logo search
Синельникова_Муз

4.5. Куплетное рондо

План лекции:

А. Рондо французских клавесинистов: общая характеристика.

В. Особенности рефрена и куплетов.

С. Рондо Ф. Э Баха.

Куплетное рондо – форма, основанная на чередовании неоднократно возвращающейся темы и незначительно отличающихся от нее эпизодов. Характерно для музыки конца XVII – XVIII века. Область применения: программные произведения для клавесина французских композиторов (Куперен, Рамо, Дакен, Дандриё, Буамортье), танцевальные пьесы – менуэт, гавот, тамбурин, жига (французские клавесинисты, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель), пьесы с названием «Рондо» (Ф.Э. Бах).

Рондо французских клавесинистов. Признаки, отвечающие галантному стилю: простота и ясность строения, господство мелодического начала, богатство мелизматики, большое количество малоконтрастирующих частей (от 3-х до 17-ти), монотематичность рондо отсутствие последовательного развития. Типичное количество частей – 7, 9. Отсутствие вступлений и связок.

Основная тема-рефрен (refrain или rondeau): песенно-танцевального характер, структура периода (чаще квадратного, повторного строения), повторенного при первом проведении, завершенного полной каденцией в основной тональности. Повторение рефрена в главной тональности и без изменений в процессе развития формы.

Эпизоды или куплеты (couplet): неконтрастность рефрену, интонационная и тональная близость к нему, порой заимствование из рефрена целых фрагментов (иногда точное воспроизведение рефрена в другой тональности), неустойчивый характер по сравнению с рефреном, структура не сложнее периода (изредка простая двухчастная форма, либо ходообразное построение). Тональный план эпизодов– тональности первой степени родства, одноименная, реже главная (последний эпизод). Общий тональный план формы – идея обхода тонального круга: T-D-S-T.

Рондо И.С. Баха: многочастность, эпизоды мало контрастируют друг другу (построены на общих формах движения). Контраст между рефреном и всей совокупностью эпизодов. Рефрен более индивидуализирован (у ансамбля), эпизоды на общих формах звучания (у солиста). Пример: Финал концерта для скрипки E-dur.

Рондо Ф.Э. Баха: эмоционально напряженное содержание, импровизационно-фантазийная манера, концепция формы, основанная на контрасте рефрена и эпизодов, многочастность. Рефрен: экспозиционное изложение – форма периода, преобразование структуры (уменьшение, увеличение) в дальнейших проведениях, транспонирование в новые тональности в том числе и неродственные. Куплет: основа – самостоятельная тема, развитие мотивов рефрена, импровизационность (гаммаобразные или арпеджированные пассажи, иногда вне тактировния).