logo search
Синельникова_Муз

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

План лекции:

А. Эволюция сонатной формы в XIX веке.

В. Индивидуальные прочтения сонатной формы в творчестве композиторов XIX и XX веков.

Эволюция сонатной формы в XIX веке, обусловленная новой эстетикой, повлиявшей на характер музыкального языка. Смена прообразов музыкальной композиции в XX веке. Две противоположные тенденции к беспрограммности и программности. В результате более свободной трактовки сонатной формы в XIX и XXвеках – следующие изменения:

1. Ослабление динамического сопряжения в метрической и эпической сонатной форме, что приводит к ослаблению контраста между ГП и ПП, принадлежности их к одной образной сфере (Шуберт, Шуман, Бородин).

  1. Усиление динамического сопряжения в драматических сонатных формах, что приводит к усилению контраста (конфликта) между ГП и ПП. В результате, экспозиция распадается на два замкнутых самостоятельных раздела, а реприза динамизируется и переосмысливается (Шопен, Чайковский, Шостакович). Две или три темы ПП, как результат проявления свободы и образной сложности (Чайковский Симфония № 4, ч.2). Структура ПП сложнее, чем период: трехчастная (Чайковский Симфония № 6), двухчастная (Рахманинов Концерт №2), тема с вариациями (Шуберт Соната c-moll), фуга (Мясковский Квартет № 13, ч.1).

  2. Нарушение тематического фактора: выпадение отдельных разделов в репризе, преимущественно ПП (Ф. Шопен Соната b-moll, I ч.).

  3. Нарушение традиционных классических тональных соотношений, большее разнообразие тонального плана (Шуберт Симфония «Неоконченная» h - G, Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила» D – F) и т.д.

  4. Конструктивные изменения, которые выражаются в наращивании или сокращении разделов (отсутствие репризы, две экспозиции, две разработки).

Индивидуальные прочтения сонатной формы в творчестве Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, И. Брамса, А. Бородина, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.

Беспрограммная сонатная форма Ф. Шуберта. Песенный тематизм сонатной формы и лирическая трактовка. Композиционные особенности: смещение главного конфликта между ГП и ПП на конфликт между вступлением и экспозицией, экспозицией и разработкой; новое соотношение ПП и ЗП (отодвигание «перелома» в зону ЗП); использование трехтональной экспозиции и субдоминантовой репризы.

Романтические новации Ф. Шопена в сонатной форме. Концепционно-драматургическое преобразование сонатной формы: возвышение сферы ПП, темповые смены в зонах партий, усиление контраста между ГП и ПП, драматургия движения от драматизма и минора к жизнеутверждению и мажору на уровне разделов и всей формы. Преобразование структуры сонатной формы: сонатная форма с зеркальной репризой и с отсутствием ГП в репризе.

Сонатная форма в творчестве Й. Брамса. Жанровые истоки тематизма – песня и хорал. Интеллектуализм сонатной формы: строгая продуманность всех элементов композиции, повышенная тематизация, искусная отделка сложной фактуры, ослабление моторной действенности. Драматургическая децентрализация: меньшая активность ГП, соотношение ГП и ПП как лирических (либо лирического и хорального) образов, смещение зоны активности к началу ЗП. Сохранение верности классическим принципам в тональном плане и в трактовке сонатной формы в жанре концерта (двойная экспозиция).

Преобразование сонатной формы в творчестве Р. Шумана: многотемность, самостоятельность тематизма, тяготение к сюитности, возможность повторения некоторых разделов.

Противоположные тенденции в развитии сонатной формы в творчестве А. Бородина и П. Чайковского. Лирико-драматическая конфликтная трактовка сонатной формы Чайковским: столкновение образных антитез в ГП и ПП;образы рока, смерти во вступительном разделе; волновая драматургия, яркие драматические кульминации в зоне подъема ПП и на вершине последней волны разработки; напряженное сквозное развитие с тематическими трансформациями; секвентное развитие тематизма. Намеренное соблюдение логики классического тонального плана в общем строении экспозиции и репризы, новаторские соотношения тональностей внутри этих разделов (далекое родство).

Эпическая трактовка сонатной формы в творчестве А. Бородина: картинность, рассредоточенность драматургии, отсутствие конфликтности, контрасты сопоставления и взаимодополнения, нединамический профиль партий, размещение кульминаций на структурно и гармонически устойчивых участках формы (ГП репризы, начало коды), симметрично-уравновешенное строение композиции, вариантно-вариационный метод развития в разработке и «разработанная экспозиция», колористические установки, красочные тональные планы и тонально-гармоническая перекраска тем. Национальный колорит, фольклорные прообразы тематизма.

Развитие некоторых черт симфонизма А. Бородина в творчестве С. Прокофьева в других образно-содержательных аспектах: колористические фоны-остинато, метод варьирования в разработке, многотемность. Особенности монтажного мышления Прокофьева в сонатной форме.

Продолжение и развитие драматически конфликтной трактовки сонатной формы в творчестве Д. Шостаковича в ином круге образов и с иной расстановкой драматургических акцентов: основные стороны конфликта – экспозиция и реприза; «раскол» репризного раздела, где ГП включается в пространство повышенного драматизма и главной кульминации конце разработки, а ПП присоединяется к разделу коды и входит в зону катарсиса.