6. Дикционный и орфоэпический ансамбли
В основе формирования дикционного и орфоэпического11 ансамблей в хоре лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных звуков.
С целью обеспечения непрерывности звучания мелодии, чтобы согласные не замыкали звук, необходимо соблюдать правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.
Для соединения и разъединения согласных существует другое правило: если одно слово заканчивается, а другое начинается одинаковым, или приблизительно одинаковым, звучанием согласных звуков (Д – Т, Б – П, В – Ф и др.), то при медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а при быстром, наоборот, подчеркнуто соединять.
В хоровом пении существуют некоторые особенности при произношении согласных и гласных звуков в их различных сочетаниях. Вот некоторые из них:
1. Звонкие согласные, одиночные и парные, в конце слова произносятся, как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также «оглушаются». Например, «Наш паровоз вперед летит»:
«Наш парово/с/ /ф/пере/т/ летит»
2. Зубные (Д,З,С,Т) согласные перед мягкими согласными смягчаются. Например: /дь/венадцать, ка/зь/нь, го/сь/ть.
3. Звук Н перед мягкими согласными произносится мягко: стра/нь/ник. Н перед Л обычно произносится твердо: сонливый.
4. Звуки Ж и Ш перед мягкими согласными произносятся твердо: прежде, вешние.
5. Удвоенное Ж в пении обычно смягчается: жу/жьжь/ать.
6. Возвратные частицы «ся» и «сь» произносятся твердо: «са» и «с».
7. Сочетания «чн» и «чт» произносятся как «шн» и «шт».
8. В сочетаниях «стн», «здн» Т и Н не произносятся: гру/сн/о, по/зн/о.
9. Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на стыке с предлогом произносятся как твердое и долгое Ш: бе/шш/умно.
10. Сочетания «сч» и «зч» уподобляются долгому Щ: /щщ/астье, бе/щщ/етный.
11. Сонорный звук Р в большинстве случаев произносится утрированно.
12. Сочетания «дц» и «тц» внутри слова произносятся как двойное Ц: два/цц/ать, умыва/цц/а.
13. Сочетания «тч» и «дч» произносятся как двойной звук Ч: ле/чч/ик, моло/чч/ик.
14. В сочетании «стл» в некоторых словах выпадает звук Т: /щщ/асливый, хвас/ь/ливый.
15. В слове «сердце» выпадает звук Д. В слове «солнце» выпадает звук Л.
16. Звук И произносится как Ы при слитном произношении двух слов: из игры – из/ы/гры.
17. Безударные гласные О и А в произношении не различаются и произносятся как среднее между Ы и Э: жалеть – ж/ыэ/леть.
18. Предударные гласные Е и Я произносятся одинаково как звук, средний между Е и И: рябина – р/ие/бина.
19. Дифтонги «ые» и «ие» в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как «ыи» и «ии»: красные – красн/ыи/,дальние – дальн/ии/.
При исполнении быстрых произведений, слова следует произносить легко и очень активно, при минимальном движении артикуляционного аппарата. В произведениях драматического, торжественного характера слова произносятся «крупно», с хорошей артикуляцией. От характера произведения зависит и то, как будет произноситься текст: в распевных – мягко, в маршевых – скандированно.
- Министерство образования российской федерации
- От автора
- М. Р. Гоголин
- Историко-эстетический анализ
- 1. Творческий портрет композитора и его основные произведения
- 2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально-теоретический анализ
- 1. Форма произведения и его структурные особенности
- 2. Жанровая основа
- Пример 1. Ю. Фалик. «Незнакомка»
- 3. Ладовая и тональная основа
- Пример 2. С. Танеев. «Восход солнца»
- 4. Особенности гармонического языка
- Пример 5. П. Хиндемит. «Лебедь»
- 5. Мелодическая и интонационная основа
- 6. Метроритмические особенности
- Пример 6. И. Стравинский. «Отче наш»
- 7. Темп и агогические отклонения
- 8. Динамические оттенки
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад
- Пример 10. Р.Н.П. В обр. А. Лядова «Поле чистое»
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения
- Пример 14. И. Дунаевский. «Моя Москва»
- 11. Связь музыки и поэтического текста
- Пример 18. Г.Ф. Гендель. «Мессия»
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора
- 2. Диапазон и тесситурные особенности произведения
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей
- Пример 22
- 4. Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка»
- 5. Приемы хорового письма
- Пример 26. С. Рахманинов. «Ныне отпущаеши»
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- Пример 32. Г. Ф. Гендель. «Мессия»
- Пример 34. Р. Щедрин. «Казнь Пугачева»
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбли
- 7. Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Приложение
- Историко-эстетический анализ
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально –теоретический анализ
- 3. Ладовая и тональная основа.
- 4. Особенности гармонического языка.
- 5. Мелодическая и интонационная основа.
- 7. Темп и агогические отклонения.
- 8. Динамические оттенки.
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.
- 11. Связь музыки и поэтического текста.
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора.
- 2. Диапазон и тесситурные особенности.
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамбля.
- 4.Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».
- 5. Приемы хорового письма
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбль
- 7.Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Заключение
- Список литературы
- Примечания
- М. Р. Гоголин работа студента над аннотацией хорового произведения
- 160035 Г. Вологда, с. Орлова, 6. Вгпу, издательство «Русь»