logo search
Синельникова_Муз

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

План лекции:

А. Эпоха барокко и признаки переходного периода в музыкально искусстве.

В. Общие принципы формообразования в эпоху барокко.

С. Классификация музыкальных форм эпохи барокко.

Эпоха барокко и признаки переходного периода в музыкально искусстве:

1) одновременное существование и равное значение церковных и светских жанров;

2) одновременное развитие разных стилей – барокко, галантный стиль (рококо), ранний классицизм, сентиментализм;

3) развитие и закрепление гомофонного склада наряду с полифоническим, произведения смешанного гомофонно-полифонического склада;

4) смешение признаков модальной гармонии с тонально-функциональной;

5) формирование автономных музыкальных форм и их утверждение.

Изменение представлений о церковной музыке: появление духовных жанров, имеющих более широкую семантику, чем церковные (концертные мессы, духовные кантаты, духовные хоровые концерты). Сближение светской и церковной музыки. Выработка универсального музыкального языка: теория аффектов, музыкальная риторика. Становление тематизма как носителя образности. Рождение новых жанров: опера, оратория, кантата, концерт, фуга. Совершенствование технологии изготовления музыкальных инструментов. Формирование оркестра.

Расцвет инструментальной музыки и разнообразие ее жанров: концерт, соната (церковная и камерная), сюита и партита, фуга, прелюдия, токката, фантазия, инвенция, увертюра. Соотношение жанра и формы. Новые принципы музыкальной формы эпохи барокко как результат нового мировосприятия. Освоение пространственности в музыке: феномен диагонали – имитационность – ощущение глубины в строении музыкальной ткани. Проблема художественной среды, которая должна быть достойно декорирована. Особое значимость колорита звучания (разнообразные инструментальные составы, изменение среды звучания – новые эффекты перспективы). Неповторимость музыкальной фактуры как тенденция достойного декорирования художественной среды. Личностный аспект – стремление завоевать публику существенно в деятельности композитора и исполнителя: появление школы исполнителей-виртуозов. Драматическая экспрессия, возведение мелодии в ранг главного выразителя человеческих переживаний. Принцип концертирования.

Новые грани формы. На смену монолитному единству текучих полифонических композиций Возрождения приходят дробные, многочастные формы. Принцип многообразия в единстве. Одноаффектность в музыкальной форме: преобладание однородного тематизма, отсутствие производного контраста. Музыкальная идея подвергается не развитию, а развертыванию. Принцип развертывания как основа многих форм.

Классификация музыкальных форм эпохи барокко:

  1. Полифонические формы: фуга, ричеркар, инвенция, канон.

  2. Неполифонические (условно – гомофонные) формы:

    1. инструментальные формы: 1) одночастная сквозная форма; 2) малые (простые) формы – двухчастная, трехчастная, многочастная; 3)составные (сложные) формы – двухчастные, трехчастные, многочастные, контрастно-составные; 4) вариации и хоральные обработки; 5) рондо; 6) сонатная форма; 7) концертная форма; 8) циклические формы – концерт, соната, сюита;

    2. вокально-инструментальные формы: 1) ария с ритурнелем, 2) кантата, 3) оратория, 4) месса,

    3. опера (сценический жанр).

Поскольку барочные формы существовали до появления в учения о музыкальной форме и его типологии, в музыке барокко наряду с выделенными типами форм закономерны любые промежуточные между ними.