logo
Синельникова_Муз

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

План лекции:

А. Многотемные вариации: характеристика двух типов организации формы.

В. Обращенные вариации.

С. Вариантная форма.

Многотемные вариации: двойные (на 2 темы) и тройные (на 3 темы) вариации. Редкое использование в художественной практике. Два типа двойных (или многотемных) вариаций:

1. Альтернативный тип. Вариации с совместным экспонированием тем – изложение двух тем друг за другом, затем вариации на них с поочередным варьированием каждой из тем.Сформировался и получил распространение у Й. Гайдна («гайдновский» тип вариаций).

2. «Тип пластов» (определение В.А. Цуккермана). Вариации с раздельным экспонированием тем, т.е. группы вариаций на 1-ю и 2-ю темы – первая тема с вариациями, затем вторая тема с вариациями («глинкинский» тип).

Применение многотемных вариаций у И. Гайдна, Л. Бетховена, М.И. Глинки, М.А. Балакирева.

Существование других способов организации формы многотемных вариаций, когда вторая тема, присоединяется к первой в процессеее варьирования (С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»).

Тройные вариации. Редкие примеры вариаций с большим количеством тем (А. Шнитке «Пассакалья для оркестра» – 7 тем). Вариации с темой в конце (А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнных).

Обращенные вариации – вариационная форма, в которой сначала излагаются вариации, а тема появляется в конце, как результат процесса варьирования. Распространены в музыке эпохи барокко в жанре вариационной хоральной кантаты с темой хорала в качестве последнего номера. Возрождение этого типа формы в XIX веке (Д’Энди «Иштар») и закрепление его в XX столетии (Д. Шостакович Концерт для скрипки с оркестром №1, Пассакалия, Р. Щедрин Концерт для фортепиано с оркестром №3 «Вариации и тема», А. Шнитке Концерт для фортепиано и струнных, С. Губайдулина «Размышления на хорал И.С. Баха “И вот я пред троном Твоим”»).

Вариантная форма– форма, складывающаяся из нескольких тематических вариантов. Прототип – русская народная песня. Вариантность – метод тематического развития, создающий разновидности темы путем обновления каких-либо мелодических оборотов, с возможным расширением или сокращением структуры. Метод варьирования – мотивная комбинаторика, как способпреобразования тема, основанный на перестановке составляющих ее мотивов. Вариантное превращение – наиболее сложный прием развития мелодии. В данном случае допускается трансформация опорных точек темы при сохранении ее общего характера, перенесение их из одного регистра в другой, включение новых мелодичных оборотов. Эта техника приводит к образованию вариантов темы, то есть построений, которые являются равнозначными с темой. Первое проведение темы считается ее первым вариантом: а1а2а3…. Форму, основанную на последовательно проведенном таком принципе, называют «вариантной формой». Область применения – преимущественно вокально-хоровая музыка, в инструментальной музыке встречается реже. Вариантная форма чаще используется в качестве части или раздела более крупной формы: номер оперы, балета, партия сонатной формы, часть трехчастной формы. Примеры: М. Мусоргский «Хованщина», оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москва-реке»; И. Стравинский «Петрушка», «Танец кормилиц»; С. Слонимский «Икар», «Сон Икара», «Мечты Икара».