logo
Синельникова_Муз

4.1.2. План анализа музыкальной формы

А. Введение

  1. Стиль эпохи.

  2. Национальный стиль.

  3. Стиль композитора.

  4. Жанровое содержание (характерные черты жанра, отраженные в произведении, жанр второго плана (если есть); жанр литературно-поэтического произведения в сравнении с жанром музыкального произведения).

  5. Идея, замысел, сюжет, программность, музыкальный(е) образ(ы).

Б. Общий предварительный обзор

  1. Тип формы (простая трехчастная, вариационная, рондо, сонатная и т.д.).

  2. Цифровая схема формы в крупных чертах, с буквенными обозначениями тем (частей) и их названиями (середина, реприза, разработка и т.д.).

  3. Общий тональный план формы;

  4. Программность в инструментальной музыке (явная или скрытая); форма словесного текста в сравнении с музыкальной формой вокального произведения, изменения структуры текста (повторения строк, слов) в музыкальной форме.

В. Анализ каждой из основных частей

  1. Функция каждой части в форме.

  2. Тип изложения (экспозиционный, срединный и т.д.).

  3. Тематический состав, его однородность или контрастность; его характер и средства достижения этого характера.

  1. форма темы (характеристика периода или простой формы, в которой изла-гается тема);

  2. средства музыкальной выразительности, влияющие на характер тематизма: тип мелодической линии (мелодический рельеф), гармония (анализ гармонии с выделением характерных аккордов, оборотов), метроритмические особенности (в том числе метр и ритм поэтического слова, его соотнесение с музыкальным метром и ритмом); тип фактуры, регистровые и темповые характеристики, артикуляция;

  3. особенности исполнительской интерпретации (сравнительный анализ нескольких вариантов).

  1. Элементы тематизма, которые подвергаются развитию.

  2. Принципы развития: повтор, измененный повтор (варьирование, вариантность), прорастание, полифоническое развитие, разработка, контраст (производный, сопоставление), трансформация, паттерн, импровизация; тематические преобразования.

  3. Место кульминации, если она есть; способы, которыми она достигается и покидается.

  4. Тональное строение, каденции, их соотношение, замкнутость или разомкнутость.

  5. Подробная цифровая схема; характеристика структуры, наиболее важные моменты суммирования и дробления; характеристика пропорций.

Г. Анализ соподчинения основных частей в целом

1) Тематические соподчинения; однородность и контрастность, их подчеркнутость и сглаживание.

2) Темповая однородность или контрастность в связи с тематическими соотношениями.

3) Тональные соподчинения.

4) Драматургический профиль в крупных чертах, соотношение кульминаций в связи с динамической схемой: кульминации (генеральная кульминация произведения и местные кульминации), способы их оформления, подъемы и спады, точка золотого сечения и ее соотношение с драматургическим рельефом композиции

5)Характеристика общих пропорций композиции.

6) Характеристика целого, степень типичности формы; основы ее строения (сквозное развитие, сопоставление).