logo
Синельникова_Муз

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

План лекции:

А. Циклическая форма: определение, классификация.

В. Сонатно-симфонический цикл: определение, состав, содержательные возможности, драматургическая логика, историческая эволюция.

С. Циклы сюитного типа. Программная сюита романтического типа.

Циклическая форма – форма из нескольких законченных контрастных частей, объединенных единством замысла. Самостоятельность частей позволяет исполнять их по отдельности. Отличие от сборника пьес: прямые и опосредованные связи частей: сюжетные, образные, тематические, структурные, жанровые (Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха», М. Мусоргский. «Песни и пляски смерти»).

Классификация:

1. Инструметальные циклические формы: сюита, сонатно-симфонический цикл.

2. Вокальные и вокально-инструментальные циклические формы: вокальный цикл, крупный вокально-симфонический цикл.

Меньшая целостность и объединенность сквозным развитием, меньшая регламентация количества частей в сюите, большее единство композиции и регламентация частей в сонатно-симфоническом цикле.

Сонатно-симфонический цикл. Применение в симфонии, сонате, концерте, камерных ансамблях. Эволюция содержания сонатно-симфонического цикла. Два вида четырехчастного цикла: с медленной частью или со скерцо на втором месте. Типичный характер и формы частей цикла. Тональные закономерности. Ненормативное число частей в цикле: двухчастные циклы (Л. Бетховен Соната №27), пятичастные (Л. Бетховен Симфония №6; П.И. Чайковский Симфония № 3), семичастные (Л. Бетховен Квартет №14). Особый случай одинадцатичастной симфонии – вокальная симфония №14 Шостаковича.

Глубина содержания, сложность и диалектичность развития, цельность композиции. Создан венскими симфонистами (классический образец): 1) четырехчастный цикл (соната, симфония, квартет); 2) трехчастный цикл (соната, концерт). Совмещение в финале черт скерцо и финала.

XIX–XX вв. – усиление тематических и образных связей в цикле:

Циклы сюитного типа.«Новая сюита». Программность большинства сюит, составление сюит из музыки к балету, спектаклю. Появление новой сюиты в XIX веке и продолжение в XX веке.

Сюита первой половины XVIII века. Гайдн, Моцарт (серенады, дивертисменты, кассации). Характерен отказ от танцевальности в чистом виде (приближение к сонатно-симфоническому циклу, использование сонатного allegro). Отсутствие заданного количества частей (несколько медленных, чередующихся с менуэтами).

Новая сюита XIX – XX веков. Широкие жанровые связи, влияние программности. Сюиты миниатюр. Сюиты, приближающиеся к сонатно-симфоническому циклу. Сюиты из опер, балетов, кинофильмов, музыки к драматическим спектаклям (П. Чайковский, М. Равель, С. Прокофьев, Г. Свиридов). Сюита, основанная на фольклорном материале.