logo search
Синельникова_Муз

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

План лекции:

А. Ария с ритурнелем и ее разновидности.

В. «Ария с девизом».

С. Ария dacapo.

D. Формы протестанского хорала.

Ария с ритурнелем– отличительный тип музыкальной формы эпохи барокко, оказавший значительное влияние на многие другие формы барокко и классицизма. Структурная схема арии с ритурнелем: P(R) a– соло1P(R) b – соло2P(R).

Из разновидностей арии с ритурнелем наибольшее распространение «арии с девизом» («Devise-Arie») однотемной структуры. Инструментальный ритурнель в ней содержит основную тему, повторяемую затем в вокальном голосе и развиваемую в дальнейшем. Широкое распространение типа арии da capo, где средняя часть могла быть как развитием «девиза», так и новой темой.

Виды барочных инструментально-вокальных форм с ритурнелем таковы: простая двухчастная с ритурнелем, простая трехчастная с ритурнелем, простая многочастная с ритурнелем, сложная трехчастная с ритурнелем, сонатная двухчастная с ритурнелем, сонатная трехчастная форма с разработкой и с ритурнелем, сонатная форма с эпизодом и с ритурнелем. В этих формах написаны арии, отчасти – хоры из пассионов, месс и кантат И.С. Баха. Критерий отграничения названных форм друг от друга – структура не начального ритурнеля, а вокального экспозиционного раздела (соло). Изложение ритурнеля компактное, сжатое: в сложной форме он может иметь форму периода, в простой – не только периода, но и начальной мотивной группы.

Ария dacapo – прообраз сложной трехчастной формы с эпизодом. Вариантность строения ее разделов, зависимость от строфики текста. Неустойчивость средней части арии (структурная, тонально-гармоническая) – независимо от характера тематизма (контрастного, нового или неконтрастного развивающего). Особенность формы, связанная с повторением ритурнелей, обрамляющих разделы арии dacapo. Певческая практика варьирования при повторе dacapo.

Протестантский хорал – это свод канонизированных песнопений лютеранской церкви на немецком языке. Основной корпус протестантского хорала создавался Лютером и его сподвижниками в XVI веке мутем приспособления к новым текстам и переделки народных мелодий, светских песен миннезингеров и ранних мейстерзингеров, напевов грегорианского хорала. Четырехголосное изложение протестантского хорала как фактор музыкальной культуры XVII – перво половины XVIII века, вошел в страсти, кантаты, оратории и другие музыкальные жанры. Стихотворные тексты. Первичность слова в хорале: силабичность (на каждый звук приходится один слог), четкая расчлененность, совпадение музыкальных цезур с текстовыми. Сложение строк текста в целостную строфу (versus – буквально «стих»). Мелодия соответствует с троится из музыкальных строк, образующих музыкальную строфу. Полное песнопение включается несколько строф, построе нных одинаково, образуя куплетную форму. Главный формообразующий принцип протестантского хорала – свободное сцепление строк разной длинны. Распространенность формы бар в протестантском хорале. Другие формы, близкие двухчастной, трехчастной.