logo
gong начало книги

Звук гонга

Когда мы слышим звук гонга впервые, этот опыт бросает нам вызов – почувствовать звук в удивительной, почти абсолютно уникальной форме. Этот звук не похож ни на какой другой, издаваемый музыкальными инструментами – в том, как он существует, и в его взаимодействии со слушателем.

Все музыкальные инструменты производят звуковые пакеты. Эти пакеты содержат непосредственный звук, издаваемый инструментом во время игры, когда вы дергаете гитарную струну или ударяете по клавише пианино, затем звук гаснет с течением времени. Большинство инструментов издают звук предсказуемой длительности, звуки имеют предсказуемое время звучания (так называемое затухание звука) после момента усилия («атака»). Атака и затухание – цикл, заложенный в звуковой пакет, определяющий, как слушатель воспринимает звук.

Например, звуковой пакет деревянной колотушки, одного из самых ранних и примитивных инструментов, начинается с резкой атаки, когда блоки ударяются друг о друга, и стремительного затухания, когда звучание рассеивается почти мгновенно, производя характерный недолговечный звук. Звуковой пакет духовых инструментов начинается с мягкой атаки – попадания воздуха в инструмент и заканчивается постепенным затуханием, линейным и предсказуемым для уха.

Однако звуковой пакет гонга непредсказуем, нелинеен, он взаимодействует с пространством. После удара молота о гонг звук вырастает до первого пика и начинает плавно затухать. После первого спада звучание возобновляется и достигает прежней гармонии без какой-либо дополнительной атаки, приближаясь ко второму, порой более высокому звуковому пику, прежде чем окончательно раствориться. Звуковой пакет гонга подобен отложенной волне, которая спадает, а затем ударяет с силой, превосходящей первый прилив. Такое волнообразное сочетание пиков и точек минимума звучания гонга уносит слушателя дальше и дальше, это подобно приливам и отливам океана, всегда возвращающегося и возвышающего волны снова и снова.

Йоги Бхаджан, Мастером Кундалини йоги и Гонга, назвал такой возвращающийся звук гонга «до-звуком» (re-sound). Он говорил, что «гонг – это не звук, гонг – это до-звук. Без до-звука у вас нет силы. Вы поднимаетесь в горы, вы произносите слово, которое эхо повторит тысячу раз, разнесет на тысячу миль. В этом сила до-звучащего звука, анахад (прим.: звука без границ и ограничений). Безграничный звук вибрирует и создает свет и жизнь».

Благодаря этому возвращающемуся звуку, или «до-звуку», гонг производит комплекс смешанных обертонов, позволяющий слушателю изучать и воспринимать совершенно по-новому. Звуковые волны, покрывающие одна другую, создают новые сложные тоны, звук гонга становится настолько объемным, таким непредсказуемо транслинеарным, что человеческий разум не в силах категорировать его.

В результате этой неспособности ума определить и предсказать звучание люди часто слышат в звуке гонга тоны других инструментов, поскольку ум предпринимает попытку достроить, сравнить и различить, что мог бы напоминать этот звук. С закрытыми глазами некоторые слушатели предполагают, что используется дополнительная музыка, другие инструменты или усилители для создания комплексности и текстуры звука, издаваемого одним лишь гонгом. Даже с открытыми глазами некоторым слушателям мерещатся звуки колоколов, ударных, арфы, горна или слышатся голоса, поющие под звук гонга.

Такое индивидуальное восприятие звука гонга возможно, благодаря обилию обертонов. Эти обертоны, производимые при звучании сочетания громких тонов, называются комбинированными тонами. Специалисты по акустике считают комбинированные тоны физиологическим феноменом в большей мере, чем акустическим, поскольку они синтезируются в среднем ухе каждого слушателя, сообщаются вибрациями улитки и очень тонких волокон. Таким образом, гонг производит как внешний, так и внутренний звук. Двойственная природа звука позволяет каждому слушателю погрузиться глубже в собственный опыт, поскольку звук гонга становится уникальным для каждого, кто его воспринимает.

Дейн Радхайяр в книге «Магия тона и искусство музыки» (The Magic of Tone and the Art of Music, Dane Rudhyar), говоря о внутреннем звуке, называет звук гонга «холистическим» резонансом, в котором тоны вне гармонии и вне периодов открывают слушателю неординарную сферу, сферу духа. «Пожалуй, в большей мере, чем что бы то ни было, - пишет Радхайяр, - гонги есть неподдельное, физическое подтверждение наличия звука души для всех основных религий».

Единственный звук, сравнимый со звуком гонга, - звук церковного колокола, производящий схожие комплексные комбинации тонов, выводящие слушателя за пределы обыденной реальности. Интересно, что церковные колокола на Западе, равно как и гонги на Востоке, были призваны взывать к слушающим и напоминать им о запредельном плане бытия.

Поскольку звук гонга воспринимается как индивидуальное сочетание тонов, возникающее во время исполнения, записать этот звук достаточно трудно. Многие слушатели описывают звук гонга в записи плоским, все самые мощные эффекты происходят от живого исполнения и непосредственного восприятия.