logo search
gong начало книги

Перкуссионные точки

Теперь, когда вы изучили три основных зоны игры на гонге, тренируйтесь наносить удары по отдельным точкам, называемым перкуссионными точками. При ударе эти точки дают качественное типичное звучание гонга. Перкуссионные точки одинаковы по всей поверхности инструмента и по сути являются теми участками, по которым целесообразно наносить удары.

Представьте, что гонг – это часы, разделенные на 12 секторов, по одному на час. Позиция, соответствующая 12 часам, находится на верхушке гонга (точнее, на верху средней части под ободом). Позиция, соответствующая 6 часам, - внизу по центру над ободом. Другие проходят по окружности средней зоны, кроме того, есть нулевые точки – в верхней части центральной зоны (в непосредственной близости к средней зоне), эта точка называется «верхний 0», и в нижней части центральной зоны – точка «нижнего 0». Итого у гонга есть 14 перкуссионных точек (включая две нулевых), куда приходится большинство ударов молота.

Нанося удара по этим точкам, вы услышите, что каждая из них производит немного отличный звук, а последовательное нанесение ударов позволяет добиться насыщенного многообразного звучания.

Для начала игры удобно представить себе, что перкуссионные точки гонга разделяются горизонтальной линией, проходящей по «циферблату часов» между секторами 3 и 9. По точкам, находящимся сверху от горизонтальной линии (1, 2, 10, 11, 12) наносятся обычно удары вверх, а по точкам снизу от линии (4, 5, 6, 7 ,8) – удары вниз. По двум точкам, находящимся на горизонтали (3 и 9), удары вверх или вниз наносятся в зависимости от того, левша или правша играет на гонге. Для правшей удобнее бить по точке 9 ударом вниз, а по точке 3 – вверх. Для левшей – наоборот. Точка нижнего 0, находящаяся непосредственно под центральной точкой, ударяется с направлением вниз, а точка верхнего нуля – вверх.

Разнонаправленные удары по перкуссионным точкам удобны для обучения игре на гонге. Когда вы поймете, как работать со звуком гонга, вы можете сменить направление ударов, чтобы достичь иных эффектов от воздействия на перкуссионные точки. Например, когда вы бьете вверх по точке, для которой характерно нанесение ударов вниз, вы меняете качество ее энергии, повышая ее частоту. То же и при обратной смене направления удара: удар вниз, нанесенный по точке, традиционно ударяемой вверх, понижает частоту точки, если такой эффект необходим.