logo search
Синельникова_Муз

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

План лекции:

А. Составная (сложная) трехчастная форма dacapo.

В. Составная двухчастная форма.

С. Контрастно-составные формы (или многочастные составные формы).

Принцип объединения относительно самостоятельных частей. Однородные и контрастно-составные виды форм. Количество частей, состав – свободные. Близость составным (сложным) формам классического типа. Отличия: внутренняя структура частей и степень их контраста (преимущественно контраст фактически не распространяется на тематизм, а сосредоточен в ладовой сфере).

Составная (сложная) трехчастная форма dacapo. Область применения: танцы из сюит (гавот, менуэт, паспье, бурре), программные миниатюры французских клавесинистов. Циклические последования танцев по типу Менуэт I – МенуэтII– Менуэт Idacapo – прообраз сложной трехчастной формы с трио. Аналогично в французских клавесинных пьесах: PremierePartie–SecondePartie –PremierePartie (D.C.). Устойчивые формы всех танцев: либо малая, либо куплетное рондо. Контраст между танцами: 1) более плотная туттийная фактура первого танца – и сольная, разреженная фактура второго; 2) масштабность, сложность формы первого танца – в сравнении с относительной простотой второго; 3) возможность ладового контраста (либо все части написаны в главной тональности, либо средняя часть – в одноименной); 4) в оркестровой музыке – возможность тембрового контраста и характера инструментовки. Статика движения во втором танце, обуславливающая естественность возвращения «опоры» – первого танца.

Составная двухчастная форма.Ее распространение в музыке французских клавесинистов. Принципы формообразования аналогичны составной трехчастной, только без репризы dacapo (PremierePartie–SecondePartie). Вторая часть – всегда в одноименной тональности и тематически связана с первой.

Контрастно-составные формы (или многочастные составные формы). Сфера применения: канцона, французская и итальянская увертюры, большая прелюдия, токката, соната. Соединение в контрастно-составной форме гомофонных и полифонических разделов, в том числе и фуги. Часть образцов – первые примеры крупной инструментальной формы, другая часть – предшественники циклических форм, в частности сонатного цикла (канцона и симфонического цикла (увертюра). Классификация контрастно-составных форм барокко: 1) полифонические, 2) гомофонно-гармонические, 3) смешанные гомофонно-полифонические. Большая распространенность последних. Количество частей и из планировка индивидуальны в каждом случае и связаны с жанровой принадлежностью.