3. История создания произведения, его основная идея и содержание
«Поэма памяти Сергея Есенина» была написана через 30 лет после смерти поэта, в 1955 году. Первоначально она предназначалась для голоса и фортепиано. Но вскоре композитор понял, что по своему размаху новое произведение выходит за рамки камерного жанра. Тогда он сделал окончательную редакцию для солиста, хора и оркестра, которая прозвучала впервые 31 мая 1956 года в Москве.
К моменту создания свиридовской поэмы творчество Есенина было мало представлено в музыке. До Свиридова композиторы не видели в его поэзии ничего, кроме любовной лирики сельских пейзажей. Порой взгляд на поэта был еще более узким: его воспринимали как героя «Москвы кабацкой».
Свиридов подошел к творчеству Есенина с принципиально новых позиций. Он увидел в нем национального художника больших масштабов, певца революционной эпохи.
В произведении, названном композитором «поэмой», переплелись черты многих традиционных музыкальных жанров. Одни признаки ведут к классической оратории, в центре которой стоят героические деяния и могучие народные движения. Вторые связаны с русской лирической кантатой начала XX века, представленной «Колоколами» Рахманинова и «По прочтении псалма» Танеева. Наконец, влияние вокального цикла можно усмотреть в наличии лирического героя и в принципе объединения многочастной композиции, основанной не на сквозном сюжетном последовании, а на специфических музыкальных и поэтических связях.
В выступлении по радио перед первым исполнением «Поэмы памяти Сергея Есенина» Свиридов сказал о ее замысле: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ему страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу…».
Первые четыре части поэмы («Край ты мой заброшенный», «Поет зима», «В том краю», «Молотьба») образуют один большой раздел. Здесь предстает ушедшая в прошлое старая, крестьянская Русь с ее привычным, устоявшимся укладом жизни.
Спаяны между собой и две последующие части, идущие без перерыва и объединенные общим названием – «Ночь под Ивана Купала». Этот раздел поэмы можно назвать «Рождение поэта».
Новая, советская, Россия показана первоначально лишь с одной стороны. В седьмой части «1919» нарисована картина разрухи и запустения. Следующая, восьмая, часть – «Крестьянские ребята». Мужской хор запевает лихую песню с прибаутками. Восьмая часть противоположна седьмой и связана с ней, как противоположны и связаны две стороны медали. Текст для обеих этих частей Свиридов взял из есенинской «Песни о великом походе».
«Я – последний поэт деревни» – центральная часть в «поэме», составляющая вместе с десятой частью – «Небо как колокол» – ее финал. Сюжетная линия произведения приходит здесь к кульминации и трагической развязке.
«Край ты мой заброшенный» – первая часть «поэмы». Начинается она без обычного для крупной вокально-симфонической формы оркестрового вступления. Сразу же, с первой части, зарождается основная тема произведения – тема Поэта и Родины. Начальная поэтическая фраза номера – это «ключевая» фраза, ею намечается основной образный круг сочинения.
Мелодия, связанная с первой строкой текста, – тоже тематическое зерно части. Начинающаяся с вершины и затем ниспадающая, никнущая запевка подобна тяжелому вздоху: в ней слышатся интонации народного причета, плача. Это песня родственна народным и по языку и по строению. С начала до конца музыка выдержана в одном настроении. И в то же время постоянно мелодически варьируется как в крестьянской песне.
- Министерство образования российской федерации
- От автора
- М. Р. Гоголин
- Историко-эстетический анализ
- 1. Творческий портрет композитора и его основные произведения
- 2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально-теоретический анализ
- 1. Форма произведения и его структурные особенности
- 2. Жанровая основа
- Пример 1. Ю. Фалик. «Незнакомка»
- 3. Ладовая и тональная основа
- Пример 2. С. Танеев. «Восход солнца»
- 4. Особенности гармонического языка
- Пример 5. П. Хиндемит. «Лебедь»
- 5. Мелодическая и интонационная основа
- 6. Метроритмические особенности
- Пример 6. И. Стравинский. «Отче наш»
- 7. Темп и агогические отклонения
- 8. Динамические оттенки
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад
- Пример 10. Р.Н.П. В обр. А. Лядова «Поле чистое»
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения
- Пример 14. И. Дунаевский. «Моя Москва»
- 11. Связь музыки и поэтического текста
- Пример 18. Г.Ф. Гендель. «Мессия»
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора
- 2. Диапазон и тесситурные особенности произведения
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей
- Пример 22
- 4. Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка»
- 5. Приемы хорового письма
- Пример 26. С. Рахманинов. «Ныне отпущаеши»
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- Пример 32. Г. Ф. Гендель. «Мессия»
- Пример 34. Р. Щедрин. «Казнь Пугачева»
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбли
- 7. Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Приложение
- Историко-эстетический анализ
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально –теоретический анализ
- 3. Ладовая и тональная основа.
- 4. Особенности гармонического языка.
- 5. Мелодическая и интонационная основа.
- 7. Темп и агогические отклонения.
- 8. Динамические оттенки.
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.
- 11. Связь музыки и поэтического текста.
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора.
- 2. Диапазон и тесситурные особенности.
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамбля.
- 4.Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».
- 5. Приемы хорового письма
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбль
- 7.Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Заключение
- Список литературы
- Примечания
- М. Р. Гоголин работа студента над аннотацией хорового произведения
- 160035 Г. Вологда, с. Орлова, 6. Вгпу, издательство «Русь»