Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
1. Литература к теме: 1) основная – 2, 4; 2) дополнительная – 3, 10, 24, 32, 36, 37, 54, 65, 67, 70.
2. Найти границу периода, определить его тип и охарактеризовать его с позиций структурных, гармонических, мотивных показателей в следующих примерах:
Л. Бетховен Сонаты №1 III ч.(трио);№2, II ч.; №5 IIIч.; №6 II ч.; № 7, II ч., 3; №9, IV ч.; №10,II ч.;№11,III ч.;№12,IV ч.;№13,II ч.; №15,II иIV ч.; №16,III ч.;№21,II ч.;№23,II ч.;№26,II ч.; №21,II ч.; №29,II ч.;
Ф. Шопен прелюдии №№ 1-10,14, 16, 18; этюды ор. 10 №2, №3, 6, ор.25 №2, 7, 11; Фантазия фа минор (20 тактов); ноктюрны op.9 №1, 2, 3; op.15 №3;op.55 №1; op.62 №2;
М.И. Глинка «Камаринская» (обе темы); романсы «К Молли», «Зацветет черемуха», «Память сердца», «К ней»;
В.А. Моцарт Сонаты D-durKV284, IIч.; D-durKV311, III ч.; C-durKV330, IIIч.; C-durKV545, IIч.; F-durKV547a, IIч.;D-durKV576, IIIч.; Сонаты для скрипки и фортепиано A-durKV305, Iч., II ч.; D-durKV306, Iч.;C-durKV296, Iч. (44-йт.);F-durKV377, Iч.; B-durKV570, IIIч.; D-durKV526, IIч.; a-mollKV310, Iч.; Es-durKV282, IIч.; G-durKV283, Iч.;
Ф. Шуберт песня «К пуншу». «Зимний путь»: №2 «Флюгер», №3 «Застывшие слезы», №6 «Водный поток», №7 «У ручья», №9 «Блуждающий огонек», №10 «Отдых», №11 «Весенний сон», №14 «Седины», №16 «Последняя надежда», №17 «В деревне», №20 «Путевой столб», №22 «Бодрость», №23 «Ложные солнца»;
Р. Шуман «Любовь поэта»: №1 «В сиянье теплых майских дней», №5 «В цветах белоснежных лилий», №12 «Я утром в саду встречаю», №13 «Во сне я горько плакал», №14 «Мне снится ночами образ твой»; «Карнавал»: «Киарина»; «Детские сцены»: №3 «Игра в жмурки»; «Альбом для юношества»: №13 «Май, милый май», №18 «Песенка жнецов», №43 «Новогодняя песня»; «Танцы давидсбюндлеров» №16 (трио);
Й. Брамс Интермеццо op.117 №3 (тт.46-55); Баллада op.118 №3; Соната для скрипки и фортепиано A-dur №2, I ч. (побочная тема ТТ.51-88); Вариации та тему Шумана №7;
М.А. Балакирев романсы «Взошел на небе месяц ясный», «Баркарола».
П.И. Чайковский «Времена года» № 1, 2, 3, 4, 8, 9, 12, 11;
С.В. Рахманинов Прелюдии ор.3 cis-moll; ор.23 g-moll, D-dur, d-moll; op.32 h-moll;
А.Н. Скрябин. Прелюдии ор.11 № 2, 4, 5, 8, 9, 11, 13, 14; op.33 №1, 2, 3; op.48 №2, 3;
3. Сочинить 3 периода разных типов.
4. Самостоятельно подобрать примеры на различные виды периода.
- Министерство культуры Российской Федерации
- Содержание
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 7. Учебно-справочные материалы
- Введение
- Структура и содержание дисциплины
- 1.1. Структура дисциплины
- Тематический план для студентов очной формы обучения
- Тематический план для студентов заочной формы обучения
- 1.2. Содержание дисциплины
- 2. Учебно-теоретические материалы
- Конспекты лекций
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- 1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- 1.3. Музыкальный язык и его структура.
- 1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- 2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.
- 2.2 Период
- Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- 2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
- 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- 2.7. Разновидности простых и сложных форм
- 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию
- 2.9. Жанрово-характерные вариации
- 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
- 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- 2.12. Рондо в XIX и XX веках
- 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
- 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
- 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
- 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.
- 2.17. Контрастно-составные формы
- 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа
- 2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
- 2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
- 3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева
- 3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
- Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
- 4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
- 4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы
- 4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
- 4.4. Вариации и хоральные обработки
- 4.5. Куплетное рондо
- 4.6. Концертная форма
- 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
- 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 3. Учебно-практические материалы
- 3.1. Описания семинарских занятий
- Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
- Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
- Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
- Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа
- Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
- Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
- 3.2. Задания для практической работы студентов
- Примерные задания для практической работы по темам курса:
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм
- Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
- Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
- Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
- Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
- Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
- Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы
- Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.
- Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
- Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.5. Куплетное рондо
- Тема 4.6. Концертная форма
- Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 4. Учебно-методические материалы по курсу
- 4.1. Методические указания для студентов
- 4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
- 4.1.2. План анализа музыкальной формы
- 4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
- 4.2. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
- 4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
- Образовательные технологии
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Контрольно-измерительные материалы
- 5.1. Вопросы для текущего контроля
- 5.1.1. Контрольные вопросы
- 5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
- 5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
- 5.3. Вопросы к экзамену
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Основная литература
- 6.2. Дополнительная литература
- 6.3. Интернет-ресурсы
- 7. Учебно-справочные материалы
- 7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
- 7.2. Список ключевых слов
- Приложение
- Аналитический этюд
- Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть
- (Целостный анализ)
- AdagioE-dur
- ScherzoAllegroG-dur
- C-dur Allegro assai