Примечания
1. Сакральные (от латинского sacrum – священные) слова. Слова, имеющие специальное культовое предназначение. Например: amen – употребляемое в конце молитв и псалмов в переводе с древнееврейского обозначает «истинно».
2. Двенадцатитоновая серия – ряд из 12 звуков различной высоты, ни один из которых не может быть повторен, прежде чем не прозвучат остальные звуки серии. Подробнее см. в книге: Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М., 1976.
3. Кластер – созвучие, образованное сцеплением нескольких больших и малых секунд.
4. Сонористика – один из методов сочинения в музыке XX века, основанный на оперировании тембро-красочными звучностями. В нем имеет ведущее значение общее впечатление звуковой краски, а не отдельных тонов и интервалов как в тональной музыке.
5. Пуантилизм (от французского point – точка) – метод современной композиции. Музыкальная ткань в нем создается не соединением мелодических линий или аккордов, а из звуков, разделенных паузами или скачками.
6. Антифонное пение (буквально – звук против звука) – тип исполнения, при котором попеременно звучат два хора, например, левый и правый клиросы в православной церкви.
7. См. примечание 4.
8. Орфоэпия (от греческих orthos и epos – правильная речь) – правила произношения текста при пении.
9. Сериальность – вид серийной техники (см. прим. 2), при котором серийные параметры распространяются не только на звуковысотные, но и на другие элементы музыкальной ткани: ритм, темп, динамику и т.д.
10. Юбиляции (от латинского jubilatio – ликование) – вокализ, мелизматически распевающий какой-либо слог в сочинениях, как правило, религиозной католической или протестантской направленности.
11. См. примечание 8.
12. Чесноков П.Г. Хор и управление им. М., 1961.
13. Генеральная пауза – одновременная длительная пауза во всех голосах партитуры. Продолжительность – не менее такта.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Введение 5
Историко-эстетический анализ 7
1. Творческий портрет композитора и его основные произведения 7
2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста 8
3. История создания произведения, его основная идея и содержание 9
Музыкально-теоретический анализ 10
1. Форма произведения и его структурные особенности 11
2. Жанровая основа 11
3. Ладовая и тональная основа 12
4. Особенности гармонического языка 14
5. Мелодическая и интонационная основа 16
6. Метроритмические особенности 17
7. Темп и агогические отклонения 18
8. Динамические оттенки 19
9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад 20
10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения 23
11. Связь музыки и поэтического текста 25
Вокально-хоровой анализ 27
1. Тип и вид хора 28
2. Диапазон и тесситурные особенности произведения 29
3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей 30
4. Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка» 32
5. Приемы хорового письма 33
6. Виды хорового дыхания 36
Исполнительский анализ 38
1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль 38
2. Ритмический ансамбль 40
3. Темповый ансамбль 42
4. Динамический ансамбль 43
5. Штриховой ансамбль 45
6. Дикционный и орфоэпический ансамбль 47
7. Исполнительская фразировка 48
8. Создание исполнительского плана 49
9. Репетиционный план 50
Особенности дирижерского жеста 52
1. Характеристика дирижерских жестов 52
2. Виды ауфтактов 53
3. Дирижирование фермат и пауз 54
4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур 56
Приложение 58
Аннотация произведения Г.В. Свиридова «Край ты мой заброшенный» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» 58
Заключение 82
Список литературы 83
Примечания 85
- Министерство образования российской федерации
- От автора
- М. Р. Гоголин
- Историко-эстетический анализ
- 1. Творческий портрет композитора и его основные произведения
- 2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально-теоретический анализ
- 1. Форма произведения и его структурные особенности
- 2. Жанровая основа
- Пример 1. Ю. Фалик. «Незнакомка»
- 3. Ладовая и тональная основа
- Пример 2. С. Танеев. «Восход солнца»
- 4. Особенности гармонического языка
- Пример 5. П. Хиндемит. «Лебедь»
- 5. Мелодическая и интонационная основа
- 6. Метроритмические особенности
- Пример 6. И. Стравинский. «Отче наш»
- 7. Темп и агогические отклонения
- 8. Динамические оттенки
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад
- Пример 10. Р.Н.П. В обр. А. Лядова «Поле чистое»
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения
- Пример 14. И. Дунаевский. «Моя Москва»
- 11. Связь музыки и поэтического текста
- Пример 18. Г.Ф. Гендель. «Мессия»
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора
- 2. Диапазон и тесситурные особенности произведения
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамблей
- Пример 22
- 4. Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка»
- 5. Приемы хорового письма
- Пример 26. С. Рахманинов. «Ныне отпущаеши»
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- Пример 32. Г. Ф. Гендель. «Мессия»
- Пример 34. Р. Щедрин. «Казнь Пугачева»
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбли
- 7. Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Приложение
- Историко-эстетический анализ
- 3. История создания произведения, его основная идея и содержание
- Музыкально –теоретический анализ
- 3. Ладовая и тональная основа.
- 4. Особенности гармонического языка.
- 5. Мелодическая и интонационная основа.
- 7. Темп и агогические отклонения.
- 8. Динамические оттенки.
- 9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
- 10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.
- 11. Связь музыки и поэтического текста.
- Вокально-хоровой анализ
- 1. Тип и вид хора.
- 2. Диапазон и тесситурные особенности.
- 3. Соотношение естественного и искусственного ансамбля.
- 4.Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».
- 5. Приемы хорового письма
- 6. Виды хорового дыхания
- Исполнительский анализ
- 1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль
- 2. Ритмический ансамбль
- 3. Темповый ансамбль
- 4. Динамический ансамбль
- 5. Штриховой ансамбль
- 6. Дикционный и орфоэпический ансамбль
- 7.Исполнительская фразировка
- 8. Создание исполнительского плана
- 9. Репетиционный план
- Особенности дирижерского жеста
- 1. Характеристика дирижерских жестов
- 2. Виды ауфтактов
- 3. Дирижирование фермат и пауз
- 4. Особенности дирижирования метрических и ритмических структур
- Заключение
- Список литературы
- Примечания
- М. Р. Гоголин работа студента над аннотацией хорового произведения
- 160035 Г. Вологда, с. Орлова, 6. Вгпу, издательство «Русь»