4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
План лекции:
А. Циклические формы эпохи барокко: классификация.
В. Инструментальные циклы: малый полифонический цикл.
С. Инструментальные циклы: соната.
D. Инструментальные циклы: старинная сюита.
E. Инструментальные циклы: концерт.
F. Вокально-инструментальные циклы: месса.
G. Вокально-инструментальные циклы: кантата.
H. Вокально-инструментальные циклы: оратория и страсти.
Особое разнообразие циклических форм в эпоху барокко. Наиболее распространенные инструментальные циклические формы: малый полифонический цикл, соната, сюита, инструментальный концерт. Смешение полифонического и гомофонно-гармонического склада.
Классификация вокально-инструментальных циклов эпохи барокко по текстовому признаку:
1) духовные: а) с каноническим текстом, исполнявшиеся в церкви во время богослужения: месса, магнификат, StabatMater, TeDeumи др.; б) с неканоническим текстом, исполнявшиеся в церкви или вне ее: духовная кантата, оратория, пассионы («страсти»).
2) cветские: кантата, оратория (исполняются только вне церкви).
Наиболее распространенные вокально-инструментальные циклические формы: месса, кантата, оратория, пассионы («Страсти»).
Инструментальные циклы. Малый полифонический цикл: прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга. Контраст свободной импровизационности первой части, рациональной организованности второй. Отчетливая семантическая оппозиция малого барочного полифонического цикла, утвержденная И. С. Бахом (у его предшественников, в частности, Д. Букстехуде, токката (прелюдия, фантазия) и фуга сливались в контрастно-составную форму). Различная структура первой пьесы: период типа развертывания, барочные двухчастная или трехчастная формы, концертная и старосонатная формы, контрастно составная форма, иногда фугетта или фуга. Вторая пьеса – всегда фуга.
Соната – жанр камерной музыки, которая предполагает не более 2-х исполнителей; циклическая форма из 3-4-х частей, расположенных по принципу контраста. С конца XVI вв., термин «соната» применялся к самым разнообразным по форме и функциям инструментальным сочинениям: инструментальные части церковной службы, а также оперные увертюры (вступление к опере М. А. Чести «Золотое яблоко»). Довольно долго не проводилось чёткого разграничения между обозначениями «соната», «симфония» и «концерт». К началу XVII в. – формирование 2-х типов сонаты: sonata da chiesa (церковная соната) и sonata da camera (камерная, придворная соната).
Sonata da chiesa: опора на полифонические формы. Наиболее типичен четырехчастный цикл с последовательностью частей: медленно – быстро – медленно – быстро (или: быстро – медленно – быстро – быстро). 1-я медленная часть: функция вступления; имитации (иногда гомофонного склада), импровизационный характер, часто – пунктирные ритмы. 2-я быстрая часть – фугированная, 3-я медленная часть – гомофонная, как правило, в духе сарабанды; 4-я – быстрая часть – также фугированная. В быстрых частях – старосонатная, концертная, фугированная формы; в медленных – старинные двухчастная, трехчастная. Крайние части – в основной тональности, средние – в побочной (часто в параллельной или одноименной).
Sonata da camera: преобладание гомофонного склада и опора на танцевальность; свободное следование танцевальных номеров, наподобие сюиты (частая замена определения«sonata da camera»названиями «сюита», «партита», «французская увертюра» и др.). В началеXVII в. получает распространение трио-соната для 2 или 3 исполнителей с сопровождением basso continuo. В исполнительских составах сонаты– преобладание струнных смычковых инструментов с их большими мелодическими возможностями.
В конце Германии появляются произведения смешанного типа, соединяющие свойства обоих видов сонаты (Д. Беккер, И. Розенмюллер, Д. Букстехуде и др.). В церковную сонату проникают части, по характеру близкие к танцевальным (жига, менуэт, гавот), в камерную – свободные прелюдированные части из церковной сонаты. Порой это приводило к полному слиянию обоих типов (Г. Ф. Телеман, А. Вивальди).
Вторая половинаXVII в.– развитие жанра скрипичной сонаты (Дж. Торелли, Дж. Витали, А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини, далее И. С. Бах, Г. Ф. Телеман и др.) Тенденция к укрупнению частей и сокращению их числа до 2-х или 3-х– обычно за счёт отказа от одной из 2 медленных частей церковной сонаты (напр., у И. А. Шейбе).
Старинная сюита. Определение. «Сюита» – «последовательность» «Партита» – итальянское название сюиты. Связь с бытовой танцевальной музыкой. Оформление принципа темпового контраста в последовании частей (быстро-медленно). Оформление типа сюиты из 4-х танцев: аллеманда («немецкий»),куранта (от итальянского corrеnte – «текуче»), сарабанда –(танец испанского происхождения, ставший в XVIIвеке торжественным придворным танцем в разных странах Европы), жига (быстрый танец ирландского происхождения).«Необязательные» номера: дубль, менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, ария, вступительная пьеса перед аллемандой (прелюдия, увертюра). Характерно тональное единство и усиление контрастов к концу. Архитектоника цикла: двукратное сопоставление быстрых и медленных танцев, их тональное объединение. Равноправное соотношение частей сюиты между собой. Сарабанда – функция лирического центра в старинной сюите. Сюита – предшественница сонатно-симфонического цикла.
Концерт. Три типабарочного концерта:
1. Кончерто гроссо (concerto grosso, «большой концерт»): четыре и более частей (медленно – быстро – медленно – быстро). Многие из них напоминают по форме трио-сонату, другие, состоящие из ряда танцев, более походят на сюиту.
2. Концерт для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой, которая называлась ripieno или tutti. Три части: 1-я почти всегда имела концертную форму, 2-я, медленная часть лирического характера (структуры разнообразны, быстрая финальная часть часто танцевального типа, и весьма часто в концертной форме.
3. Концерт для одного солирующего инструмента.
Некоторое время концерт, как и соната не имел ни стабильного числа частей, ни стабильного состава. Вивальди как основатель цикла из 3-х частей по принципу быстро – медленно – быстро.
Вокально-инструментальные циклы. Месса – центральный обряд богослужения католической церкви, в котором важная роль отводится музыке. Литургический день римской католической церкви. Песнопения градуала. Виды западной мессы: 1) «торжественная», иначе – «великая», «главная», «каноническая»; 2) домашняя или тайная месса; 3) месса в честь мучеников, в дни памяти их; 4) месса по обету (missa votiva); 5) месса за умерших. Различие месс на «высокую» и «низкую» (или «тихую»), на папскую и понтификальную. Текст мессы. Ординарий и проприй как два вида песнопений и молитв, которые различаются степенью стабильности текста. Разновидности исполнительского состава мессы, определяемые эпохой, церковными канонами и традициями, замыслом композитора.
Месса как многочастное произведение культовой музыки. Основные этапы церковного обряда – 4 крупные части, которые во многом определяют музыкальную композицию собственно циклической формы мессы: I – Служба слова (подготовка к жертве), II – Евхаристия (греч. «воздаяние благодати»), Дароприношение, III – Канон, IV – Причастие. Цикл обязательных песнопений мессы и их музыкально-драматургическая функция. Строение мессы и принципы развития ее музыкального материала. Воздействие на мессу в процессе становления ее музыкальной формы различных жанров и форм эпохи средневековья и Возрождения – органума, кондукта, мотета, мадригала, баллады, рондо, лауды, фроттолы, chanson,Lied, а также инструментальных произведений. Структура поющихся частей мессы-ординариум. Типы месс, сложившиеся в разные эпохи: месса на cantusfirmus, каноническая месса, месса-пародия, месса-парафраза, заупокойная месса (реквием), хоральная месса, missabrevis, органная месса, концертная месса, месса-кантата и др.
История возникновения жанров кантаты и оратории. Классические образцы кантатно-ораториального жанра создали Г.Ф. Гендель (32 оратории), и И.С. Бах, (пассионы, мессы, духовные и светские кантаты).
Кантата как небольшой цикл из нескольких номеров или одночастное произведение. Ведущая роль хора и инструментального сопровождения. Включение солистов. Прославляющий характер образного содержания, исторические, лирические, пейзажные кантаты.
Оратория– монументальное вокально-симфоническое произведение, написанное на определенный сюжет. Сходность с оперой: сюжет, наличие оркестровых номеров, арий, речитативов, ансамблей, хоров, но без развития действия на сцене и его декоративного оформления. Состав: хор, солисты, оркестр, чтец. Эпичность оратории (повествование о действии, а не его развитие). Влияние логики сонатно-симфонического цикла на драматургию и композицию кантат и ораторий. Роль развитых инструментальных разделов.
Страсти или пассионы как вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основаннное на евангельских текстах. Краткая история становления и развития жанра. Г. Шютц как основоположник жанра-формы страстей в «Рождественской истории». Расцвет жанра, связанный с распространившейся в XVIII веке ораториальной формой – с участием солистов, хора и оркестра, нередко органа. Пассионы И.С. Баха как вершины жанра. Эволюция текста от евангельского к новозаветному, а далее – к свободному поэтическому авторскому. Строение циклической композиции страстей.
- Министерство культуры Российской Федерации
- Содержание
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 7. Учебно-справочные материалы
- Введение
- Структура и содержание дисциплины
- 1.1. Структура дисциплины
- Тематический план для студентов очной формы обучения
- Тематический план для студентов заочной формы обучения
- 1.2. Содержание дисциплины
- 2. Учебно-теоретические материалы
- Конспекты лекций
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- 1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- 1.3. Музыкальный язык и его структура.
- 1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- 2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.
- 2.2 Период
- Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- 2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
- 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- 2.7. Разновидности простых и сложных форм
- 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию
- 2.9. Жанрово-характерные вариации
- 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
- 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- 2.12. Рондо в XIX и XX веках
- 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
- 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
- 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
- 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.
- 2.17. Контрастно-составные формы
- 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа
- 2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
- 2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
- 3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева
- 3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
- Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
- 4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
- 4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы
- 4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
- 4.4. Вариации и хоральные обработки
- 4.5. Куплетное рондо
- 4.6. Концертная форма
- 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
- 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 3. Учебно-практические материалы
- 3.1. Описания семинарских занятий
- Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
- Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
- Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
- Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа
- Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
- Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
- 3.2. Задания для практической работы студентов
- Примерные задания для практической работы по темам курса:
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм
- Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
- Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
- Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
- Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
- Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
- Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы
- Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.
- Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
- Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.5. Куплетное рондо
- Тема 4.6. Концертная форма
- Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 4. Учебно-методические материалы по курсу
- 4.1. Методические указания для студентов
- 4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
- 4.1.2. План анализа музыкальной формы
- 4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
- 4.2. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
- 4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
- Образовательные технологии
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Контрольно-измерительные материалы
- 5.1. Вопросы для текущего контроля
- 5.1.1. Контрольные вопросы
- 5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
- 5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
- 5.3. Вопросы к экзамену
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Основная литература
- 6.2. Дополнительная литература
- 6.3. Интернет-ресурсы
- 7. Учебно-справочные материалы
- 7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
- 7.2. Список ключевых слов
- Приложение
- Аналитический этюд
- Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть
- (Целостный анализ)
- AdagioE-dur
- ScherzoAllegroG-dur
- C-dur Allegro assai