пение гусляра так понравилось царю, что он предлагает Садко остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Начинается свадебный обряд. По окончании его Садко берется за гусли, и все царство пускается в неистовую пляску. На поверхности моря от этого начинается страшная буря, тонут корабли, гибнут люди, но вот появляется Старчище, могучий богатырь. Тяжелой палицей выбивает он гусли из рук Садко. Пляска прекращается. Старчище повелевает морскому царству погрузиться в бездну, а царевне Волхове стать рекой. Приговор произнесен. Волхова с Садко устремляются на поверхность моря, а дворец морского царя погружается в бездну.

Последняя седьмая картина оперы начинается большим оркестровым вступлением. На берегу Ильмень-озера спит Садко. Волхова поет ему колыбельную песнь. Наступает рассвет, и царевна, навек простившись с любимым, рассеивается утренним туманом по лугу. Садко просыпается от голоса жены Любавы, оплакивающей свою женскую долю. Садко устремляется ей навстречу. Пока они беседовали, туман рассеялся и на его месте оказалась река Волхов, по которой плывут корабли Садко. Появляется новгородский люд. Все дивятся чуду-чудному. В ответ на приветствия и восхваления Садко скромно отвечает: “Я-то, Садко, только петь горазд, а выше меня славный Новгород”. Восклицаниями “Морю синему слава! Волхове реке слава!” торжественно заканчивается опера.

* * *

После этой оперы Римский-Корсаков отходит от сказочных сюжетов, переключаясь в сферу психологической драмы. Сначала появляется одноактная опера “Моцарт и Сальери” на пушкинский текст, а затем - “Царская невеста” по одноименной пьесе Л. Мея. “Моцарт и Сальери” - камерная речитативная опера в традициях “Каменного гостя” Даргомыжского. Первая постановка оперы состоялась в Москве, в Частной опере Мамонтова, в ноябре 1898 года. Партию Сальери пел Ф.И. Шаляпин, а декорации написал М.А. Врубель.

“Царская невеста” повествует о том, как женственная и нежная Марфа Собакина, насильно разлученная с женихом Иваном Лыковым и обреченная в жены Ивану Грозному, гибнет в царском дворце. Рядом с ней в отчаянной борьбе за свое счастье погибает другая женщина - гордая и страстная Любаша, покинутая царским опричником Григорием Грязным, также влюбленным в кроткую красавицу Марфу. Сюжет достаточно благодатен для оперы: разрушенное счастье, сломанная жизнь, бессилие против неумолимого царского произвола.

Почти все действующие лица оперы имеют своих исторических прототипов. Вот как описывает историк Н. Карамзин в “Истории Государства Российского” этот эпизод из жизни Ивана Грозного: “Скучая вдовством, хотя и нецеломудренным, Грозный давно искал себе третьей супруги. Из всех городов свезли невест в Александровскую слободу числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал двадцать четыре, а после двенадцать. Наконец предпочел всем Марфу Васильевну Собакину, дочь новгородского купца. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия, и подозрение обратилось на ближних родственников цариц умерших, Анастасии и Марии. Многие из них погибли. Злобный клеветник доктор Елисей Бомелий предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелье с таким адским искусством, что отравленный издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязнова и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты или в измене.

Между тем царь женился 28 октября 1572 года на больной Марфе, надеясь спасти ее сим действием любви и доверенности к милости Божией. Но свадебный пир закончился похоронами: 13 ноября Марфа скончалась, быв или действительно жертвою человеческой злобы или только несчастной виновницей казни невинных”.

Именно этот фрагмент “Истории Государства Российского” стал тем зерном, из которого вырос сюжет пьесы Мея, а затем и опера Римского-Корсакова.

Опера изобилует большим количеством прекрасных мелодий, что в соединении с остродраматическим сюжетом сделало эту оперу одной из самых репертуарных вплоть до наших дней.

Возвращение к сказочной тематике происходит в “Сказке о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне-лебеди”. Таково полное название оперы, созданной композитором к столетней годовщине со дня рождения А.С. Пушкина (1899). Опера задумана автором в духе народно-театрального представления, пронизана мягким юмором и иронией над обитателями Тмутараканского царства. Эта опера - одно из совершеннейших созданий автора, в котором неистощимая изобретательность драматурга-сказочника сочетается с отточенным до блеска мастерством композитора.

Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды. Они органично включены в сценическое действие. Особой популярностью пользуются оркестровое вступление ко 2-му действию оперы (“В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут”) и вступление ко второй картине IV действия, которое называется “Три чуда”. Разделяясь праздничными фанфарами, в этом вступлении сменяют друг друга темы города Леденца, тема Белки - изящно оркестрованная народная песня “Во саду ли, в огороде”, мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные мелодии царевны Лебедь.

Большую известность приобрел также симфонический эпизод из первой картины III действия, который называется “Полет шмеля”.

Опера была поставлена в Москве в Частной опере в прекрасных декорациях М. Врубеля и имела колоссальный успех.

Свою последнюю оперу-сказку “Золотой петушок” (1907), по Пушкину, сам автор назвал “небылицей в лицах”. Директор императорских театров хотел сразу же поставить ее, но московский генерал-губернатор не позволил, усмотрев в опере сатиру на российских монархов.

В “Золотом петушке” нет традиционного для оперы деления на арии, ансамбли, речитативы. Музыка в ней течет непрерывно. Отдельные арии Шемаханской царицы не нарушают общего хода действия. В этой опере нет даже общепринятого деления действия на сцены.

Опера начинается и заканчивается появлением Звездочета. В начале Звездочет говорит зрителям: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. В конце оперы он объясняет зрителям, что кровавая развязка не должна их волновать. Только он да Шемаханская царица “были здесь живые лица, остальные - бред, мечта, призрак бледный, пустота”.

События 9 января 1905 года побудили Римского-Корсакова, всегда далекого от политики, присоединиться к волне студенческих забастовок. За открытое письмо в поддержку студенчества он был уволен из числа профессоров консерватории. Вместе с ним ее покинули С. Танеев, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Лядов. За композитором был учрежден негласный полицейский надзор. В это время силами бастующих студентов готовилась постановка его оперы “Кощей бессмертный”. Сбор от постановки предполагалось отдать семьям погибших 9 января.

Напряженная педагогическая и композиторская деятельность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Тяжелая сердечная недостаточность 21 июня 1908 года оборвала жизнь великого русского композитора.