logo
Синельникова_Муз

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

Умение анализировать музыкальное произведение даёт педагогу-музыканту возможность правильно оценивать достоинства музыкального произведения и определять целесообразность его использования в исполнительской деятельности. Полученные в курсе «Музыкальная форма» навыки полезны в освоении репертуара. Кроме того, эта дисциплина имеет важное прикладное значение в научно-исследовательской работе.

В основе курса «Музыкальная форма» – изучение музыкальных форм, обуславливающее порядок происхождения тем и их названия. Дополнением к собственно теории форм является ряд теоретических и историко-теоретических тем, изучаемых в начале курса; музыкальные жанры, отдельные средства выразительности и формообразования.

В курсе «Музыкальная форма»рассматривается специфика музыкальных форм и жанров, присущих европейской и отечественной музыке, сложившихся в XVII–XX веках во всем разнообразии мелодических, гармонических и прочих музыкально-выразительных средств, применяемых композиторами-классиками. Обзорно рассматриваются особенности формообразования и специфика жанров Средневековья и Возрождения. Базой для усвоения дисциплины «Музыкальная форма» являются элементарная теория музыки, гармония, музыкальная литература в объеме среднего специального заведения.

Требования к знаниям и умениям:

Курс «Музыкальная форма» включает в себя занятия по теории и практике анализа музыкальных произведений.

Теоретическая часть содержит:

  1. лекционные занятия;

  2. семинарские занятия;

  3. самостоятельно подготовленные доклады студентов на предложенную преподавателем теоретическую тему;

  4. контрольные опросы в устной и письменной форме;

  5. тестовые (письменные) опросы.

Практическая часть содержит:

  1. целостный анализ произведения с самостоятельной подготовкой в устной форме и в виде небольшого аналитического этюда в письменном изложении;

  2. разбор структуры произведения с самостоятельной подготовкой;

  3. разбор формы произведения без подготовки (с проигрыванием на фортепиано и без проигрывания, с нотным текстом);

  4. анализ формы произведения по слуху (без нотного текста);

  5. подбор нотных примеров на различные темы.

Большая часть практических занятий по анализу музыкальной формы (17 ч.), семинарские занятия (8 ч.) проводятся в интерактивной форме (всего 29 вместе с лекционными). В качестве дополнительного практического задания для наиболее подготовленных студентов можно предложить сочинение или импровизацию в различных формах. В теоретической и практической деятельности студентов необходима ориентация на продуманное и логическое построение ответа с примерами. В связи с этим рекомендуется составление планов ответов, конспектов музыковедческой литературы, схематических записей результатов анализа.

Учебный план предполагает экзамен в конце 5-го семестра.

Экзаменационные требования:

1) ответы на теоретические вопросы из программы всего курса (по билету);

2) целостный анализ подготовленного произведения;

3) определение формы без подготовки (с листа).

Составной частью экзамена для студентов заочной формы обучения может служить устная защита реферата.

В результате изучения данного предмета учащийся должен:

Программа предполагает прохождение тем курса с различной степенью детализации. Наиболее подробно изучается раздел «Классико-романтические музыкальные формы». В рамках этого раздела акцент делается на темы «Период» и «Простые («песенные») формы» которые являются основой для понимания структурных закономерностей при последующем изучении более сложных форм. Формы барочной музыки изучаются единым блоком, но менее подробно в сравнении с изученными классико-романтическими формами. После изучения строения классических форм студентам легче усвоить формы барочной музыки. Тема, посвященная музыкальным формам XX века, изучается обзорно. Введение в курс данного теоретического материала позволяет расширить представления студентов о современной музыке.

Произведения по курсу анализа разбираются с различной степенью глубины. Различаются анализы двух типов: целостный анализ и краткий анализ, ограничивающийся определением формы. Одной из важных форм работы курса «Анализ музыкальных произведений» является целостный анализ, требующий от студентов обобщения всех их знаний. Целостные анализы предполагают универсальную характеристику произведения. Предметом целостного анализа могут служить произведения малой формы – романс, инструментальная миниатюра, фрагмент крупной формы –например, ГП или ПП сонаты или симфонии. Анализы технического плана играют вспомогательную роль – развитие навыка быстрого определения разделов формы, соотношения предложений, тонального плана ит.д.

При разборе произведений преподаватель должен обращать внимание студентов

на самые важные характерные черты, свойственные различным музыкальным формам. Помимо таких общих рекомендаций студентов следует приучать к определенному порядку анализа произведения. По каждой изученной теме студент должен твердо знать теоретический раздел дисциплины – это определенный объем терминов, типологические признаки каждой конкретной музыкальной формы, правила строения форм и их разделов, основные типы форм и их разновидности. Полученные теоретические знания обучающийся должен использовать в практической работе по разбору музыкальных произведений в своей исполнительской деятельности и уметь выполнять структурный анализ различных музыкальных форм, опираясь на конкретный план, также при характеристике музыкальных тем и произведений небольшого объема использовать метод целостного анализа.