logo
Rabota_nad_annotacciei (1)

1. Ансамбль строя и интонационный ансамбль

Музыкальный язык сочинений Свиридова базируется, как правило, на прочной тональной основе. Ему не свойственны хроматизированная мелодика и остродиссонантные гармонии. Тем не менее он не чуждается использовать определенный гармонический колорит для создания соответствующих музыкальных образов.

В хоре «Край ты мой заброшенный» простой, несколько архаичной мелодике противопоставляется гармония, основу которой наравне с трезвучиями составляют и аккорды более сложной структуры. Все это создает определенные интонационные проблемы при исполнении.

Наиболее часто употребляемый композитором элемент гармонизации (т.т.3 – 6 и т.д.) связан с интонируемым в сопровождении мотивом esd. Звучащая в мелодии солиста, а затем хора нота d (т.т.3, 5, 21, 23) создает с одновременно звучащим в оркестре мотивом интервал малой секунды. Это может негативно сказаться на качестве вокально-хоровой интонации.

К определенным интонационным трудностям можно отнести появление верхней «соль» в партии теноров (т.т. 29, 33, 37, 50), грозящее «нечистой» интонацией при плохой вокальной технике и «бездыханном» пении. Особенно опасен в этом отношении заключительный октавный унисон (т.т.50 – 52) исполняемый на pp.

Если же говорить об ансамбле строя в целом, можно заметить: так как хоровая партитура покоится на оркестровом фундаменте, проблема детонации хорового строя в этом произведении маловероятна .