logo
Rabota_nad_annotacciei (1)

3. Темповый ансамбль

Как уже говорилось в разделе «Музыкально-теоретический анализ», композиторы не всегда тщательно фиксируют свои требования в отношении темпа. В большинстве произведений имеются только словесные темповые указания и лишь в немногих выставлены указания метронома.

В пределах норм, не искажающих содержание и форму произведения, исполнительское решение темпа может иметь различные варианты. Их условность и относительность можно проиллюстрировать следующим списком, который расшифровывает некоторые общеупотребительные обозначения темпа.

Allegro – быстро, но не так быстро как vivace или presto.

Allegretto – не так быстро как allegro, с оттенком легкости.

Andante – медленным шагом. Здесь возможны различия в зависимости от того, делается ли упор на слово «медленным» или на слово «шагом».

Роль правильного темпа огромна. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех элементах исполнения. Многие произведения основываются на едином темпе, который должен строго выдерживаться от начала до конца. Важным и ответственным моментом является смена темпов. Вступлению хора в новом темпе должен предшествовать ясный ауфтакт. К исполнительским трудностям нужно отнести также и примеры многократного возвращения к первоначальному темпу.

Почти ни одно произведение не обходится без изменений темпа. Наибольшую трудность представляют постепенные и продолжительные изменения темпа, охватывающие иногда целые части произведений.

Особое значение имеет применение rubato. Оно может выражаться в отклонениях продолжительности отдельных звуков, но может производиться также и в масштабах музыкальных фраз, предложений, периодов.

Необходимо помнить, что любое изменение темпа всегда должно иметь эмоциональное и художественное значение. При этом всякое изменение темпа требует после себя определенной компенсации. Так, если было сделано ускорение, то его необходимо уравновесить замедлением и наоборот.

Разумеется, свобода в толковании темпа не должна привести к потере естественного движения, живого ритма, внутренней динамики музыкальной ткани. Чем глубже прочувствован основной темп, тем более естественны всякие более или менее значительные отступления от него. Так называемые агогические оттенки, означающие изменения в какой-либо фразе, периоде или ином отрезке партитуры установленного темпа в сторону убыстрения или замедления, позволяют исполнителю ярче проявлять свою индивидуальность. Но при этом не следует забывать о стиле произведения, эпохе написания и традициях его исполнения. Например, музыку доклассической эпохи принято исполнять без отклонений от темпа, с другой стороны, музыка композиторов-романтиков, исполненная строго в рамках единого темпа, потеряет большую долю своего обаяния.

Особенного внимания дирижера требуют долгие паузы. Нельзя допускать недодержки или передержки пауз, иначе будет страдать ритмическая структура произведения и, как следствие, пострадает авторский замысел данного сочинения.