3. Дирижирование фермат и пауз
При дирижировании фермат – знаков, увеличивающих на неопределенное время длительность отдельных звуков, аккордов и пауз, – необходимо учитывать их место в произведении, а также характер, темп и стиль сочинения. Все виды фермат можно разделить на две группы.
1. Снимаемые ферматы, не связанные с дальнейшим изложением музыкального материала. Эти ферматы требуют прекращения звучания после истечения их длительности. Они встречаются, как правило, на границах частей или в конце произведения.
Пример 35. Г. Свиридов. «У берега зеленого»
2. Неснимаемые ферматы, связанные с дальнейшим изложением и лишь на время прерывающие движение музыкальной мысли. Неснимаемая фермата – это серединная фермата, встречающаяся только внутри музыкального произведения. Она не требует показа снятия звучности, после нее не наступает пауза или цезура. Неснимаемая фермата подчеркивает какой-либо аккорд или звук и удлиняет его.
Пример 36. Р. Щедрин. «Колыбельная»
Кроме этого: встречаются ферматы, применяемые не одновременно во всех голосах. В таких случаях общая остановка производится на последней фермате в такте.
Пример 37. Р.н.п. в обр. А. Новикова. «Уж ты, поле мое»
Если во время звучания ферматы нет изменений динамики, то положение рук дирижера остается неизменным. В тех же случаях, когда звук во время исполнения ферматы должен быть усилен или ослаблен, руки дирижера, соответствуя изменениям динамики, поднимаются вверх или опускаются.
В дирижировании пауз следует исходить из характера исполняемой музыки. Если музыка энергичная, стремительная, дирижерский жест становится экономнее и мягче в паузах. В медленных произведениях жест, наоборот, в паузах должен быть еще более пассивным.
Нередко встречаются паузы, длящиеся целый такт и больше. В этих случаях принято прибегать к приему «откладывания» пустых тактов. Он заключается в показе, строго в темпе, первой доли каждого такта. Остальные доли такта при этом не тактируются.
Аналогичным образом показывается и так называемая генеральная пауза13, обозначаемая в партитуре латинскими буквами GP.
Применяемая перед началом новой фразы или эпизода люфтпауза выполняется при помощи остановки движения руки и последующего за этим показа вступления к следующей доле такта. Подчеркнутая таким образом цезура придает особое дыхание музыке. Обозначается люфтпауза запятой или галочкой.
- Министерство образования российской федерации
- От автора
- М. Р. Гоголин
- Историко-эстетический анализ
- 1. Творческий портрет композитора и его основные произведения
- 2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально-теоретический анализ
- 1. Форма произведения и его структурные особенности
- 2. Жанровая основа
- Пример 1. Ю. Фалик. «Незнакомка»
- 3. Ладовая и тональная основа
- Пример 2. С. Танеев. «Восход солнца»
- 4. Особенности гармонического языка
- Пример 5. П. Хиндемит. «Лебедь»
- 5. Мелодическая и интонационная основа
- 6. Метроритмические особенности
- Пример 6. И. Стравинский. «Отче наш»
- 7. Темп и агогические отклонения
- 8. Динамические оттенки
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад
- Пример 10. Р.Н.П. В обр. А. Лядова «Поле чистое»
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения
- Пример 14. И. Дунаевский. «Моя Москва»
- 11. Связь музыки и поэтического текста
- Пример 18. Г.Ф. Гендель. «Мессия»
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора
- 2. Диапазон и тесситурные особенности произведения
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей
- Пример 22
- 4. Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка»
- 5. Приемы хорового письма
- Пример 26. С. Рахманинов. «Ныне отпущаеши»
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- Пример 32. Г. Ф. Гендель. «Мессия»
- Пример 34. Р. Щедрин. «Казнь Пугачева»
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбли
- 7. Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Приложение
- Историко-эстетический анализ
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально –теоретический анализ
- 3. Ладовая и тональная основа.
- 4. Особенности гармонического языка.
- 5. Мелодическая и интонационная основа.
- 7. Темп и агогические отклонения.
- 8. Динамические оттенки.
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.
- 11. Связь музыки и поэтического текста.
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора.
- 2. Диапазон и тесситурные особенности.
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамбля.
- 4.Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».
- 5. Приемы хорового письма
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбль
- 7.Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Заключение
- Список литературы
- Примечания
- М. Р. Гоголин работа студента над аннотацией хорового произведения
- 160035 Г. Вологда, с. Орлова, 6. Вгпу, издательство «Русь»