logo
Синельникова_Муз

2.2 Период

План лекции:

А. Период: определение, классификация.

В. Характеристика видов простого периода.

С. Сложный период.

Период – наименьшая из возможных гомофонная форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершенная каденцией. Период – наименьшая из музыкальных форм. Применение периода: 1) часть наиболее крупной формы; 2) самостоятельная форма произведения. Преобладающая распространенность 1-го варианта. Основная функция периода – экспозиционная. Метрический восьмитакт – типичное строение периода, сложившееся в песенно-танцевальных жанрах. Признаки границ периода: полная совершенная каденция, смена фактуры, появление новой темы, смена типа изложения.

Классификация видов периода по нескольким критериям:

1. по структурному признаку, количеству предложений или отсутствию деления на них;

2. по тематическому признаку, сходству или несходству начал предложений;

3. по метрическому признаку: квадратные, неквадратные;

4. по тонально-гармоническому признаку;

5. по степени тематической развитости;

6. по взаимодействию с другими формами.

Виды простого периода: 1) период повторного (вариантно-повторного, секвентно-повторного) строения; 2) период неповторного строения.

Период повторного строения – период, у которого сходны начала предложений. Период вариантно-повторного строения – период, в котором начало второго предложения повторяет начало первого, но с вариационными изменениями. Период секвентно-повторного строения – период, в котором второе предложение повторяет первое, но на другой высоте. Период неповтороного строения – период, в котором второе предложение построено на новом материале. Повторенный период – период, дважды повторенный целиком. Период единого строения – период, который не делится на предложения.

Период однотональный и модулирующий: однотональный – период, который начинается и заканчивается в одной тональности; модулирующий – период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой. Доминантовое направление модуляций (в тональности III, V, реже VII ступеней). Гармонические отношения; соотношения между кадансами: в однотональных периодах: Д-Т, значительно реже S-Т, Т-Т; в модулирующих периодах: Т-Д.

Квадратные и неквадратные периоды, органическая и неорганическая неквадратность. Квадратный период – период, число тактов в предложениях которого и в периоде в целом кратно 4 (например: 4+4, 8+8, 16+16 и т.д.).Неквадратный период – период, в котором это качество отсутствует. Органическая неквадратность – неквадратность, в случае которой нечетное количество тактов в предложениях (например: 5+5, 3+3). Д. Шостакович. Тема «Гой ты, царь наш - батюшка» из Симфонии №11, ч. II (6+6), М. Глинка. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин» (7+7). Неорганическая неквадратность – периоды с расширением и дополнением. Период с расширением – период, в котором разрастание второго предложения происходит до полной совершенной каденции (посредством повторов мотивов и фраз, секвенцирования, гармонических средств (отклонения, модуляции, прерванная или несовершенная каденция). Период с дополнением – период, в котором разрастание второго предложения происходит после полной совершенной каденции (посредством дополнительной каденции, выдержанной или повторяющейся тоники).Возможно сочетание расширения и дополнения.

Сложный (двойной) период– период, в котором каждое из двух сходных мелодически предложений (с разными кадансами) могло бы выполнить функцию простого периода. В конце первого сложного предложения должна быть модуляция в D.

Протяженность периода. Типичные размеры 8 – 16 тактов. Четырехтактные периоды в музыке с крупным тактовым размером и частой сменой гармонии (Й. Гайдн. Симфония №103 Es-dur, ч.I, Ф. Шопен. Ноктюрн Es-dur, Прелюдия c-moll).Периоды с большим количеством тактов (А. Скрябин. Прелюдия a-mollop. 11 №2, Ф. Шопен. Скерцо h-moll), использование в вальсовой музыке (Ф. Шопен. Вальс №7 cis-moll, П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»).

Большое предложение. Периоды с четами других форм – простой двухчастной, простой трехчастной, сонатной формы без разработки.

    1. Простые (песенные) формы: