logo
gong начало книги

Гонг и коши

В йоге описывается пять кош, или покровов бытия, это важна концепция для понимания эффектов йоги и роли гонга в трансформации.

Представьте себя имеющим пять чехлов или слоев. Поверхностный слой – это физическое тело (анамайя коша), второй слой – энергетическое тело или тело дыхания (пранамайя коша), третий – эмоциональное тело (манамайя коша), четвертый – тело познания (виджнайямайя коша), последний, пятый слой и наше ядро и суть – тело блаженства (анандамайя коша).

С практикой йоги – от очевидных до тонких аспектов – происходит воздействие на все пять тел. Практикуя асаны, или позы йоги, укрепляется физическое тело (анамайя коша), а практики пранаям, контролируемого дыхания, работают с праническим телом (пранамайя коша). Воздействие на эмоциональное тело (манамайя коша), регулирующее наши обычные размышления и чувства, оказывается с помощью мантр и сакральных звуков. Тело познания (виджнайямайя коша) поддается действию медитаций, а тело блаженства (анандамайя коша) постигается путем интеграции всех пяти покровов.

В этой модели гонг воздействует на манамайя кошу и таким образом служит посредником между физическим и праническим телами (анамайя коша и пранамайя коша) и телом познания, или медитативным умом (виджнайямайя коша). Гонг позволяет преодолеть то, что для многих является большим препятствием в практике йоги: совершить переход от общих к тонким сферам. Когда звучит мантра или гонг, оказывается воздействие на манамайя кошу, укрепляемую и исцеляемую так же, как физическое тело асанами или тело дыхания с помощью пранаям.

Поскольку гонг задействует эмоциональное тело, или покров, его звук часто вызывает эмоциональные реакции, особенно в ходе нескольких первых раз прослушивания. Плач или смех – нормальные реакции, равно как и тревога, страх, любовь, блаженство, поскольку звук гонга запускает процессы эмоциональной реорганизации.

По мере того, как манамайя коша взаимодействует со звуком, различные эмоциональные состояния теряют остроту и сменяются общим ощущением благополучия. Из этого спокойного и нейтрального эмоционального центра значительно проще достичь медитативного состояния ума виджнайямайя коши.

Способность гонга пробудить интуитивный и провидящий ум (в йоге называемый буддхи) воздействием на шестую чакру повышает возможности воспринимающего задействовать виджнайямайя кошу. Особенно в тот момент тишины, когда звук гонга прекращается, слушатель получает опыт цельности в спокойствии, когда настоящее гораздо проще отличить от иллюзорного.

Наконец, гонг сам по себе может быть инструментом блаженства: слияние с его всеохватным звуком напоминает слушателю, что источник нашего существования проистекает из условного центра вселенской души – анандамайя коши.

Можно проследить, как гонг взаимодействует со всеми пятью кошами – от чисто физического ощущения звука (анамайя коша) к движению энергии через нади (пранамайя коша), синхронизации эмоционального состояния и ума (манамайя коша), ведет к интуитивным озарениям (виджнайямайя коша), создающим предпосылки к переживанию полного блаженства (анандамайя коша).