logo search
Синельникова_Муз

2.17. Контрастно-составные формы

План лекции:

А. Контрастно-составная форма: определение общая характеристика.

В. Классификация контрастно-составных форм.

С. Характеристика примеров контрастно-составных форм.

Контрастно-составными называются формы, обладающие циклическим контрастом частей, идущих без перерыва звучания и имеющих интонационно-тематическое родство. Применение в оперных и балетных номерах в частях ораторий и мессе, в инструментальных фантазиях, в смешанных формах XIX века. Сочетание в контрастно-составной форме структурно строгих и свободных разделов. Огромное разнообразие строения.

Располагаются в систематике композиционных структур между одночастными (нециклическими) и циклическими формами. Родство с циклическими: в обоих случаях налицо последовательность нескольких контрастирующих частей. С одночастными – отсутствие перерывов между частями и невозможность рассматривать эти части как относительно самостоятельные пьесы, допускающие отдельное исполнение.

Контрастно-составная – форма, состоящая из нескольких контрастирующих частей, во многом подобных частям циклической формы, но менее самостоятельных, идущих без перерывов и по степени своего слияния в одно целое образующих форму, близкую к одночастной (нециклической). Могут содержать две, три, четыре или более частей, иметь или не иметь репризу. Встречаются в различных жанрах – инструментальных (от симфонии или сонаты до попурри), вокальных, сценических – в разные исторические периоды. Существовали уже в XVII веке в жанре концертной фантазии. В инструментальном творчестве Баха типичной двухчастной контрастно-составной формой является форма токкаты и фуги, но не прелюдии и фуги, образующей двухчастный цикл.

По своей роли в цикле части неравноправны: одни – более зависимые, другие ведущие. Некоторые части имеют характер вступления, эпилога, послесловия, интермедии, например прелюдия и фуга (Д. Шостаковича, Р. Щедрина), каватина и рондо. Объединяющим фактором для цикла является реприза: два вида контрастно-составных форм: а) репризные; б) безрепризные (полифонические циклы). Возможна темповая, фактурная, тематическая реприза.

Классификация по количеству частей и наличию или отсутствию репризы:

1. Двухчастные контрастно-составные формы. Тип медленно-быстро: Встречается чаще в циклических композициях, где 1 и 2 части идут без перерыва (attaca), или есть связки.

2. Трехчастные контрастно-составные формы: репризные и безрепризные.

3. Многочастная контрастно-составная форма.

4. Контрастно-составная форма слитно-сюитного типа (каприччио, рапсодии). Части объединяются по тематизму, жанру (быстрые с быстрыми, медленные с медленными).

У Моцарта контрастно-составную форму представляют собой финалы действий опер.