logo
gong начало книги

Гонг и чакры

Если говорить упрощенно, то чакры – это энергетические центры тонкого тела, которые воздействуют и контролируют различные сферы человеческой психики. Каждая чакра имеет уникальную частоту вибрации, которая резонирует с определенным физическим, психологическим и духовным качеством. В классической системе йоги различают семь основных чакр, и каждая обладает особым звучанием, или соответствует своей ноте, выражающей ее и ее природу.

Так, есть бидж мантра, начальная мантра для каждой чакры. Этот основной звук резонирует с энергией чакры и в конечном счете приводит ее к балансу. В традиции эти звуки следующие:

Первая чакра – ЛАМ

Вторая чакра – ВАМ

Третья чакра – РАМ

Четвертая чакра – ЯМ

Пятая чакра – ХАМ

Шестая чакра – ОМ

Седьмая чакра – тишина

В практике Кундалини йоги различные мантры также вибрируют определенные чакры, в случае с бидж мантрой САТ НАМ – это третья чакры, а ВАХЕЙ ГУРУ – мантра для шестой чакры

Наконец, музыкальные ноты ассоциируются с чакрами. В Индийском музыкальном ладу семь нот для чакр – СА, РЕ, ГА, МА, ПА, ДХА, НИ, СА. Ноты согласуются с ключом; например, в до-мажоре звук СА соответствует ноте до и первой чакре.

Благодаря этой тесной взаимосвязи частоты звука и чакр гонг является мощным инструментом для раскрытия и уравновешивания потока энергии, проходящего через них. Поскольку гонг создает многообразие комплексных частот, чакры входят в естественный резонанс. Это равно тому, как если бы миллион нот звучали одновременно и длились, пока идеальная мелодия не сложилась бы для каждой чакры.

Эта объединенная волна обертонов и комбинированных тонов создает широчайший диапазон вибраций, необходимых для создания оптимального резонанса в каждой чакре. В результате происходит значительная настройка всех чакр, обеспечивающая свободное течение энергии, что дает ощущение текучести и реактивности энергетического тела слушателя.

Гонг оказывает не только общий, но и особый эффект на отдельные чакры. Об этих эффектах известно уже сотни лет. Так, при дворе правителей часто специально играли на гонге для стимулирования шестой чакры и пробуждения сверхъестественных способностей провидцев и предсказателей.

Советники власть имущих били в гонг для воздействия на шестую чакру, или центр интуиции, для достижения состояния, подобного трансу, и предсказания исхода битв и сбора урожаев. Одно из предсказаний, данных таким образом, гласило, что королевские воины должны выпускать стрелы особым образом – по траектории, направленной вверх, а не непосредственно во врагов, что дало преимущество против тяжелой брони противника. Подобным образом гонг использовался, когда провидцам было необходимо обратиться к энергии шестой чакры для предсказания погоды во избежание гибели кораблей или при подготовке к засухе.

Есть исторические свидетельства, что гонг использовался, когда человек был на смертном одре, чтобы открыть седьмую чакру, или корону, расположенную в зоне макушки, которая считается у йогов точкой выхода тонкого тела, или души, в момент смерти. Благодаря способности гонга к раскрытию седьмой чакры и облегчению отхождения души, инструмент ассоциировался на Вростоке с погребальными ритуалами, что позже проявилось и в европейской музыке 18 века.

Седьмая чакра также считается и проводником божественной воли, так же, как шестая – третьим глазом пророков. Гонг сам по себе считался своего рода чудом, почитался как посланник богов, позволяющий слушателям воспринимать невыраженные голоса (что на самом деле является следствием возвышенных состояний медитативного ума слушателя).

Когда звучит гонг, могут открыться и заблокированные чакры. Это может ощущаться слушателем или выражаться в переживаниях глубокой печали (первая чакра), оживления (вторая чакра), смеха (третья чакра), плача (четвертая чакра), кашля (пятая чакра), внутреннего света (третий глаз), блаженного единения (седьмая чакра). Порой ощущения во время восприятия звука гонга могут быть очень острыми, например, женщина может пережить оргазм во время релаксации, сопровождаемой гонгом, а мужчина – опыт выхода из тела, наблюдения своего тела с высоты лежащим на полу.

Кроме воздействия на отдельные энергетические центры тела, гонг оказывает и общее влияние, работая с энергетическими связями чакр. Чакры изначально имеют парные связи между собой, в пару входит низшая и высшая вибрации. Например, седьмая чакра – «высшая» вибрация первой чакры, шестая – второй, пятая – высокая «октава» для третьей чакры. Четвертая чакра, сердечный центр, обладает независимой частотой, которая связана с электромагнитным полем, или аурой, тела.

Эта взаимосвязь чакр позволяет оказывать на них одновременное воздействия, уравновешивая их игрой гонга попарно. Гонг обретает два плана воздействия. Так, «высокая» частота шестой чакры может быть «заземлена» работой со второй чакрой и соответственно вторая чакра может быть «возвышена» воздействием на шестую.

В результате комплексное и интерактивное воздействие звука гонга создает кросс-коммуникацию между энергетическими центрами, освобождая блоки и снимая старые паттерны, что позволяет тонкому тело мягко реинтегрироваться, а чакрам – согласоваться. За счет координации и стимулирования работы гипофиза и шишковидного тела гонг особенно эффективен для работы с 6 и 7 чакрами и это делает его идеальным инструментом для медитации.

На иллюстрации показаны 7 основных чакр, связанных с зонами игры на гонге, начиная от нижних областей, прямо над зоной обода, звук которых адресуется первой чакре, до высоких, расположенных под ободом, чей звук адресуется седьмой чакре. Сердечный центр, четвертая чакра, соответствует зоне над и под центром гонга. В традиции Кундалини йоги упоминается восьмая чакра (так считается с учетом ауры, окружающей энергетическое тело и поля седьмой чакры), которой соответствует обод гонга, пролегающий вдоль диаметра поверхности инструмента.