logo
Синельникова_Муз

1.2. Содержание дисциплины

п/п

Раздел, тема дисциплины

Результаты обучения раздела

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ФОРМУ

1.1.

Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль.

Определение музыкальной формы в работах Л. Мазеля, В. Цуккермана, И. Способина, В. Холоповой, В. Задерацкого, Е. Ручьевской, Г. Заднепровской.

Некоторые закономерности архитектоники музыкальных форм.

Функционирование музыкального произведения в системе «историческая эпоха – стиль – жанр – форма».

Определение музыкального стиля. Элементы, определяющие тот или иной музыкальный стиль. Классификация стилей.

Определение музыкального жанра. Классификация музыкальных жанров по типам содержания, условиям исполнения и восприятия. Пересечение разных жанровых уровней в одном произведении.Обзор важнейших музыкальных жанров.

Знать:

- теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка (ОК-4, ПК-26);

- общие законы формообразования (ПК-16);

- жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки (ПК-4, ПК-5);

- функциональные основы музыкальных форм, законы музыкальной драматургии (ОК-4, ПК-16).

Уметь:

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса (ОК-4; ПК-16, 4, 5);

- применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений (ОК-4; ПК- 16, 4, 5);

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки (ОК-4);

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения (ПК- 4, 26; ОК-4);

- навыками функционального анализа музыкального произведения (ПК-5, 26).

1.2.

Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия.

Функции частей в музыкальной форме всех типов, независимо от конкретного вида. Логические функции.Драматургические функции.Композиционные функции частей музыкального произведения в форме.Связь функции того или иного построения в форме с характерными чертами в мелодии, гармонии и строении. Тип изложения музыкального материала. Четыре основных типа изложения: экспозиционный, развивающий, предыктовый, заключительный.Признаки экспозиционной функции; признаки срединной функции; признаки заключительной функции.

Музыкальная драматургия. Специфические методы преломления в музы­кальном искусстве понятий эпоса, лирики, драмы. Контраст и конфликт.Историческая связь между типами музыкальной драматургии и композиционными формами; отсутствие тождественности между музы­кальной драматургией как процессуальной стороной музыки и компо­зиционным уровнем художественного целого. Понятие музыкальной драматургии в инструментальной не про­граммной и программной музыке; драматургия в вокальной и театраль­ной музыке.

1.3.

Музыкальный язык и его структура

Определение и характеристика музыкального языка и его элементов. Их формообразующая роль. Музыкально-языковые средства: метр, ритм, интонация, мелодия, гармония, фактура, динамика, артикуляция и т. д. Средства элементарные и комплексные. Система музыкально-языковых средств в европейской профессиональной музыке.

Интонация. Критерии классификации интонаций. Понятие «интонационный словарь эпохи».

Мелодия. Значение мелодии в музыке. Определение понятий «мелодия» различными музыковедами. Мелодическая основа тематизма в классических формах. Основные формы и разновидности мелоса. Историческая эволюция мелодического искусства. Ассоциативная природа мелодии. Жанровые мелодические типы.

Метр и ритм. Определение метра и ритма в широком и тесном значении. Понятия речевого и музыкального ритма. Мелодико-текстовый ритм. Принципы вокализации текста. Такты высшего порядка – «тяжелые» и «легкие» такты.Теория стоп. Ритмоформулы. Соответствие метроритма условиям определенного жанра.

Фактура. Определение. Виды фактур.Гармония и тембр как составные части фактуры. Фактурный рисунок голосов: фигурации и дублировки.Фактурные функции голосов. Формообразующая роль фактуры. Фактура как показатель стиля эпохи или индивидуального стиля композитора, жанра произведения. Роль фактуры в создании изобразительных эффектов и драматургических контрастов. Планы, пласты и слои фактуры. Функциональная и фоническая стороны фактуры.

Знать:

-определение мелодии, приемы мелодического развития, понятие о мелодической линии, виды мелодических кульминаций, местоположение кульминаций (ОК-4; ПК-26);

-определение метра, виды метра, стопы, определение ритма, полиметрии, понятие о

гемиоле, понятие о квадратности и неквадратности (ОК-4; ПК-16);

-понятие о складе, типы складов (монодия, полифония, гармония, гетерофония), понятие о фактуре, виды фактур, понятие о фигурации, виды фигураций (ОК-4; ПК-4,5,6,16);

-определение музыкальной темы, тематизма, тематического материала, понятие об

общих формах движения (ОК-4; ПК -16);

-виды тематического развития,

-определения мотива, фразы, цезуры, признаки цезуры,

-масштабно-тематические структуры (ОК-4; ПК-4, 16).

Уметь:

- при анализе музыкальных произведений определять приемы мелодического развития, местоположение кульминации и средства ее достижения, признаки согласования и противоречия мотива с тактом, особые метроритмические эффекты, признаки тяжелых и легких тактов, квадратные и неквадратные структуры, выразительное значение ритмических рисунков, формообразующие и колористические приемы гармонии, тип фактуры, функции голосов фактуры, виды фигураций, виды цезур, границы мотивов,фраз, виды тематического развития, масштабно-тематические структуры (ОК-4; ПК-4, 5, 6, 16 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки (ОК-4);

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения (ОК-4; ПК-4, 26);

- методами анализа мелодии, ритма, тематизма, гармонического и фактурного плана, масштабно-тематических структур музыкального произведения (ОК-4; ПК-4, 26).

1.4.

Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Тема, мотив, фраза. Определениетемы в трудах различных музыковедов (Л.Мазель, В.Бобровский, Е.Ручьевская, В. Валькова). Виды тематизма. Виды тематического развития. Композиционные процессы в теме (imt). Тематическое ядро.Фраза, мотив, субмотив. Возможность воплощения в мотиве черт того или иного жанра. Мотивный состав темы.

Разновидности темы. Гармоническая законченность темы. Особенности темы в гомофонно-гармонической и полифонической музыке. Понятия «лейтмотив», «монотематизм», «рассредоточенный тематизм».Принципы тематического развития.Тематическая работа.Приёмы преобразования темы. Тематизм.

Масштабно-тематические структуры. Виды масштабно-тематических структур.

Раздел 2.КЛАССИКО-РОМАНТИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

2.1

Общая классификация музыкальных форм (от средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

История учений о музыкальной форме в трудах ведущих музыковедов немецкой, французской и русской школ. Влияние на теорию музыкальной формы античного учения о риторике и барочного – о музыкальной риторике. Формирование самостоятельной науки о музыкальной форме в трудах ученых XVIIIвека. Первые общие систематики гомофонных форм на рубеже XVIII-XIX вв. Вклад в теорию музыкальной формы русских ученых. Теория музыкальных форм в советском теоретическом музыкознании. Обобщенная классификация музыкальных форм.

Классификация классико-романтических инструментальных форм. Их историческое значение как структур чистой, абсолютной музыки указанных эпох. Устойчивость их принципов и конкретных структур. Основы классических музыкальных форм. Взгляды на классификацию музыкальных форм классико-романтической эпохи представителями немецкой, французской и советской музыковедческих школ.

Знать:

- жанры и стили инструментальной, вокальной и театральной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки (ПК-4, 5).

Уметь:

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса (ОК-4; ПК-4, 5, 16 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки (ОК-4);

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения (ОК-4; ПК-4, 26 ).

2.2

Период

Период как наименьшая из возможных гомофоннаяформа. Применение периода. Основная функция периода. Метрический восьмитакт как типичное строение периода, сложившееся в песенно-танцевальных жанрах. Признаки границ периода.Классификация видов периода по структурному, тематическому, метрическому, тонально-гармоническому признакам,по степени тематической развитости, по взаимодействию с другими формами.

Виды простого периода. Период повторного строения. Период вариантно-повторного строения. Период секвентно-повторного строения. Период неповтороного строения. Повторенный период. Период единого строения. Период однотональный и модулирующий. Квадратные и неквадратные периоды, органическая и неорганическая неквадратность. Период с расширением. Период с дополнением. Сложный (двойной) период и его отличия от простого. Протяженность периода. Применение периода.

Знать:

-определения периода, предложения, виды простого периода, сложный период (ОК-4; ПК-16 ). ;

-нормативное строение периода, типы каденций, структурные разновидности периодов,

приемы нарушения квадратной основы периода (ОК-4; ПК-16 ).

Уметь:

- анализировать форму периода, рассматривая жанровые и стилистические особенности тематизма, границы периода, разновидность периода; границы предложений, тематическое строение предложений, масштабно-тематическую структуру предложений, тонально-гармоническое строение предложений (ОК-4; ПК-4, 5, 16 ).

Владеть:

- навыками анализа формы периода (ОК-4; ПК-4, 26 ).

2.3

Простые («песенные») формы. Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Простая двухчастная форма. Применение простой двухчастной формы. Зависимость от бытовых жанров.Общие свойства простой двухчастной формы. Две разновидности простой двухчастной формы.Двухчастная репризная форма.Двухчастная безрепризная форма: контрастная и развивающая.

Простая трехчастная форма. Сфера применения. Различная протяженность – от миниатюры до симфонического произведения или части цикла. Логические достоинства формы. Классификация простой трехчастной. Существование особого смешанного типа середин, содержащих и развитие предыдущего музыкального материала, и контрастную тему. Структура разделов.Виды реприз. Возможность вступления и коды.

Знать:

-определение простой двухчастной и простой трехчастной формы, отличия простой трехчастной от двухчастной репризной формы, область применения и общие свойства простых форм (ОК-4; ПК-16 );

-основные виды простой двухчастной и простой трехчастной формы, особенности строения и тематическое

содержание частей, гармоническое завершение частей, основные виды реприз трехчастной формы (ОК-4, 5; ПК-16 );.

Уметь:

- анализировать простые двухчастные и простые трехчастные формы, рассматривая границы частей и их структуру, тонально-гармоническое строение, тематический материал (ОК-4; ПК-6, 26 ).

Владеть:

- навыками анализа простых (песенных) форм (ОК-4; ПК-4, 26 ).

2.4.

Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

Определение. Сложная (или составная) музыкальная форма. Основные виды. Менее распространенные разновидности. Область применения весьма широкая.

Определение. Наличие тематического контраста в форме, построение средней части на новой теме. Сфера применения. Происхождение сложной трехчастной формы. Более бытовой характер музыки и меньший инструментальный состав в средней части, участие трио инструментов – 2 гобоя и фагот.

Варианты структуры первой части.Классификация видов сложной трехчастной формы по типу II части: 1) с трио; 2) с эпизодом. Признаки трио. Признаки эпизода.Применение сложной трехчастной формы с трио в танцевальной музыке и скерцо сонат, симфоний. Применение сложной трехчастной формы с эпизодом в медленных частях сонат и симфоний. Серединный тип изложения в эпизоде. Наличие связующих разделов от срединной части к репризе. Виды реприз. Наличие коды в медленных частях и отдельных пьесах.Постепенное стирание существенных различий между трио и эпизодом в XIX и XX веках.Виды реприз. Возможность коды.

Знать:

-определение сложной трехчастной и сложной двухчастной формы, концентрической формы; типологические признаки сложной трехчастной и сложной двухчастной формы; происхождение сложной трехчастной формы, способы образования и строение разновидностей простых, сложных и рондообразных форм; область применения сложной трехчастной формы с трио и формы с эпизодом, происхождение термина «трио», отличительные признаки трио и эпизода; виды реприз, проявления принципа концентричности. (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16 ).

Уметь:

- применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений (ОК-4; ПК- 4, 5, 16 );

- выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения (ПК- 6, 26 ).;

- анализировать сложную трехчастную, сложную двухчастную, концентрическую форму, разновидности простых и сложных форм, рассматривая тип формы, границы между частями, строение частей, пропорции формы, тональный план, тематическое содержание коды; отличать разновидности простых, сложных и рондообразных форм (ПК- 4).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки (ОК-4; ПК- 4, 26 ).;

- навыками анализа сложных, концентрических форм и их разновидностей (ОК-4; ПК- 4, 26 );

- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПК- 5, 6 ).

2.5.

Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Определение. Значительно меньшая распространенность сложной двухчастной по сравнению со сложной трехчастной формой. Сфера применения – преимущественно музыка с текстом. Примеры сложной двухчастной формы в инструментальной музыке. Связьсложной двухчастной формыс непрерывностью действия в опере и сквозным развитием в романсах. Два варианта формы: 1 часть – самостоятельная форма, 2 часть неоформлена по структуре и наоборот.

2.6.

Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма

Принцип зеркальной симметрии в музыкальной форме. Концентрическая и обрамленная формы.Отличие обрамления от вступления и репризности. Преобладающее значение центрального раздела. Пропорции обрамленной формы.Художественные возможности обрамленной формы. Концентрические формы и концентричность как принцип. Собственно концентрическая форма и ее типологические принципы. Большая архитектоническая законченность при большом количестве тем. Действие концентрического принципа в музыке И.С. Баха, его утверждение в музыкальных произведениях XIX века, обращение к нему в программных пьесах импрессионистов, распространение концентрических форм у композиторовXXвека.

2.7.

Разновидности простых и сложных форм

Промежуточные формы или простые и составные многочастные формы. Многообразие музыкальных форм в практике сочинения музыки. Отбор и описание наиболее важных и распространенных форм в теории музыки. Естественность несовпадения разнообразных индивидуальных случаев с отобранными теорией типовыми явлениями. Понятие промежуточных форм. Образование разновидностей простых и сложных форм путем наращивания разделов. Классификация. Трехпятичастная, простая и сложная формы. Двойная трехчастная простая и сложная формы. Трехсемичастная и тройная трехчастная формы. Двойная двухчастная форма. Сложная трехчастная форма с двумя трио.Рондообразные формы: классификация. Сложная и простая трехчастная форма с припевом. Рефренные формы.

2.8.

Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации.

Вариации на выдержанную мелодию.

Вариационность как один из древнейших и распространенных методов тематического развития. Применение вариационного метода в различных формах. Варьирование (вариационный метод развития) – видоизмененный повтор одной и той же музыкальной мысли. Тема с вариациями как самостоятельная форма, определение. Возможность введение вступления и коды. Число вариаций. Возможность рассмотрения вариационного цикла как жанра. Характеристика темы. Применение вариационной формы. Разновидности вариационной формы. Классификация вариационных форм.

Классические, строгие, орнаментальные или фигурационные вариации. Качественно новый этап в развитии этой формы. Преемственность со старинными вариациями – неизменность структуры темы.Их применение у венских классиков, также у русских композиторов 1-й половины XIX века. Характер темы. Моменты стабильности в вариациях. Приемывариационных изменений. Приемы объединения вариационной формы. Диминуиция. Возможность код с расширениями и дополнениями.Вариации на сопрано остинато.Преимущественное значение в русской музыке, начиная от Глинки («глинкинские вариации»); связь с народно-национальной направленностью творчества. Тема – песенная мелодия. Особенности варьирования.

Знать:

- принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа (ПК- 4, 5, 6, 26 );

- классификацию вариационных форм, определения вариационного метода развития, вариационной формы, вариаций на basso ostinato, вариаций на soprano ostinato, строгих вариации, свободных вариаций, многотемных вариаций;

- принципов орнаментального, характерного, свободного варьирования (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16 ).;

- приемов варьирования в вариациях на soprano ostinato, приемы варьирования вфигурационных вариациях, моменты стабильности в фигурационных вариациях, приемыобъединения вариаций, приемы варьирования в свободных (характерных) вариациях,принципы строения двойных вариаций (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16 ).

Уметь:

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры (ОК-4; ПК- 4, 5, 16 );

- различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития;

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса (ОК-4; ПК - 6, 26 ) ;

- выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;

- анализировать вариационную форму, рассматривая: тип вариаций, границы темы и вариаций, тему, каждую вариацию с точки зрения: метода варьирования, ее соотношения с темой, способы объединения вариаций в группы, средства контрастирования между вариациями, приемы завершения вариационной формы (ПК- 4, 5, 16 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения;

- навыками анализа вариационной формы и способов варьирования.

(ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

2.9.

Жанрово-характерные вариации

Свободные (жанрово-характерные) вариации. Возникновение, распространение, применение. Особенности и приемы свободного варьирования. Свободная вариация как относительно самостоятельная пьеса, интонационно связанная с темой, а не видоизмененное воспроизведение темы как целого.Основные черты свободных (жанрово-характерных) вариаций.Характерные вариации – неповторимость облика каждой вариации; жанровые вариации – проявление признаков разных жанров. Два романтических устремления формы: 1) характерность, контрастная сопоставимость, которая может привести к сюитной цикличности; 2) выход в стихию разнаботочности, симфонизация формы, стихия драматической, порой конфликтной событийности. Три решения формы в ходе ее развития.

2.10.

Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

Многотемные вариации: двойные и тройные вариации.Два типа двойных (или многотемных) вариаций: 1) вариации с совместным экспонированием тем («гайдновский» тип вариаций); 2) вариации с раздельным экспонированием тем («глинкинский» тип вариаций). Областья применения многотемных вариаций.Тройные вариации. Редкие примеры вариаций с большим количеством тем.Вариантная форма, определение. Вариантное превращение темы.

2.11.

Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Рондо как жанр. Рондо как форма.Происхождение рондо (rondeau-круг). Основная черта – бесконфликтность высказывания основной идеи. Тональная закономерность. Возможность связки, коды и вступления.Применение в пьесах и частях под названием «рондо» не только формы рондо, но и рондо-сонаты, двойной трехчастной формы, трехчастной формы с припевом.Преимущественное применение формы рондо в жанре рондо, но использование ее также и в музыке иного склада, например, в медленных частях циклов. Основные исторические этапы развития формы рондо.

Рондо венских классиков. Упорядочение всех параметров формы рондо, насыщение новым содержанием, соответствующим новой классицистской эстетике. Стремление к сквозному развитию и преодолению разобщенности формы. Тональная закономерность классического рондо. Наличие связок между частями рондо, нехарактерность вступлений. Область применения. Рефрен: характер тематизма, тональность, структура.Эпизоды: тип контраста с рефреном, особенности тематического материала, структура, тональный план. Усиление взаимодействия частей за счет введения связующих разделов, особенно от эпизодов к рефрену и коды, синтезирующей материал рефрена и эпизодов. Характер связок. «Ложный рефрен». Кода.Отличия формы пятичастного рондо (АВАСА) от сложной трехчастной формы с сокращенной репризой (аваСа) и от сложной трехчастной с двумя трио.

Знать:

-понятия рондо как жанр, рондо как форма, рефрен, эпизод; область применения, тональная закономерность формы рондо, исторические типы

рондо; типологические признаки классического и послеклассического рондо.

(ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16 , 26).

Уметь:

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры;

- различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития;

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

- анализировать форму рондо, рассматривая тип формы, границы между темами, тональный план формы, строение каждой темы, все проведения рефрена, эпизоды в сравнении между собой, связующие построения, тематическое содержание коды;

- выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения в форме рондо, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений.

(ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения;

- навыками анализа формы рондо.

(ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

2.12.

Рондо в XIX и XX веках

Послеклассическое, свободное рондо. Послебетховенское рондо. Рондо романтиков. Продолжение развития тенденций, заложенных в эпоху классицизма. Индивидуализация форм, яркость и неповторимость содержания - влияние новой романтической эстетики.2 тенденции: 1) центробежная – усиление роли эпизодов и уменьшение роли рефрена; значительная внутренняя расчлененность формы, обилие тем-образов, сюитность; 2) центростремительная– увеличение роли рефрена и уменьшение роли эпизодов; связность и монолитность формы, ярко выраженная динамика сквозного развития.

2.13.

Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

Сонатная форма как наиболее сложная и богатая по выразительным возможностям форма инструментальной музыки:воплощение процесса развития, качественное изменение образов; отражение в особенностях формы общих законов мышления; широта образного диапазона. Истоки сонатной формы. Четыре основных признака сонатной формы. Терминология: «соната», «сонатное allegro», «сонатность», «партия», «тема».Классификация разновидностей сонатной формы.Классические образцы, созданные венскими симфонистами; XIX–XXв. - эволюция формы. Модификации в современной музыке. Применение.Общие положения.

Зрелая сонатная форма как эстетическое совершенство и высшее достижение эпохи «венского классицизма».Два основных типа драматургии в сонатной форме венских классиков. Характерные признаки альтернативного типа. Характерные признаки диалектического типа драматургии. Строение сонатной формы, ее важнейшие черты, сложившиеся у венских классиков и продолженные последующими композиторами.Вступление. Типы вступлений.Экспозиция: строение и тональный план.Разработка: музыкальный материал и особенности его развития, приемы разработки, образная трансформация, тональные планы, «разработанная экспозиция, структура, эпизод в разработке, предыкт. Реприза: строение, тональный план, основные виды реприз, особые виды реприз.Кода.

Знать:

- различие терминов «сонатная форма», «сонатное allegro», «соната»; область применения сонатной формы;

- основные разделы сонатной формы; темповое соотношение вступления и экспозиции, типы вступлений;

- определения «экспозиция», «партия», «тема»; назначение ГП, ее тематическое строение; назначение СП, разграничение понятий «связующая партия» и «промежуточная тема», признаки отличия промежуточной темы от побочной темы; назначение ПП, определение «производный контраст», тональность ПП по отношению к тональности ГП, особенности развития, признаки сдвига или перелома в ПП; назначение ЗП, признаки определения ЗП;

- определение «разработка», общее строение разработки, признаки смены разделов в разработке, приемы тематического развития в разработке, приемы тонально-гармонического развития в разработке, «эпизод», «эпизодическая тема», «предыкт», ложная реприза;

- назначение репризы, тональные изменения в СП, ПП в репризе (в сравнении с экспозицией), «неполная реприза», «зеркальная реприза»; назначение коды, строение развитых код;

-разновидности сонатной формы, особенности строения сонатной формы без разработки и сонатной формы с эпизодом, тональное соотношение ГП и ПП в оркестровой и сольной экспозиции классического концерта, местоположение каденции в концерте;

- определение формы «рондо-соната», признаков рондо и признаков сонаты в ней, структурных особенностей рондо-сонаты и ее применения.

(ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- анализировать сонатную форму, рассматривая границы и структуру ее основных разделов, тематизм, тональный план, гармоническое строение; этапы развития сонатной формы и способы разработки тематизма, особенности реприза и ее отличие от экспозиции.

(ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения;

- методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;

- навыками анализа сонатной формы классико-романтической эпохи и ее разновидностей. (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

2.14.

Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Эволюция сонатной формы в XIX веке, обусловленная новой эстетикой, повлиявшей на характер музыкального языка. Смена прообразовмузыкальной композиции в XX веке. Две противоположные тенденции к беспрограммности и программности. Индивидуальные прочтения сонатной формы в творчестве Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, И. Брамса,А. Бородина, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостакович.Ослабление динамического сопряжения в метрической и эпической сонатной форме.Усиление динамического сопряжения в драматических сонатных формах.Нарушение тематического фактора.Нарушение традиционных классических тональных соотношений.Конструктивные изменения.

2.15.

Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

Сонатная форма без разработки: характерные черты, применение.Сонатная форма с эпизодом вместо разработки: строение: местоположение эпизода, область применения. Жанр-форма классического концерта. Характерные черты: строение, тональный план, особенности каденции.

Рондо-соната. Устойчиво повторяющееся сочетание признаков рондо и сонаты. Двоякое определение рондо-сонаты.Разновидности. Черты рондо. Черты сонаты. Отличия от сонаты.Применение. Двоякое название частей рондо-сонаты. Большая распространенность форм с эпизодом.

2.16.

Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Интенсивное создание смешанных и свободных форм в XIX веке. Тенденция к открыто-сюжетному и необратимому драматургическому развитию. Общие черты специфических формXIXвека. Основные типы смешанных и свободных форм:модифицированные сонатные; смешанные сонатно-циклические формы; смешанные сонатно-вариационные формы. Формирование, распространение, применение.

Смешанные формы. Сочетание сонатной и циклической форм. Стремление, с одной стороны, к конкретности и полноте воплощения различных характерных, ярко контрастирующих между собой образов, с другой, к единству, цельности композиции, к непрерывности развития приводит к появлению произведений, совмещающих в себе черты сонатного цикла и одночастной сонатной формы. Роль и место медленной части. Сочетание сонатности и вариационности. Варьирование различных разделов сонатной формы и их контраст. Принцип монотематизма.

Свободные формы. Несистемные свободные формы. Применение в жанрах поэмы, рапсодии, фантазии. Импровизационность.

Знать:

- принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;

- теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка;

- законы формообразования;

-определение и применение свободных, смешанных и контрастно-составных форм, их классификацию и общие специфические черты, средства объединения частей контрастно-составных форм.

(ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры;

- различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития;

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

- анализировать свободные и смешанные романтические формы, определяя функции и структуру разделов, признаки типовых форм.

(ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения;

- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;

- навыками анализа смешанных, свободных и контрастно-составных форм. (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

2.17.

Контрастно-составные формы

Определение.Истоки и развитие в музыке эпохи барокко. Применение в оперных и балетных номерах в частях ораторий и мессе, в инструментальных фантазиях, в смешанных формах XIX века. Сочетание в контрастно-составной форме структурно строгих и свободных разделов. Огромное разнообразие строения. Место в систематике композиционных структур. Родство с циклическими и с одночастными. Количество частей контрастно-составной формы и их неравноправие. Принципы объединения и возможность репризы тематической, фактурной, темповой.

Классификация контрастно-составных форм по количеству частей и наличию или отсутствию репризы.

2.18.

Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

Определение циклической формы. Самостоятельность частей, что позволяет исполнять их по отдельности. Отличие от сборника пьес. Классификация. Меньшая целостность и объединенность сквозным развитием, меньшая регламентация количества частей в сюите, большее единство композиции и регламентация частей в сонатно-симфоническом цикле.

Сонатно-симфонический цикл.Применение в симфонии, сонате, концерте, камерных ансамблях. Эволюция содержания сонатно-симфонического цикла. Два вида четырехчастного цикла. Типичный характер и формы частей цикла. Тональные закономерности. Глубина содержания, сложность и диалектичность развития, цельность композиции.Усиление тематических и образных связей в циклеXIX–XXвв.:использование принципа лейтмотивности;использование тем предыдущих частей в финале. В произведениях эпического характера принцип контраста-сопоставления.

Циклы сюитного типа.«Новая сюита». Программность большинства сюит, составление сюит измузыки к балету, спектаклю. Появление новой сюиты в XIX веке и продолжение вXXвеке. Сюита первой половиныXVIIIвека: серенады, дивертисменты, кассации. Новая сюитаXIX-XXвеков. Широкие жанровые связи, влияние программности. Сюиты миниатюр. Сюиты, приближающиеся к сонатно-симфоническому циклу. Сюиты из опер, балетов, кинофильмов, музыки к драматическим спектаклям. Сюита, основанная на фольклорном материале.

Знать:

-основные виды циклических форм в инструментальной музыке;

- определение формы сюиты, виды сюит и их строение, характеристику частей сюиты, отличия новой сюиты от старинной; черты новой сюиты на примере конкретных произведений из курса зарубежной и отечественной музыки;

- основные виды сонатно-симфонического цикла, строение частей и их тональные и темповые отношения в сонатно-симфоническом цикле; приемы объединения частей в сонатно-симфоническом цикле. (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений;

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

- анализировать циклические формы, рассматривая количество и особенности частей их жанровые связи, программный замысел соиты, средства объединения частей, интонационное родство тем. (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;

- навыками анализа циклических форм классико-романтической эпохи. (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

2.19.

Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

Специфика вокальных форм – влияние на музыку выразительности и структуры текста. Влияние текста на общий эмоциональный характер произведения, подчеркивание музыкой смысла отдельных слов, влияние строфики текста на членение музыкальной формы, влияние ритмики, стоп стиха на метроритм музыки. Необходимость и возможность более индивидуального построения музыкальной формы.Общие особенности вокальных форм. Особенности использования в вокальной музыке отдельных типовых музыкальных форм. Собственно вокальные формы, специфичные именно для вокальных жанров:куплетная, куплетно-вариационная и куплетно-вариантная, строфическая, запевно-припевная, рефренная, многочастная репризная и сквозная, смешанные модулирующие формы.Рассмотрение особенностей классифицированных форм.

Понятие о вокальном цикле. Типы вокальных циклов. Сюжетный и бессюжетный, одноплановый и многоплановый вокальные циклы. Тематика вокального цикла. Драматургические функции частей, сквозное развитие вокального цикла. Объединение частей вокального цикла.

Знать:

- формы вокальной музыки,определения «стопа», «строка», «строфа», «куплетная форма», «куплет», «запев», «припев»,«строфическая форма», «куплетно-вариационная форма», «куплетно-вариантная форма», «сквозная форма»;

- признаки вариантности, отличие вариантного развития от вариационного;

- основные виды сквозных форм;

- определение вокального цикла и его виды (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- анализировать вокальные формы и вокальные циклы, рассматривая жанр литературно-поэтического и музыкального произведения, тип вокальной формы, границы частей и разделов, структуру поэтического текста и его изменения в музыкальном произведении, выразительные и изобразительные детали вокальной партии и инструментального сопровождения в связи со словом (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

- навыками анализа вокальных форм (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

2.20.

Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Особенности оперных форм – влияние на музыку не только текста, но и сценического действия. Применение в опере малых вокальных форм типа песни, романса, всевозможная танцевальная музыка, крупные инструментальные формы (увертюра, антракты), любые формы и жанры (арии, хоры), встречающиеся в ораториях и кантатах. Подчинение их закономерностям оперной драматургии, оперной формы.Жанровые виды опер, сложившиеся на протяжении истории ее развития. Общие вопросы оперной композиции. Основные типы опер по их структуре. Разграничение опер по типудраматургии. Уровни композиционной организации оперы.Сюжет и либретто. Драматургия, соотношение непрерывности и расчлененности на отдельные законченные номера. Роль оркестра, функции оркестра. «Отстраняющие эпизоды».

Музыкально-хореографические формы балета. Балет как вид искусства, эстетика, контрапункт музыки и хореографии. Жанрово-историческая типология балетов. Идея, драматургия балетного спектакля. Структура балетного спектакля. Масштабные уровни. Классические музыкально-танцевальные формы академического балета. Музыка и хореография в симфонической балетной драме и хореодрамеXXвека.

Знать:

-общие закономерности драмы в опере, типы музыкальной композиции опер, жанровые разновидности опер, музыкальные принципы организации оперы;

- составляющие оперного спектакля: виды сольных номеров и их структура, типы ансамблей, роль хора в драматургии оперы, исполнительские хоровые составы, инструментальные эпизоды в опере, роль оркестра в опере;

- музыкально-хореографические формы балета, особенности синтеза музыки и хореографии, структуру балетного спектакля, классические музыкально-танцевальные формы (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- анализировать отдельные оперные и балетные сцены, рассматривая тональный план, специфику композиционной структуры всей сцены, тематизм, строение составляющих

сольных, ансамблевых, хоровых, танцевальных номеров, роль оркестра (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

- навыками анализа оперных и хореографических форм (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

Раздел 3. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ И ЖАНРОВ

3.1.

Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

Григорианский хорал как основная жанр-форма культовой средневековой монодии. Происхождение григорианского хорала. Религиозные и эстетические принципы. Модальная ладовая основа. Ритмика. Тексто-музыкальная форма.

Музыкальное оформление крупных форм конкретных служб католической церкви. Составные элементы крупных богослужебных форм – малые литургические формы.

Этические и эстетические принципы древнерусского церковного пения и его основной формы – знаменного распева. Своеобразие черт русской монодии. Три исторических этапа монодического русского знаменного распева. Средства музыкального языка знаменного распева. Общие композиционные свойства. Крюковая нотация.Типология музыкальных жанров православных церковных служб. Литургия и ее разновидности.Жанры обобщенные и конкретно-текстовые.Тексто-музыкальные формы. Циклы песнопений.

Знать:

- теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка;

- законы формообразования;

- жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

- выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

- анализировать музыкальную форму (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

3.2.

Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения.

Разнообразие песенно-танцевальных жанров народной и рыцарской средневековой культуры.

Менестрельные жанры и их особенности. Виды форм. Стабилизация музыкальных структур по мереобразования творческих школ, приближения к музыкальному профессионализму и развитию нотной фиксации.

Культура миннезингеров. Тематика творчества миннезингеров. Основные жанры музыки миннезингеров.

Культура мейстерзингеров. Строгая иерархия по профессиональному уровню. Напевы песен мейстерзингеров назывались и их тематика. Мейстерзанг как строго канонизированная монодическая культура, воплощавшую установки средневековья в эпоху Возрождения. Форма песен мейстерзингеров. Значение формы бар в истории музыки. Строение и особенности формы бар.

Придворно-рыцарская, аристократическая культура XIV-XV вв. Развитие в ней жанров рондо, баллады, виреле, баллаты, эстампи, лэ. Установки эпохи Ars nova. Тематика. Особенности многоголосия и ритмической системы. Тексто-музыкальные формы. Ведущие авторы, разработавшие указанные жанры-формы. Характер сочетания поэтического и музыкального начал в музыкально-текстовых формах европейского многоголосия XIV-XV вв.

Музыкальный мадригал. Композиция мадригала XVI – начала XVII вв. в общей классификации музыкальных форм. Мадригал, связанный со светской фроттолой. Мадригал, связанный с духовным мотетом. Мадригалы Монтеверди. Система музыкально-риторических фигур, сформированная в мадригалах, классификация фигур. Виды музыкальных форм в мадригалах, основанных на гомофонном принципе организации. Полифонические виды форм.

Раздел 4. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЭПОХИ БАРОККО

4.1.

Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

Эпоха барокко и признаки переходного периода в музыкально искусстве. Сближение светской и церковной музыки. Выработка универсального музыкального языка: теория аффектов, музыкальная риторика. Становление тематизма как носителя образности. Рождение новых жанров: опера, оратория, кантата, концерт, фуга. Совершенствование технологии изготовления музыкальных инструментов. Формирование оркестра.

Расцвет инструментальной музыки и разнообразие ее жанров: концерт, соната (церковная и камерная), сюита и партита, фуга, прелюдия, токката, фантазия, инвенция, увертюра. Соотношение жанра и формы. Новые принципы музыкальной формы эпохи барокко как результат нового мировосприятия. Принцип многообразия в единстве. Одноаффектность в музыкальной форме. Принцип развертывания как основа многих форм.Классификация музыкальных форм эпохи барокко.Полифонические формы: фуга, ричеркар, инвенция, канон.Неполифонические (условно – гомофонные) формы.

Знать:

- жанры инструментальной, вокально-хоровой и театральной музыки, эпохи барокко, классификацию музыкальных форм эпохи барокко;

- общие принципы музыкального формообразования эпохи барокко (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

4.2.

Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

Структурные типы оформления начальной мысли в музыке барокко. Освоение структуры периода в XVII веке; тяготение к симметрии. Период типа развертывания, его структурные и гармонические характеристики. Область применения периода типа развертывания. Специфика воплощения структуры периода типа развертывания в одночастной форме сквозного развертывания произведений импровизационно-фантазийного типа (прелюдия, фантазия, токката).

Классификация барочной двухчастной формы. Старинная двухчастная форма типа развертывания и ее признаки.Сфера применения старинной двухчастной формы. Старинная двухчастная форма как предшественница старинной и классической сонатной формы, а также классических простых форм.Двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и песни. Двухчастная форма, сочетающая принципы развертывания и фуги.

Барочная трехчастная форма. Классификация. Область применения.

Барочная многочастная форма. Строение и сфера применения.

Знать:

- определение периода типа развертывания, старинной двухчастной, трехчастной формы, область их применения, особенности строения частей;

- классификацию составных (сложных) и контрастно-составных форм эпохи барокко, область их применения и структуру частей;

- классификацию видов старинных вариаций, определение формы вариаций на bassoostinato, связь этой формы с жанрами чаконы и пасскалии, способы полифонического варьирования, методы создания обработок хорала;

- определение куплетного рондо и его типологические признаки, особенности рондо французских клавесинистов и Ф.Э. Баха;

- жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки эпохи барокко (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- анализировать малые и крупные старинные формы, рассматривая границы разделов, строение, каденции, тональный план, тематическое содержание, тонально-гармоническое развитие;

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры;

- различать при анализе музыкального произведения эпохи барокко общие и частные закономерности его построения и развития;

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения;

- навыками анализа музыкальных форм эпохи барокко (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

4.3.

Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

Принцип объединения относительно самостоятельных частей. Однородные и контрастно-составные виды форм. Близость составным (сложным) формам классического типа: сходство и отличия.

Составная (сложная) трехчастная форма dacapo. Область применения. Циклические последования танцев как прообраз сложной трехчастной формы с трио. Устойчивые формы всех танцев. Контраст между танцами.

Составная двухчастная форма. Ее распространение в музыке французских клавесинистов. Принципы формообразования.

Контрастно-составные формы (или многочастные составные формы). Сфера применения. Соединение в контрастно-составной форме гомофонных и полифонических разделов, в том числе и фуги. Классификация контрастно-составных форм барокко.

4.4.

Вариации и хоральные обработки

Вариационный принцип развития и вариационная форма. Типы вариаций.

Вариации на bassoostinatoи их распространенность в музыке XVII-XVIIIвеков, отсутствие примеров в творчестве венских классиков, редкое применение в XIX веке, возрождение в XX веке. Связь этой формы с жанрами пасскальи, чаконы; возвышенный, скорбный характер музыки. Два основных типа вариаций на бассо остинато: гармонический, полифонический, в частности фигурационно-полифонический. Особенности вариаций на бассо остинато.Темавариаций. Особенности варьирования. Композиция целого.

Хоральные обработки. Вариационная природа в основе хоральной обработки, зависимость ее от хоральной мелодии. Классификация.

4.5.

Куплетное рондо

Куплетное рондо, характерное для музыки конца XVII – XVIII века. Область применения. Рондо французских клавесинистов. Признаки, отвечающие галантному стилю. Структура куплетного рондо. Основная тема-рефрен. Эпизоды (куплеты). Тональный план.

Рондо И.С. Баха.Рондо Ф.Э. Баха:Основные особенности. Сравнение с куплетным и клаввическим рондо. Примеры.

4.6.

Концертная форма

Концертная форма – наиболее крупная неполифоническая форма эпохи барокко. Гомофонный, гомофонно-полифонический склад концертной формы. Основной принцип сложения формы. Принципы концертной формы как воплощение эстетики барокко.Варианты названия формы, отражающие разный подход к ее определению.Применение концертной формы.Композиционно-драматургическая суть концертной формы. Свободная интерпретация композиторами общего типа структуры.

Два типа концертной формы по классификации Ю. Холопова. Альтернативный тип концертной формы. Разработочный тип концертной формы.Тема (ритурнель). Разнообразные структурные вариантыритурнеля.Интермедия (эпизод). Возможность следования двух интермедий подряд.Группировка частей и форма второго плана.

Знать:

-определения: «старинная концертная форма», «интермедия»;

-принципы организации формы в целом;

- область применения (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- анализировать старинную концертную форму, рассматривая количество частей, границы проведений темы и интермедий, тональный план формы, главную тему и ее последующие проведения, интермедии;

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры;

- различать при анализе музыкального произведения эпохи барокко общие и частные закономерности его построения и развития;

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения;

- навыками анализа музыкальных форм эпохи барокко (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

4.7.

Старинная и предклассическая сонатная форма

Два исторических типа и два структурных вида старинной сонатной формы. Классификация барочной сонатной формы по числу тем. Сфера применения.

Барочная сонатная форма типа развертывания. Ее генетическая связь с ма­лыми формами. Область применения: сюитные танцы, части сонат, прелюдии, части сонат.Принцип структуры экспозиции. Развивающая часть. Особенности репризы. Структурные варианты сонатной формы типа развертывания.

Предклассическая сонатная форма в творчестве Д. Скарлатти и других итальянских композиторов. Предвосхищение сонатной формы классического времени. Строение основных разделов.

Знать:

- отличительные признаки старинной сонатной формы от классической, область применения, классификацию, тональный план старинной сонатной двухчастной формы, особенности строения разделов (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- анализировать старинную сонатную форму, рассматривая тип формы, границы разделов и партий, тематические и тональные соотношения партий, их строение;

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры;

- различать при анализе музыкального произведения эпохи барокко общие и частные закономерности его построения и развития;

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения;

- навыками анализа музыкальных форм эпохи барокко (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

4.8.

Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала.

Ария с ритурнелем как отличительный тип музыкальной формы эпохи барокко, оказавший значительное влияние на многие другие формы барокко и классицизма. Структурная схема арии с ритурнелем. Разновидности арии с ритурнелем.«Арии с девизом» («Devise-Arie»). Функция инструментального ритурнеля в ней. Широкое распространение типа арии da capo. Виды барочных инструментально-вокальных форм с ритурнелем и их характеристика. Критерий разграничения видов.Тип изложения ритурнеля.Ария dacapo как прообраз сложной трехчастной формы с эпизодом. Вариантность строения ее разделов, зависимость от строфики текста. Особенность формы, связанная с повторением ритурнелей. Певческая практика и ее воздействие на форму. Формы протестантского хорала. Слово и музыка в протестантском хорале.

Знать:

-виды барочных вокально-инструментальных форм с ритурнелем, определение и разновидности арии с ритурнелем, особенности строения и область применения;

- определение формы протестнатского хорала, ее применение, соотношение слова и музыки (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26).

Уметь:

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений эпохи барокко;

- анализировать вокально-инструментальные формы барокко (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

- навыками анализа вокально-инструментальных форм эпохи барокко (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

4.9.

Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Особое разнообразие циклических форм в эпоху барокко. Наиболее распространенные инструментальные циклические формы. Смешение полифонического и гомофонно-гармонического склада.

Наиболее распространенные вокально-инструментальные циклические формы. Малый полифонический цикл:прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга. Жанр сонаты. История термина.Формирование 2-х типов барочной сонаты. Sonata da chiesa.Sonata da camera. Развитие жанра скрипичной сонаты. Старинная сюита (партита). Связь с бытовой танцевальной музыкой.Архитектоника цикла, тональный план и функциональное соотношение частей. Строение частей. Сюита как предшественница сонатно-симфонического цикла. Концерт. Типы барочного концерта.Concerto grosso. Концерт для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой. Концерт для одного солирующего инструмента.

Классификация вокально-инструментальных циклов эпохи барокко по текстовому признаку. Месса.Виды западной мессы. Текст мессы. Разновидности исполнительского состава мессы. Месса как многочастное произведение культовой музыки.Ординарий и проприй. Строение мессы и принципы развития ее музыкального материала. Структура поющихся частей мессы-ординариум. Типы месс, сложившиеся в разные эпохи.История возникновения жанров кантаты и оратории. Классические образцы кантатно-ораториального жанра эпохи барокко. Структура циклов и исполнительский состав кантаты и оратории. Влияние логики сонатно-симфонического цикла надраматургию и композицию кантат и ораторий. Страсти или пассионы. Краткая история становления и развития жанра. Текстовая основа и исполнительский состав. Строение циклической композиции страстей.

Знать:

-основные виды инструментальных и вокальных циклических форм эпохи барокко;

- определение формы старинной сюиты, их строение, характеристику частей старинной сюиты;

- определение циклической формы барочного концерта, ее строение;

- основные виды барочной сонаты,особенности Sonata da chiesa. Sonata da camera;

- разновидности малого полифонического цикла, структуру его частей, область применения;

- определения и историю становления жанров мессы, кантаты, оратории, страстей;

- структуру поющихся частей мессы, разновидности мессы, ее текстовую основу и исполнительский состав (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений эпохи барокко;

- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

- анализировать циклические формы барокко, рассматривая количество и особенности частей их жанровые связи, средства объединения частей (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;

- навыками анализа циклических форм эпохи барокко. (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).

Раздел 5. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ XX ВЕКА

5.1

Философия, эстетика, общие тенденции музыкальной культуры. Полярность основных художественных течений. Принципы формообразования итипология музыкальных форм. Условное деление музыкальных форм XX века на два рода: 1) формы с сохранением классико-романтических и барочных композиционных типов (типовые); 2) формы, в которых не сохраняются старые типовые признаки (нетиповые). В первой половине XX века господствует 1-й род, во второй – значительно увеличивается роль 2-го. Влияние на формообразование новых систем ладово-гармонического мышления (расширенная тональность, атональность, неомодальность) и новых техник композиции (додекафонно-серийная, сериальная, сонорная, алеаторика). Ренессанс полифонического мышления и полифонических форм в музыке XX века. Наполнение старых полифонических форм современным интонационно-тематическим содержанием. Новые трактовки фолифонических форм. Особенность формообразования в музыке 1-й половины XX века. Преобразование типовых форм в рамках расширенной тональности, политональности. Типовые и нетиповые формы в серийной музыке. Существенная роль полифонических форм и приемов в серийной музыке. Принципы формообразования и типология музыкальных форм 2-й половиныXXвека. Индивидуализированные формы сонорной, алеаторной, и электронной музыки.

Знать:

- принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;

- теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка;

- законы формообразования;

- жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки;

- классификацию музыкальных форм XX века;

- термины и понятия «расширенная (хроматическая) тональность», «диссонантная тональность», «додекафония»,

«серия», «сериальность», «пуантилизм», «алеаторика», «сонорика», «сериальная форма», «алеаторная форма», «статичная ненаправленная форма», «остинатные формы нового типа», «монтажная форма», «репетитивная форма», «минимализм» (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Уметь:

- определять в музыкальных композициях тип ладово-гармонической системы произведения, ладовые структуры, вид фактуры, функции голосов фактуры, метроритмические эффекты, особенности формообразования, отличать типовые формы от индивидуальных;

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса;

- анализировать музыкальные формы современных композиторов (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 16, 26 ).

Владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;

- навыками анализа музыкальных форм XX века (ОК-4; ПК- 4, 5, 6, 26 ).