logo
Синельникова_Муз

2.12. Рондо в XIX и XX веках

План лекции:

А. Послеклассическое свободное рондо: общая характеристика.

В. Рондо западноевропейских романтиков.

С. Рондо в творчестве русских композиторов XIX века.

D. Рондо в музыке XX века.

Послеклассическое, свободное рондо. Послебетховенское рондо. Рондо романтиков. Продолжение развития тенденций, заложенных в эпоху классицизма. Индивидуализация форм, яркость и неповторимость содержания – влияние новой романтической эстетики.2 тенденции:

  1. Центробежная – усиление роли эпизодов и уменьшение роли рефрена; значительная внутренняя расчлененность формы, обилие тем-образов. Стремление к сюите (М. Мусоргский «Картинки с выставки», Р. Шуман «Венский карнавал»). Уменьшение роли рефрена: проведение его не в основной тональности, сокращение, пропуск рефрена (два эпизода подряд –М. Глинка «Вальс-фантазия», С. Прокофьев «Джульетта-девочка»).

  2. Центростремительная– увеличение роли рефрена и уменьшение роли эпизодов; связность и монолитность формы, ярко выраженная динамика сквозного развития. Появление двойной трехчастной формы АВА1В1А2 (Ф. Шопен Соната для фортепиано № 3.Финал).

«Четное рондо» с рефреном не на первом, а на втором месте после первого эпизода: ARBRCR. Встречается в так называемых рондо-сюитах (Л. Бетховен Экоссез Es-dur), присущ танцевальным пьесам Ф. Шопена (Мазурка op.30 №2).

Рондо западноевропейских романтиков. Творчество Р. Шумана как новый этап в развитии формы рондо. Расширение жанрового наполнения формы рондо (романс, хорал, марш, полонез, лирический дуэт, легенда и др.). Принцип карнавала: повторение рефрена как способ объединения калейдоскопических образов. Программаность пьес в форме рондо. Использование рондо в слитно-сюитных циклах («Венский карнавал»). Форма рондов музыке Ф. Шопена.

Рондо в творчестве русских композиторов XIX века.Применение формы рондо в музыке М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. Разнообразные типы рондо в вокально-хоровой и оперной музыке (романсы, песни, оперные арии и сцены). Лирические, эпические, сказочные, сатирические образы в рондо русских композиторов. Пути усложнения формы «простого рондо» (3-я форма): 1) многоуровневость формы (М. Глинка «Руслан и Людмила», «Рондо Фарлафа»); 2) вариационность и вариантность (М. Глинка «Руслан и Людмила», «Баллада Финна»).

Рондо в музыке XX века. Тяготение к форме рондо Б. Бартока, С. Прокофьева, М. Глиэра, Д. Кабалевского. Неоклассические тенденции и возрождение формы старинного рондо (М. Равель «Павана»). Новаторство С. Прокофьева в трактовке формы рондо: перенесение классической формы на несвойственные ей ранее два масштабных уровня – микро (строение темы – тема «Феи зимы» из балета «Золушка») и макро (структура цикла и даже сценического произведения – балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»).