Гонг в музыке Запада
Первое упоминание наличия гонга в западном оркестре датируется 1791 годом, когда Госсек включил партию для китайского гонга в «Скорбный марш», написанный в память о Мирабо. Гонг вновь использовался Керубини в его «Реквиеме» и Штейбельтом в опере «Ромео и Юлия» (1793) для создания атмосферы скорби. Гонг часто использовался другими композиторами Запада - для того, чтобы выразить грусть, уныние, например, Чайковским в Симфонии №6 (часть 4) и Рихардом Штраусом в симфонической поэме «Смерть и просветление», а также для обозначения кульминации, как в фантазии «Франческа да Римини» Чайковского (хотя в классическом исполнении у Чайковского значатся тарелки, а не гонг – прим. пер.).
В ретроспективе гонг использовался европейскими композиторами для создания драматических, экзотических, даже устрашающих настроений, как-то у Мусоргского в «Борисе Годунове», или «восточного» звучания – у Пуччини в «Мадам Баттерфляй» и у Грифса в «Дворце развлечений Кубла Хана».
В большинстве случаев в западной музыке гонг используется только для создания акцентов. Композитор Густав Хольст дает предписание к сюите «Планеты» («Марс») исполнять тремоло на 39 тактов именно с использованием гонга. В «Интроите» (1965) Стравинского есть партии для двух гонгов, тремоло для четырех гонгов присутствует в «Женщине без тени» (1919) Рихарда Штрауса, неоднократно гонг звучит в «Турандот» Пуччини.
Гонг – выбор современных западных композиторов, желающих добиться необычного звучания. Стравинский, к примеру, требовал, чтобы быстрое глиссандо в «Весне священно» («Великая жертва») исполнялось на гонге с помощью треугольного ударника. Пендерецки использовал в «Измерениях времени и тишины» (1960) звук гонга, получаемый за счет его сгибания, а в «Двойной музыке» (1941) Джона Кейджа гонг после удара сразу же помещался в кадку с водой, чтобы получилось искаженное звучание.
Однако использование гонга на Западе не ограничивается только авторскими музыкальными произведениями. В Восточной Европе около 17 века в македонских монастырях тонкие гонги размещались в центральной части обители, с их помощью братию призывали на службу. В некоторых католических орденах гонги использовались вместо колоколов для созыва верующих. В течение 19 века в среде европейской знати было принято использовать гонг для вызова слуг или для сбора семьи за столом, для обозначения прихода гостей в ходе формальных мероприятий.
Гонг обрел новую жизнь в психоделической музыке 1960-70-х – его сносящее голову звучание многократно отражалось в умах свежеобдолбанных слушателей. Moody Blues открывают альбом композицией Days of Future Passed с нарастающим крещендо гонга, заканчивается трэк также ударом гонга, звук которого замирает в тишине. Led Zeppelin использовали гонг в песне What Is And Never Should Be, а Джон Бонэм играет на 38-дюймовом симфоническом гонге Paiste в песне Moby Dick. Aerosmith использовали гонг в песне Dream On, а в классической Bohemian Rapsody группы Queen звучит большой гонг, на котором играл Роджер Тэйлор. Доан Перри из Jethro Tull использует 36-дюймовый гонг. Во время концертов Pink Floyd 1967-73 годов Роджер Уотерс выносил гонг на сцену для песен A Saucer Full of Secrets и Set Your Controls for the Heart of the Sun, которые заканчивались зажигательными пассажами на гонге – на случай если местные кислотники еще не совсем потеряли голову.
Популярность гонга среди представителей нарко-музыкальной культуры 20 века на самом деле первый прецедент использования этого инструмента в западной музыке для трансформации сознания, отсылка к его восточным корням, уходящим в века, когда гонг использовался для пробуждения высших центров медитативного ума.
Хотя гонг использовался как музыкальный инструмент для разных типов произведений, его суть в особой возможности трансформировать, исцелять и возвышать ищущих. Сегодня гонг обрел новую аудиторию, сформированную терапевтами, учителями йоги и людьми, стремящимися изменить себя и других с помощью его звука.
Есть определенная разница между использованием гонга как музыкального инструмента и в терапевтической или йога-практике. Музыкальное – как восточное, так и европейское – и исцеляющее и трансформирующее использование гонга требует разных навыков. Об этом речь пойдет дальше.
- Вступление
- Благодарность
- История гонга
- Звук гонга
- Суть гонга
- Как изготавливаются гонги
- Происхождение гонга
- Гонг в музыке Запада
- Гонг и практика йоги
- Гонг и коши
- Гонг и нади
- Гонг и чакры
- Кундалини йога и гонг
- Мантры Кундалини йоги для игры на гонге
- Крийи и медитации Кундалини йоги
- Гонг и мантры
- Гонг и пранаяма
- Гонг и асаны
- Гонг и крийи
- Гонг и медитация
- Советы по использованию гонга в практике йоги
- Обучение и практика без гонга
- Терапевтический эффект: ум
- Терапевтический эффект: душа
- Гонг йога терапия
- Основа Гонг йога терапии
- Структура сессии Гонг йога терапии
- Как играть на гонге: базовые техники
- Приближаясь к гонгу
- Позиция для игры
- Практика. Поиск точки благозвучия
- Перкуссионные точки
- Переводы подписей к иллюстрациям
- Глоссарий