4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
План лекции:
А. Эпоха барокко и признаки переходного периода в музыкально искусстве.
В. Общие принципы формообразования в эпоху барокко.
С. Классификация музыкальных форм эпохи барокко.
Эпоха барокко и признаки переходного периода в музыкально искусстве:
1) одновременное существование и равное значение церковных и светских жанров;
2) одновременное развитие разных стилей – барокко, галантный стиль (рококо), ранний классицизм, сентиментализм;
3) развитие и закрепление гомофонного склада наряду с полифоническим, произведения смешанного гомофонно-полифонического склада;
4) смешение признаков модальной гармонии с тонально-функциональной;
5) формирование автономных музыкальных форм и их утверждение.
Изменение представлений о церковной музыке: появление духовных жанров, имеющих более широкую семантику, чем церковные (концертные мессы, духовные кантаты, духовные хоровые концерты). Сближение светской и церковной музыки. Выработка универсального музыкального языка: теория аффектов, музыкальная риторика. Становление тематизма как носителя образности. Рождение новых жанров: опера, оратория, кантата, концерт, фуга. Совершенствование технологии изготовления музыкальных инструментов. Формирование оркестра.
Расцвет инструментальной музыки и разнообразие ее жанров: концерт, соната (церковная и камерная), сюита и партита, фуга, прелюдия, токката, фантазия, инвенция, увертюра. Соотношение жанра и формы. Новые принципы музыкальной формы эпохи барокко как результат нового мировосприятия. Освоение пространственности в музыке: феномен диагонали – имитационность – ощущение глубины в строении музыкальной ткани. Проблема художественной среды, которая должна быть достойно декорирована. Особое значимость колорита звучания (разнообразные инструментальные составы, изменение среды звучания – новые эффекты перспективы). Неповторимость музыкальной фактуры как тенденция достойного декорирования художественной среды. Личностный аспект – стремление завоевать публику существенно в деятельности композитора и исполнителя: появление школы исполнителей-виртуозов. Драматическая экспрессия, возведение мелодии в ранг главного выразителя человеческих переживаний. Принцип концертирования.
Новые грани формы. На смену монолитному единству текучих полифонических композиций Возрождения приходят дробные, многочастные формы. Принцип многообразия в единстве. Одноаффектность в музыкальной форме: преобладание однородного тематизма, отсутствие производного контраста. Музыкальная идея подвергается не развитию, а развертыванию. Принцип развертывания как основа многих форм.
Классификация музыкальных форм эпохи барокко:
Полифонические формы: фуга, ричеркар, инвенция, канон.
Неполифонические (условно – гомофонные) формы:
инструментальные формы: 1) одночастная сквозная форма; 2) малые (простые) формы – двухчастная, трехчастная, многочастная; 3)составные (сложные) формы – двухчастные, трехчастные, многочастные, контрастно-составные; 4) вариации и хоральные обработки; 5) рондо; 6) сонатная форма; 7) концертная форма; 8) циклические формы – концерт, соната, сюита;
вокально-инструментальные формы: 1) ария с ритурнелем, 2) кантата, 3) оратория, 4) месса,
опера (сценический жанр).
Поскольку барочные формы существовали до появления в учения о музыкальной форме и его типологии, в музыке барокко наряду с выделенными типами форм закономерны любые промежуточные между ними.
- Министерство культуры Российской Федерации
- Содержание
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 7. Учебно-справочные материалы
- Введение
- Структура и содержание дисциплины
- 1.1. Структура дисциплины
- Тематический план для студентов очной формы обучения
- Тематический план для студентов заочной формы обучения
- 1.2. Содержание дисциплины
- 2. Учебно-теоретические материалы
- Конспекты лекций
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- 1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- 1.3. Музыкальный язык и его структура.
- 1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- 2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.
- 2.2 Период
- Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- 2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
- 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- 2.7. Разновидности простых и сложных форм
- 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию
- 2.9. Жанрово-характерные вариации
- 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
- 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- 2.12. Рондо в XIX и XX веках
- 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
- 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
- 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
- 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.
- 2.17. Контрастно-составные формы
- 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа
- 2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
- 2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
- 3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева
- 3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
- Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
- 4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
- 4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы
- 4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
- 4.4. Вариации и хоральные обработки
- 4.5. Куплетное рондо
- 4.6. Концертная форма
- 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
- 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 3. Учебно-практические материалы
- 3.1. Описания семинарских занятий
- Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
- Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
- Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
- Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа
- Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
- Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
- 3.2. Задания для практической работы студентов
- Примерные задания для практической работы по темам курса:
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм
- Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
- Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
- Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
- Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
- Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
- Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы
- Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.
- Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
- Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.5. Куплетное рондо
- Тема 4.6. Концертная форма
- Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 4. Учебно-методические материалы по курсу
- 4.1. Методические указания для студентов
- 4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
- 4.1.2. План анализа музыкальной формы
- 4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
- 4.2. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
- 4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
- Образовательные технологии
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Контрольно-измерительные материалы
- 5.1. Вопросы для текущего контроля
- 5.1.1. Контрольные вопросы
- 5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
- 5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
- 5.3. Вопросы к экзамену
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Основная литература
- 6.2. Дополнительная литература
- 6.3. Интернет-ресурсы
- 7. Учебно-справочные материалы
- 7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
- 7.2. Список ключевых слов
- Приложение
- Аналитический этюд
- Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть
- (Целостный анализ)
- AdagioE-dur
- ScherzoAllegroG-dur
- C-dur Allegro assai