2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа
План лекции:
А. Циклическая форма: определение, классификация.
В. Сонатно-симфонический цикл: определение, состав, содержательные возможности, драматургическая логика, историческая эволюция.
С. Циклы сюитного типа. Программная сюита романтического типа.
Циклическая форма – форма из нескольких законченных контрастных частей, объединенных единством замысла. Самостоятельность частей позволяет исполнять их по отдельности. Отличие от сборника пьес: прямые и опосредованные связи частей: сюжетные, образные, тематические, структурные, жанровые (Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха», М. Мусоргский. «Песни и пляски смерти»).
Классификация:
1. Инструметальные циклические формы: сюита, сонатно-симфонический цикл.
2. Вокальные и вокально-инструментальные циклические формы: вокальный цикл, крупный вокально-симфонический цикл.
Меньшая целостность и объединенность сквозным развитием, меньшая регламентация количества частей в сюите, большее единство композиции и регламентация частей в сонатно-симфоническом цикле.
Сонатно-симфонический цикл. Применение в симфонии, сонате, концерте, камерных ансамблях. Эволюция содержания сонатно-симфонического цикла. Два вида четырехчастного цикла: с медленной частью или со скерцо на втором месте. Типичный характер и формы частей цикла. Тональные закономерности. Ненормативное число частей в цикле: двухчастные циклы (Л. Бетховен Соната №27), пятичастные (Л. Бетховен Симфония №6; П.И. Чайковский Симфония № 3), семичастные (Л. Бетховен Квартет №14). Особый случай одинадцатичастной симфонии – вокальная симфония №14 Шостаковича.
Глубина содержания, сложность и диалектичность развития, цельность композиции. Создан венскими симфонистами (классический образец): 1) четырехчастный цикл (соната, симфония, квартет); 2) трехчастный цикл (соната, концерт). Совмещение в финале черт скерцо и финала.
сонатное allegro (основная тональность) – «человек действующий»;
медленная часть (субдоминантовая сфера, одноименная тональность) – «человек отдыхающий»;
менуэт (скерцо) (основная тональность) – «человек играющий»;
финал (быстрый, жанровый) (основная или одноименная тональность) – «человек и социум».
XIX–XX вв. – усиление тематических и образных связей в цикле:
использование принципа лейтмотивности;
использование тем предыдущих частей в финале. В произведениях эпического характера в сопоставлении частей – принцип контраста-сопоставления. Иное количество частей в цикле.
Циклы сюитного типа.«Новая сюита». Программность большинства сюит, составление сюит из музыки к балету, спектаклю. Появление новой сюиты в XIX веке и продолжение в XX веке.
Сюита первой половины XVIII века. Гайдн, Моцарт (серенады, дивертисменты, кассации). Характерен отказ от танцевальности в чистом виде (приближение к сонатно-симфоническому циклу, использование сонатного allegro). Отсутствие заданного количества частей (несколько медленных, чередующихся с менуэтами).
Новая сюита XIX – XX веков. Широкие жанровые связи, влияние программности. Сюиты миниатюр. Сюиты, приближающиеся к сонатно-симфоническому циклу. Сюиты из опер, балетов, кинофильмов, музыки к драматическим спектаклям (П. Чайковский, М. Равель, С. Прокофьев, Г. Свиридов). Сюита, основанная на фольклорном материале.
- Министерство культуры Российской Федерации
- Содержание
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 7. Учебно-справочные материалы
- Введение
- Структура и содержание дисциплины
- 1.1. Структура дисциплины
- Тематический план для студентов очной формы обучения
- Тематический план для студентов заочной формы обучения
- 1.2. Содержание дисциплины
- 2. Учебно-теоретические материалы
- Конспекты лекций
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- 1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- 1.3. Музыкальный язык и его структура.
- 1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- 2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.
- 2.2 Период
- Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- 2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
- 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- 2.7. Разновидности простых и сложных форм
- 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию
- 2.9. Жанрово-характерные вариации
- 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
- 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- 2.12. Рондо в XIX и XX веках
- 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
- 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
- 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
- 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.
- 2.17. Контрастно-составные формы
- 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа
- 2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
- 2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
- 3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева
- 3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
- Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
- 4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
- 4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы
- 4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
- 4.4. Вариации и хоральные обработки
- 4.5. Куплетное рондо
- 4.6. Концертная форма
- 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
- 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 3. Учебно-практические материалы
- 3.1. Описания семинарских занятий
- Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
- Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
- Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
- Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа
- Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
- Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
- 3.2. Задания для практической работы студентов
- Примерные задания для практической работы по темам курса:
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм
- Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
- Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
- Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
- Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
- Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
- Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы
- Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.
- Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
- Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.5. Куплетное рондо
- Тема 4.6. Концертная форма
- Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 4. Учебно-методические материалы по курсу
- 4.1. Методические указания для студентов
- 4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
- 4.1.2. План анализа музыкальной формы
- 4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
- 4.2. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
- 4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
- Образовательные технологии
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Контрольно-измерительные материалы
- 5.1. Вопросы для текущего контроля
- 5.1.1. Контрольные вопросы
- 5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
- 5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
- 5.3. Вопросы к экзамену
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Основная литература
- 6.2. Дополнительная литература
- 6.3. Интернет-ресурсы
- 7. Учебно-справочные материалы
- 7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
- 7.2. Список ключевых слов
- Приложение
- Аналитический этюд
- Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть
- (Целостный анализ)
- AdagioE-dur
- ScherzoAllegroG-dur
- C-dur Allegro assai