Позиция для игры
Если гонг установлен на напольной раме, сядьте рядом с ним. Если подвешен на высоком вертикальном стенде – встаньте возле него. Вне зависимости от того, стоите вы или сидите, ударная рука должна иметь возможность дотянуться до гонга, пересекая ваш корпус, чтобы свободно нанести удар по его поверхности. Другими словами, ударная рука не должна находиться вплотную к гонгу.
Встаньте на небольшом расстоянии от гонга, повернувшись к нему. Вы должны находиться перед гонгом, но не располагаться целиком возле него и не закрывать его собой. Расстояние должно быть таким, чтобы ударной рукой вы могли дотянуться до удаленных зон поверхности гонга, а локоть оставался бы лишь немного согнутым. Не стоит размещаться так, чтобы чрезмерно вытягивать руку или менять позу, чтобы нанести удар по дальней от вас части гонга. Распространенная ошибка новичков – располагаться поодаль позади гонга. Вы должны находиться немного впереди под углом относительно опоры гонга, чтобы видеть его целиком и доставать до всех зон его поверхности.
Молот в руке
Молоты для гонга часто кажутся начинающим слишком тяжелыми. Вам нужно укреплять руки и запястья, чтобы играть продолжительное время.
Молот нужно держать крепко и так, чтобы вы могли манипулировать его весом с помощью кисти. Положение руки на рукояти молота зависит от его веса, возможно, вам нужно будет держать ее примерно посередине. С развитием силы рук вы сможете держать молот на две трети ниже ударной части. Молот следует держать так, чтобы сохранялась гибкость и баланс, когда вы двигаете рукой. Постепенно молот начнет казаться невесомым.
Подготовка гонга
Перед тем как ударить по гонгу, придайте ему динамику несколькими легкими постукиваниями по зоне рядом с краем молотом или пальцами. Это не требует усилий. Некоторые очень большие гонги в храмах Японии сначала «разогреваются», монах одним только предварительно увлажненным большим пальцем заставляет колебаться огромные инструменты.
Это постукивание необходимо, для того чтобы гонг начал колебания. Если ударить по нему без подготовки, вся энергия первого удара уйдет на вибрацию инструмента, и первый звук не будет теплым, объемным и полным.
Удары по гонгу
Музыкальный термин, обозначающий удар по перкуссионному инструменту, подобному гонгу, - «атака». Лучше понять это слово помогает его происхождение, корень attach означает «прикреплять», «соединяться». Речь идет не об агрессивном действии одного объекта относительно другого, а об объединении, соединении молота и гонга. Это йога – которая есть тоже соединение – молота и гонга, в ходе которой выясняется, наблюдаем ли мы цельное слияние или негармоничный союз извлекающего (молот) и производящего (гонг) звук.
Важно помнить, что нельзя наносить прямые удары молотом по гонгу. Никогда не бейте молотом прямо. Такие удары производят сокрушительные, тревожные звуки. Это разрушает обертоны и лишает звук динамики, делает его мертвым.
Молот следует немного отклонять от гонга в момент атаки (или соединения), чтобы произвести более объемный звук. Когда вы подносите ударную часть молота к гонгу, направляйте ее немного вниз или вверх кистью руки, чтобы удар был косым, будто молот отскакивает от поверхности. Это создает свободу движения и звука, поскольку ударная часть молота неплотно прилегает к гонгу и могут раскрыться богатые обертоны.
По той же причине никогда не бьют в центр гонга. Когда удар наносится по направлению к центру, ударная часть молота отклоняется от центра в момент атаки и снова наносится косой удар.
Движение молота направляется от плеча и запястья. Локоть может быть согнут или участвовать в движении, но оно никогда не должно направляться от локтя, поскольку это приводит к дробному, неконтролируемому звучанию. Молот движется в дуге от плеча, оканчивающейся малой другой кисти, образуемой непосредственно перед соприкосновением молота и гонга.
Тогда как движения плеча контролирует громкость звука, изгиб кисти крайне важен, поскольку позволяет контролировать качество звука. Угол наклона кулака – основной способ контролировать гонг и звук.
Направление ударной части молота может сдвигаться под углом вверх или вниз, нанося косые удары. Эти отклонения необходимы для произведения различных звуков. Пока достаточно знать, что молот может двигаться относительно поверхности под более или менее острыми углами.
ПРАКТИКА. СЕССИЯ №1.
Удар молота
В ходе этой сессии вы будете тренировать основной удар молотом. Займите позицию для игры и держите молот так, чтобы вы могли легко поворачивать кулак.
Практика. Удар вверх
Начните играть на верхней половине гонга на наибольшем удалении от себя. Когда вы подносите молот к гонгу, отклоните его немного, прогнув кисть по восходящей дуге при нанесении удара. Кулак поворачивается вверх, сомкнутая рука – к небу. Выполните это движение несколько раз, почувствуйте легкую косую отдачу от удара. Нет нужды наносить сильные удары или сохранять контакт молота с поверхностью. Во время отработки удара почувствуйте, насколько вы можете отклонять или двигать кисть и сжатый кулак. Меняйте позицию тела, вы можете повернуться к гонгу.
Практика. Удар вниз
Начните играть на нижней половине гонга на наибольшем удалении от себя. Когда вы подносите молот к гонгу, отклоните его немного, прогнув кисть по нисходящей дуге при нанесении удара. Кулак поворачивается вниз, сомкнутая рука – к земле. Выполните это движение несколько раз, почувствуйте легкую косую отдачу от удара. Обратите внимание на то, как отличается движение плеча при нанесении удара вверх и вниз. Помните, что не нужно бить в гонг сильно или удерживать молот у его поверхности. И на этот раз почувствуйте, насколько вы можете отклонять или двигать кисть и сжатый кулак. Меняйте позицию тела, поворачивайтесь к гонгу.
Практика. Переменные удары
Теперь начните наносить попеременно удары вверх и вниз по верхней и нижней частям гонга соответственно. Ударяйте на расстоянии нескольких дюймов от центра. Разместитесь так, чтобы вам было удобно бить в гонг. Обратите внимание на разницу звучания от ударов вверх и вниз.
Практика. Остановка гонга
Чтобы прекратить колебания гонга, плотно удерживайте ударную часть молота на поверхности гонга, останавливая его движение. Это называется заглушение, такое действие применяется для прекращения звучания гонга. Тренируйте заглушение по окончании ваших упражнений игры на гонге.
Практика. Встречный удар
Вы заметите, что гонг естественным образом раскачивается при нанесении ударов. Начните бить по разным частям поверхности гонга (по центру, средней части, ободу) так, чтобы он начал раскачиваться. Теперь тренируйтесь наносить удар в тот момент, когда гонг движется по направлению к вам. Прислушайтесь к звуку. Обратите внимание на то, как изменилась интенсивность колебаний гонга. Стал ли звук громче? Продолжает ли гонг раскачиваться сильнее или меньше?
Практика. Догоняющий удар
Теперь начните наносить удары во время колебаний гонга при его движении от вас. Прислушайтесь к звуку. Обратите внимание на то, как изменилась интенсивность колебаний гонга. Стал ли звук громче или тише? Продолжает ли гонг раскачиваться сильнее или наоборот?
Практика. Стабилизация гонга
Вы можете заметить, что порой гонг начинает раскачиваться слишком сильно или даже пошатываться из стороны в сторону. Неравномерная или чрезмерная подвижность гонга приводит к потере контроля над звуком, вам необходимо научиться стабилизировать инструмент и уменьшать его колебания. Для этого ударьте в гонг, когда он будет двигаться по направлению к вам и на мгновение продлите контакт ударной части молота с поверхностью. Бейте по наиболее динамичной зоне (боковые, верхняя или нижняя части) по направлению к ободу гонга, так вы добьетесь максимальной коррекции.
Зоны игры на гонге
Поверхность гонга делится на три ударных зоны: центральную, среднюю и зону обода. На некоторых гонгах эти зоны очень четко разделяют при обработке, так что они заметны. Центральная часть – своеобразное маленькое солнце диаметром около четверти от общего размера гонга. Зона обода имеет некоторые неровности и располагается непосредственно по краю инструмента. Средняя зона между центром и ободом самая большая зона игры, которая зачастую имеет оттенок, варьирующийся между темным цветом зоны обода и более светлым центром. Каждая ударная зона создает свой специфический звук.
Хотя бить можно в любую часть гонга, удары никогда не наносятся по внешнему краю обода и точно в центр. Помните, что средняя зона ударяется по направлению с легким удалением от центра (единственное исключение – особо настроенный гонг, выпуклый гонг с поднятым центром).
Удар в гонг, нанесенный рядом с центральной зоной, производит богатый, продолжительный, опорный звук, который можно назвать близким к фундаментальным тонам. Удар по средней зоне дает нарастающее, глубокое, полное звучание со сложными тонами. При нанесении удара по зоне обода получается легким, искрящимся, ревущим – это частичные тоны, поднимающие высоту звучания.
Для произведения широкой палитры звуков в гонг бьют по всем зонам, однако каждый гонг имеет одну или несколько ударных точек, дающих идеальное звучание. Эти точки называют точками благозвучия (sweet spot, свит спот), удар молота по ним вызывает звук, приносящий удовольствие. Расположение точек благозвучия различно у каждого гонга и зависит от его размера, настройки, особенностей производства. Все же часто эта точка обнаруживается в нижнем треугольнике средне зоны игры.
При игре гонг начинает ритмично раскачиваться вперед и назад (и иногда из стороны в сторону). Если это колебание становится чрезмерным и трудно контролируемым, движение может быть приостановлено ударом при движении гонга навстречу играющему. Однако удар должен быть отклоняющимся, а не прямым.
Если необходимо увеличить громкость звучания, бейте в гонг при его приближении. Для снижения громкости наносите удары при движении инструмента от вас.
Практика. Сессия №2
Изучение зон гонга
Практика. Изучение центра, средней зоны и обода
Расположитесь у гонга и дотроньтесь до центра, средней зоны и обода ударной частью молота. Начните бить в гонг по верхней части центральной зоны (прямо по тому участку, где начинается средняя зона), наносите удары вверх. Затем начните наносить удары вниз по нижней части центральной зоны. Попеременно наносите удары вверх и вниз соответственно по верхнему и нижнему участкам центральной зоны. Прислушайтесь к звуку и оцените его отличия при нанесении ударов по разным частям гонга. Избегайте ударов непосредственно по самой центральной точке. Теперь заглушите гонг, приложив ударную часть молота к центру.
Изучите звучание средней зоны, нанося удары по поверхности между центром и ободом. Используйте удар вверх, когда бьете по верхней половине средней зоны, и удар вниз, когда бьете по нижней половине. Бейте по всему кругу средней зоны, внимательно слушая и оценивая разницу звучания. Затем заглушите гонг, приложив ударную часть молота к центру.
Теперь бейте по ободу. Опытные мастера гонга достигают специальных звуковых эффектов, нанося удар по самому краю этой зоны, новичкам следует ударять молотом в пределах обода. Начните с ударов по наиболее удаленным участкам зоны, снова используйте удары вверх, когда бьете по верхней части зоны, и удары вниз, когда бьете по нижней. Пройдите ударами по всему диаметру гонга несколько раз, двигаясь по часовой и против часовой стрелки. По окончании заглушите гонг, приложив ударную часть молота к центру.
- Вступление
- Благодарность
- История гонга
- Звук гонга
- Суть гонга
- Как изготавливаются гонги
- Происхождение гонга
- Гонг в музыке Запада
- Гонг и практика йоги
- Гонг и коши
- Гонг и нади
- Гонг и чакры
- Кундалини йога и гонг
- Мантры Кундалини йоги для игры на гонге
- Крийи и медитации Кундалини йоги
- Гонг и мантры
- Гонг и пранаяма
- Гонг и асаны
- Гонг и крийи
- Гонг и медитация
- Советы по использованию гонга в практике йоги
- Обучение и практика без гонга
- Терапевтический эффект: ум
- Терапевтический эффект: душа
- Гонг йога терапия
- Основа Гонг йога терапии
- Структура сессии Гонг йога терапии
- Как играть на гонге: базовые техники
- Приближаясь к гонгу
- Позиция для игры
- Практика. Поиск точки благозвучия
- Перкуссионные точки
- Переводы подписей к иллюстрациям
- Глоссарий