4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
План лекции:
А. Ария с ритурнелем и ее разновидности.
В. «Ария с девизом».
С. Ария dacapo.
D. Формы протестанского хорала.
Ария с ритурнелем– отличительный тип музыкальной формы эпохи барокко, оказавший значительное влияние на многие другие формы барокко и классицизма. Структурная схема арии с ритурнелем: P(R) a– соло1P(R) b – соло2P(R).
Из разновидностей арии с ритурнелем наибольшее распространение «арии с девизом» («Devise-Arie») однотемной структуры. Инструментальный ритурнель в ней содержит основную тему, повторяемую затем в вокальном голосе и развиваемую в дальнейшем. Широкое распространение типа арии da capo, где средняя часть могла быть как развитием «девиза», так и новой темой.
Виды барочных инструментально-вокальных форм с ритурнелем таковы: простая двухчастная с ритурнелем, простая трехчастная с ритурнелем, простая многочастная с ритурнелем, сложная трехчастная с ритурнелем, сонатная двухчастная с ритурнелем, сонатная трехчастная форма с разработкой и с ритурнелем, сонатная форма с эпизодом и с ритурнелем. В этих формах написаны арии, отчасти – хоры из пассионов, месс и кантат И.С. Баха. Критерий отграничения названных форм друг от друга – структура не начального ритурнеля, а вокального экспозиционного раздела (соло). Изложение ритурнеля компактное, сжатое: в сложной форме он может иметь форму периода, в простой – не только периода, но и начальной мотивной группы.
Ария dacapo – прообраз сложной трехчастной формы с эпизодом. Вариантность строения ее разделов, зависимость от строфики текста. Неустойчивость средней части арии (структурная, тонально-гармоническая) – независимо от характера тематизма (контрастного, нового или неконтрастного развивающего). Особенность формы, связанная с повторением ритурнелей, обрамляющих разделы арии dacapo. Певческая практика варьирования при повторе dacapo.
Протестантский хорал – это свод канонизированных песнопений лютеранской церкви на немецком языке. Основной корпус протестантского хорала создавался Лютером и его сподвижниками в XVI веке мутем приспособления к новым текстам и переделки народных мелодий, светских песен миннезингеров и ранних мейстерзингеров, напевов грегорианского хорала. Четырехголосное изложение протестантского хорала как фактор музыкальной культуры XVII – перво половины XVIII века, вошел в страсти, кантаты, оратории и другие музыкальные жанры. Стихотворные тексты. Первичность слова в хорале: силабичность (на каждый звук приходится один слог), четкая расчлененность, совпадение музыкальных цезур с текстовыми. Сложение строк текста в целостную строфу (versus – буквально «стих»). Мелодия соответствует с троится из музыкальных строк, образующих музыкальную строфу. Полное песнопение включается несколько строф, построе нных одинаково, образуя куплетную форму. Главный формообразующий принцип протестантского хорала – свободное сцепление строк разной длинны. Распространенность формы бар в протестантском хорале. Другие формы, близкие двухчастной, трехчастной.
- Министерство культуры Российской Федерации
- Содержание
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 7. Учебно-справочные материалы
- Введение
- Структура и содержание дисциплины
- 1.1. Структура дисциплины
- Тематический план для студентов очной формы обучения
- Тематический план для студентов заочной формы обучения
- 1.2. Содержание дисциплины
- 2. Учебно-теоретические материалы
- Конспекты лекций
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- 1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- 1.3. Музыкальный язык и его структура.
- 1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- 2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.
- 2.2 Период
- Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- 2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
- 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- 2.7. Разновидности простых и сложных форм
- 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию
- 2.9. Жанрово-характерные вариации
- 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
- 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- 2.12. Рондо в XIX и XX веках
- 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
- 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
- 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
- 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.
- 2.17. Контрастно-составные формы
- 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа
- 2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
- 2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
- 3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева
- 3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
- Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
- 4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
- 4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы
- 4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
- 4.4. Вариации и хоральные обработки
- 4.5. Куплетное рондо
- 4.6. Концертная форма
- 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
- 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 3. Учебно-практические материалы
- 3.1. Описания семинарских занятий
- Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
- Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
- Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
- Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа
- Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
- Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
- 3.2. Задания для практической работы студентов
- Примерные задания для практической работы по темам курса:
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм
- Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
- Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
- Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
- Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
- Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
- Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы
- Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.
- Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
- Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.5. Куплетное рондо
- Тема 4.6. Концертная форма
- Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 4. Учебно-методические материалы по курсу
- 4.1. Методические указания для студентов
- 4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
- 4.1.2. План анализа музыкальной формы
- 4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
- 4.2. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
- 4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
- Образовательные технологии
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Контрольно-измерительные материалы
- 5.1. Вопросы для текущего контроля
- 5.1.1. Контрольные вопросы
- 5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
- 5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
- 5.3. Вопросы к экзамену
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Основная литература
- 6.2. Дополнительная литература
- 6.3. Интернет-ресурсы
- 7. Учебно-справочные материалы
- 7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
- 7.2. Список ключевых слов
- Приложение
- Аналитический этюд
- Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть
- (Целостный анализ)
- AdagioE-dur
- ScherzoAllegroG-dur
- C-dur Allegro assai