2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.
План лекции:
А. История учений о музыкальной форме.
В. Общая классификация музыкальных форм.
С. Классификация классико-романтических инструментальных форм.
История учений о музыкальной форме в трудах ведущих музыковедов немецкой, французской и русской школ. Возникновение учения в XVIII веке как отдельной ветви прикладного теоретического музыкознания. Подготовка учения: философские трактаты античности по проблемам формы и материи, формы и содержания, ритма и мелодических фигур (Демокрит, Платон, Аристотель и др.); средневековые трактаты о правилах многоголосного письма («Musicaenhiriadis», «AdOrganumfaciendum»), о нотном письме («Микролог» Гвидо Аретинского), о музыкальных жанрах («Demusica» Й де Грохео); ренессансные музыкально-теоретические трактаты о контрапункте («De speculatione musice» В. Одингтона, Й. Тинкторис, Н. Винчентино, Дж. Царлино), разработка формы фуги в эпоху барокко (Дж. Бонончини, И. Вальтер, И. Фукс, И. Маттезон).
Влияние на теорию музыкальной формы античного учения о риторике и барочного – о музыкальной риторике. Формирование самостоятельной науки о музыкальной форме в трудах ученых XVIII века (А. Шайбе, И. Маттезон, Ф. Марпург, И. Кирнбергер, И. Альбрехтсбергер, Х. Кох). Первые общие систематики гомофонных форм на рубеже XVIII-XIX вв. (Дж. Вебер, А. Рейха). Первое классическое сводное «Учение о музыкальной композиции» А. Б. Маркса (1837-1847): общая характеристика концепции формы и первой систематики музыкальных форм. Классификация музыкальных форм Х. Римана. Вклад в теорию музыкальной формы русских ученых – А. Аренского и Э. Конюса. Теория музыкальных форм О. Мессиана. Концепции музыкльной формы в советском музыкознании. Взгляд на музыкальную форму как на процесс Б. Асафьева: объяснение глубинных стимулов музыкального становления и их социальной обусловленности, систематика музыкальных форм, идея «направленности формы на слушателя».
«Музыкальная форма» И. Способина, как первый развернутый отечественный учебник формы со своей систематикой. Учение о рондо и видах периода Г. Катуара. Теория музыкальной формы в трудах, Л. Мазеля и В. Цуккермана: классификация форм, связь формы и содержания. Теория контрастно-составных форм, проблемы вариационной формы, формы старинной музыки в трудах В. Протопопова. Введение параметра функциональности В. Бобровского в классификацию музыкальных форм. Концепция музыкальной формы Ю. Холопова и его школы. Классификация музыкальных форм в учебниках В. Холоповой, Т. Кюрегян, Г. Заднепровской. Предлагаем следующую классификацию:
1. Тексто-музыкальные формы Средневековья и Возрождения
1.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского Средневековья: григорианский хорал.
1.2. Жанры и формы русского знаменного распева
1.3. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров средневековья и Возрождения: жанры-формы мейстерзингеров, менестрельные жанры-формы, рондо, виреле, лэ, баллада, каччия, баллата, эстампи, фроттола, канцона, вилланелла, мадригал.
2. Музыкальные формы эпохи барокко
2.1. Одночастная форма и период типа развертывания
2.2. Простые барочные формы: старинная двухчастная, барочная трехчастная и многочастная формы
2.3. Составные и контрастно-составные формы барокко
2.4. Вариации и хоральные обработки
2.5. Куплетное рондо
2.6. Концертная форма
2.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
2.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии
2.9. Циклические формы
2.9.1. Инструментальные циклы: малый полифонический цикл, соната, старинная сюита, концерт
2.9.2. Вокально-инструментальные циклы: месса, кантата, оратория, пассионы.
3. Классико-романтические музыкальные формы
3.1. Период
3.2. Простые (песенные) формы: простая двухчастная, простая трехчастная и их разновидности
3.3. Форма Adagio
3.4. Составные (сложные) формы и их разновидности: трехчастная, двухчастная, многочастная
3.5. Зеркально-симметричные формы
3.6. Вариационная и вариантная формы
3.7. Рондо
3.8. Сонатная форма и ее разновидности
3.9. Смешанные и свободные формы
3.10. Контрастно-составные формы
3.11. Циклические формы
3.11.1. Инструментальные циклы: сонатно-симфонический цикл, сюита
3.11.2. Вокальные циклы: кантата, оратория, хоровой концерт
4.Формы вокальной музыки
5. Оперные и музыкально-хореографические формы
7. Музыкальные формы XX века.
Классификация классико-романтических инструментальных форм.Классические инструментальные формы, охватывающие периоды музыкальной классики (2-я половина XVIII в.), романтизма (XIX в.), отчасти музыки XX в. Их историческое значение как структур чистой, абсолютной музыки указанных эпох. Устойчивость их принципов и конкретных структур. Основы классических музыкальных форм – два элемента музыкального языка: тематизм и тонально-гармоническая организация. Сопутствующее значение остальных формообразующих компонентов: метроритмика, мелодическая линеарность, тембр, артикуляция и др. Состав классических музыкальных форм: период, «песенные формы», сложная трехчастная (и их разновидности), рондо (и рондообразные формы), вариации, сонатная форма, циклические формы. Формы, которые не считаются инструментальными, но применяются в инструментальной музыке: сложная двухчастная форма относится к типичным вокальным формам, концентрическая – к оперным формам и во многом к формам XX веке. Взгляды на классификацию музыкальных форм классико-романтической эпохи представителями немецкой, французской и советской музыковедческих школ (Г.Риман, Х. Маркс, Л. Мазель, В. Цуккерман, Ю. Холопов, В. Холопова).
- Министерство культуры Российской Федерации
- Содержание
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 7. Учебно-справочные материалы
- Введение
- Структура и содержание дисциплины
- 1.1. Структура дисциплины
- Тематический план для студентов очной формы обучения
- Тематический план для студентов заочной формы обучения
- 1.2. Содержание дисциплины
- 2. Учебно-теоретические материалы
- Конспекты лекций
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- 1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- 1.3. Музыкальный язык и его структура.
- 1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- 2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.
- 2.2 Период
- Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
- 2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
- 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- 2.7. Разновидности простых и сложных форм
- 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию
- 2.9. Жанрово-характерные вариации
- 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
- 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- 2.12. Рондо в XIX и XX веках
- 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
- 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
- 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
- 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.
- 2.17. Контрастно-составные формы
- 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа
- 2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
- 2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
- 3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева
- 3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
- Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
- 4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
- 4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы
- 4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
- 4.4. Вариации и хоральные обработки
- 4.5. Куплетное рондо
- 4.6. Концертная форма
- 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
- 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 3. Учебно-практические материалы
- 3.1. Описания семинарских занятий
- Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
- Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
- Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
- Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа
- Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
- Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
- 3.2. Задания для практической работы студентов
- Примерные задания для практической работы по темам курса:
- Раздел 1. Введение в музыкальную форму
- Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
- Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
- Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.
- Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
- Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм
- Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
- Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
- Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
- Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
- Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
- Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
- Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
- Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
- Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы
- Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
- Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.
- Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
- Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
- Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.5. Куплетное рондо
- Тема 4.6. Концертная форма
- Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
- Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
- Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы
- Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
- 4. Учебно-методические материалы по курсу
- 4.1. Методические указания для студентов
- 4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
- 4.1.2. План анализа музыкальной формы
- 4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
- 4.2. Методические рекомендации для преподавателей
- 4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
- 4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
- Образовательные технологии
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 5. Контрольно-измерительные материалы
- 5.1. Вопросы для текущего контроля
- 5.1.1. Контрольные вопросы
- 5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
- 5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
- 5.3. Вопросы к экзамену
- 6.Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Основная литература
- 6.2. Дополнительная литература
- 6.3. Интернет-ресурсы
- 7. Учебно-справочные материалы
- 7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
- 7.2. Список ключевых слов
- Приложение
- Аналитический этюд
- Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть
- (Целостный анализ)
- AdagioE-dur
- ScherzoAllegroG-dur
- C-dur Allegro assai